Найти тему

Сервировка праздничного стола в древнерусском стиле: братины, чарки, корчики и ковши.

Оглавление

Существенную часть производства ювелирных компаний в Российской империи составляло столовое серебро: драгоценные сервизы, чаши для пунша, наборы для вина — образцы такой утвари в большом количестве представлены в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Экспозиция Бело-Голубой гостиной Музея Фаберже.
Экспозиция Бело-Голубой гостиной Музея Фаберже.

Столовые предметы, о которых пойдет речь в этой статье, были нужны для того, чтобы продемонстрировать состоятельность хозяина, подчеркнуть торжественность трапезы и выразить уважение к гостям. Каждому предмету за столом отводилась особая роль, которая обуславливала его название и внешний вид. Например, в одной посуде подавали хмельной мёд, в другой — ароматное вино, третья предназначалась для кваса.

Братина

Лидирующие позиции по изготовлению столовой утвари во второй половине XIX века занимала фирма П. А. Овчинникова (1830–1888), одной из первых в России начавшая выпускать «богато эмалированные изделия в старом русском стиле»: ковши, блюда, чарки, братины и ларцы.

Прибор для пунша. Москва, 1899−1917. Фирма П. Овчинникова. Собрание Музея Фаберже.
Прибор для пунша. Москва, 1899−1917. Фирма П. Овчинникова. Собрание Музея Фаберже.

Сосуд круглой формы без ручек называется братина. В братинах напитки подавали на стол и также с братиной были связаны обряды питья «заздравных чаш» и «братания». Хозяин дома наливал в братину меда или вина, становился посредине помещения и произносил импровизированную торжественную речь за здоровье каждого из пирующих мужчин. Гости в это время поочередно отпивали из братины, передавали ее по кругу и кричали «многие лета, многие лета». Считалось, что между людьми, испившими из одной чаши, устанавливались особо тесные, «братские» отношения.

Братина от фирмы П. Овчинникова входит в набор, выполненный на рубеже XIX–XX вв. В то время обряд пития «заздравных чаш» уже ушел в прошлое, так что в наборе, помимо братины, имеются черпак, поднос и чарки, в которых в то время сервировали алкогольные напитки.

Чарка

Набор для крюшона (чаша на подносе с шестью чарками и черпаком). Москва, 1894. Фирма Ивана Хлебникова. Собрание Музея Фаберже
Набор для крюшона (чаша на подносе с шестью чарками и черпаком). Москва, 1894. Фирма Ивана Хлебникова. Собрание Музея Фаберже

Чарка — еще одна форма традиционной русской утвари. Чарки в наборе для крюшона от фирмы И. Хлебникова достаточно большие, потому что напиток, который в них подавали — слабоалкогольный. Первоначально же чарки предназначались для крепких спиртных напитков, по размеру и форме скорее походили на образец, представленный ниже.

Чарка. Москва, конец XIX века. Фирма П. Овчинникова. Собрание Музея Фаберже.
Чарка. Москва, конец XIX века. Фирма П. Овчинникова. Собрание Музея Фаберже.

Перед нами вновь изделие фирмы Павла Овчинникова. Его мастера владели одной из самых трудоемких техник — оконной (витражной) эмалью, названной так вследствие своей прозрачности. Ею украшали, как правило, небольшие предметы — рюмки, стопки, конфетницы, формы которых нередко подражают старинной утвари.

Ковш

Ковш можно назвать самым характерным для Древней Руси типом национальной посуды. Древнейшие из ковшей были найдены археологами при раскопках в Великом Новгороде и Старой Ладоге, и относятся к X веку. Сначала ковши делали из дерева, позднее — из металла. Использовали их для самых разных нужд: для питья, для подачи напитков на стол, для разливания их по другим сосудам, для черпания воды, для пересыпания муки, зерна, круп и т. д.

Ковш презентационный. Подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Санкт-Петербург, 1891. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт. Собрание Музея Фаберже.
Ковш презентационный. Подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Санкт-Петербург, 1891. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт. Собрание Музея Фаберже.

В зависимости от предназначения, ковши имели разную форму и разные названия. Большие ковши называли конюхами и в них на стол подавали пиво, медовуху, бражку или квас. Они могли вмещать до двух ведер напитка. Из большого ковша питье могли зачерпывать ковшами поменьше, при этом основание у таких ковшей нередко было полусферическим. Поставить на стол их было невозможно, осушить нужно было за один раз — а затем повесить на бортик большого ковша.

Корчик

Для крепких спиртных напитков использовали маленькие ковшики особой формы. Они называются корчики. На белом эмалевом фоне внутри корчиков мы видим изображения петухов, выполненные в технике эмали по скани. По краям — ряд небольших белых кругов, напоминающих жемчужины. Такой прием украшения называется «жемчужник». Окружности создавались из сканой витой проволоки, а затем заполнялись эмалью белого цвета.

В быту русского народа корчик появился одновременно с чаркой, вероятно, в конце XVI – начале XVII в., когда получили широкое распространение более крепкие напитки, чем пиво и мед. По размеру тары часто можно предугадать, для напитков какой крепости она предназначалась.

Набор для пунша для фирмы Tiffany & Co

Набор для пунша. Москва, 1887. Фабрика А. Кузьмичёва. Выполнен по заказу фирмы Tiffany & Co. Собрание Музея Фаберже.
Набор для пунша. Москва, 1887. Фабрика А. Кузьмичёва. Выполнен по заказу фирмы Tiffany & Co. Собрание Музея Фаберже.

Русский стиль вызывал такой интерес за рубежом, что иностранные фирмы даже заказывали изделия у российских ювелиров. Так, набор для пунша был создан в 1887 году в московской мастерской Антипа Кузьмичева по заказу американской ювелирной фирмы Тиффани.

Клеймо «Кузмичёвъ // Made for Tiffany & Co»
Клеймо «Кузмичёвъ // Made for Tiffany & Co»

В роскошном приборе для пунша мастера применили модный тогда эффект «тромплейя» (от франц. trompe-l'œil — обман зрения) — на подносе лежат как будто настоящие «льняные» салфетки с богатой вышивкой, поражающей достоверностью в изображении ткани, кружева и цветных ниток.

Практически все предметы украшены выполненными в технике выемчатой эмали пословицами и поговорками: «Вино не пить, хозяина не любить», «вино веселит сердце человека», «вот беда, болит с похмелья голова», «загорелась душа до винного ковша». На венце большой братины, установленной в центре, нанесена надпись: «Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит». Надпись есть даже на ковше-черпаке: «Наливай, брат, наливай, всё до капли выпивай».

На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые Пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.

Еда
6,93 млн интересуются