Существенную часть производства ювелирных компаний в Российской империи составляло столовое серебро: драгоценные сервизы, чаши для пунша, наборы для вина — образцы такой утвари в большом количестве представлены в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
Столовые предметы, о которых пойдет речь в этой статье, были нужны для того, чтобы продемонстрировать состоятельность хозяина, подчеркнуть торжественность трапезы и выразить уважение к гостям. Каждому предмету за столом отводилась особая роль, которая обуславливала его название и внешний вид. Например, в одной посуде подавали хмельной мёд, в другой — ароматное вино, третья предназначалась для кваса.
Братина
Лидирующие позиции по изготовлению столовой утвари во второй половине XIX века занимала фирма П. А. Овчинникова (1830–1888), одной из первых в России начавшая выпускать «богато эмалированные изделия в старом русском стиле»: ковши, блюда, чарки, братины и ларцы.
Сосуд круглой формы без ручек называется братина. В братинах напитки подавали на стол и также с братиной были связаны обряды питья «заздравных чаш» и «братания». Хозяин дома наливал в братину меда или вина, становился посредине помещения и произносил импровизированную торжественную речь за здоровье каждого из пирующих мужчин. Гости в это время поочередно отпивали из братины, передавали ее по кругу и кричали «многие лета, многие лета». Считалось, что между людьми, испившими из одной чаши, устанавливались особо тесные, «братские» отношения.
Братина от фирмы П. Овчинникова входит в набор, выполненный на рубеже XIX–XX вв. В то время обряд пития «заздравных чаш» уже ушел в прошлое, так что в наборе, помимо братины, имеются черпак, поднос и чарки, в которых в то время сервировали алкогольные напитки.
Чарка
Чарка — еще одна форма традиционной русской утвари. Чарки в наборе для крюшона от фирмы И. Хлебникова достаточно большие, потому что напиток, который в них подавали — слабоалкогольный. Первоначально же чарки предназначались для крепких спиртных напитков, по размеру и форме скорее походили на образец, представленный ниже.
Перед нами вновь изделие фирмы Павла Овчинникова. Его мастера владели одной из самых трудоемких техник — оконной (витражной) эмалью, названной так вследствие своей прозрачности. Ею украшали, как правило, небольшие предметы — рюмки, стопки, конфетницы, формы которых нередко подражают старинной утвари.
Ковш
Ковш можно назвать самым характерным для Древней Руси типом национальной посуды. Древнейшие из ковшей были найдены археологами при раскопках в Великом Новгороде и Старой Ладоге, и относятся к X веку. Сначала ковши делали из дерева, позднее — из металла. Использовали их для самых разных нужд: для питья, для подачи напитков на стол, для разливания их по другим сосудам, для черпания воды, для пересыпания муки, зерна, круп и т. д.
В зависимости от предназначения, ковши имели разную форму и разные названия. Большие ковши называли конюхами и в них на стол подавали пиво, медовуху, бражку или квас. Они могли вмещать до двух ведер напитка. Из большого ковша питье могли зачерпывать ковшами поменьше, при этом основание у таких ковшей нередко было полусферическим. Поставить на стол их было невозможно, осушить нужно было за один раз — а затем повесить на бортик большого ковша.
Корчик
Для крепких спиртных напитков использовали маленькие ковшики особой формы. Они называются корчики. На белом эмалевом фоне внутри корчиков мы видим изображения петухов, выполненные в технике эмали по скани. По краям — ряд небольших белых кругов, напоминающих жемчужины. Такой прием украшения называется «жемчужник». Окружности создавались из сканой витой проволоки, а затем заполнялись эмалью белого цвета.
В быту русского народа корчик появился одновременно с чаркой, вероятно, в конце XVI – начале XVII в., когда получили широкое распространение более крепкие напитки, чем пиво и мед. По размеру тары часто можно предугадать, для напитков какой крепости она предназначалась.
Набор для пунша для фирмы Tiffany & Co
Русский стиль вызывал такой интерес за рубежом, что иностранные фирмы даже заказывали изделия у российских ювелиров. Так, набор для пунша был создан в 1887 году в московской мастерской Антипа Кузьмичева по заказу американской ювелирной фирмы Тиффани.
В роскошном приборе для пунша мастера применили модный тогда эффект «тромплейя» (от франц. trompe-l'œil — обман зрения) — на подносе лежат как будто настоящие «льняные» салфетки с богатой вышивкой, поражающей достоверностью в изображении ткани, кружева и цветных ниток.
Практически все предметы украшены выполненными в технике выемчатой эмали пословицами и поговорками: «Вино не пить, хозяина не любить», «вино веселит сердце человека», «вот беда, болит с похмелья голова», «загорелась душа до винного ковша». На венце большой братины, установленной в центре, нанесена надпись: «Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит». Надпись есть даже на ковше-черпаке: «Наливай, брат, наливай, всё до капли выпивай».
На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые Пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.