Найти в Дзене
Vaudetar

Андрей Филиппович Митрохин. Часть 2.


Есть несколько знаковых публикаций, в которых мы можем найти достоверное и относительно полное описание жизни Андрея Филипповича. Первой в этом ряду можно считать заметку-некролог, которая была опубликована Нестором Кукольником в 1846 г. в журнале «Иллюстрация» спустя несколько месяцев после смерти реставратора.
Нестор Кукольник был не только автором статьи, но и сам выпускал этот журнал и был главным его редактором с 1845 по 1847 г. Тематика журнала раскрывается в полном его названии: «Иллюстрация. Еженедельное издание всего полезного и изящного». Здесь находилось место и поэзии, и заметкам об искусстве, истории и литературе. Кукольник был очень близок к художественной среде, дружен с художниками, композиторами, литераторами. Из текста заметки становится очевидно, что он был лично знаком с А.Ф. Митрохиным и понимал, насколько важен его труд для сохранения
наследия, более того, сам «был свидетелем реставрации одной кар-
тины Рафаэля».
Н.В. Кукольник начинает текст довольно пространно и отвлеченно, обращается к вопросам живописи, к роли реставрации. По его мнению, значение реставрации крайне недооценивают, и напрасно, ведь мастера совсем «не думают, что долговечность их картин зависит от благорасположения стихий, от презренного цыгарочного дыма и вообще от самой невежественной случайности».
Автор также немного говорит об истории европейской реставрации, акцентируя внимание на том, что «реставрация картин принадлежит новейшему времени и, кажется, можно положительно сказать, что этим художественным ремеслом первоначально стали заниматься в Венеции, где, по приморскому положению города, влияние стихий на картины раньше других мест обнаружило необходимость средств к очищению и восстановлению картин». С гордостью Кукольник переходит к разговору об истории реставрации в России. По его мнению, у нас также совершались «подвиги», но мы вели себя скромнее, и громкой славы ни одна реставрационная удача в России не получала. Непосредственно А.Ф. Митрохину в статье посвящена лишь одна страница. Автор перечисляет основные факты из жизни реставратора. Важно, что Кукольник называет и картины, которые

А.Ф. Митрохину довелось реставрировать. Автор некролога неоднократно говорит о скромности нашего героя: «… но Митрохин не заботился о славе; он любил искусство, спасал погибающие произведения по чистому побуждению и зная, что его личных сил не достанет для всего, заботился, чтобы его скромное, но полезное искусство оставалось в руках достойных учеников…»8. С горьким сожалением он говорит о том, что, пока по всей Европе гремела слава реставратора Гаккинса, Митрохина вовсе никто не заметил. Сейчас, однако, мы можем с уверенностью сказать, что имя реставратора не забыто и уже никогда не будет предано забвению.

Из статьи:
Окрошидзе Л.Г. Новые факты о жизни и деятельности первого русского реставратора А.Ф. Митрохина// Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2023. Т.64. №4. С.174 - 187.

Статья подготовлена при поддержке членов организационного комитета по подготовке и проведению празднования 950-летия первого
летописного упоминания г. Торопца Тверской области А.К. Юренкова и Д.М. Данилова.

#искусство #заметкипоискусству #искусствоведение #эрмитаж #митрохин #андрей_митрохин #реставратор #история_реставрации #реставрация_в_эрмитаже #живопись #паркетаж #торопец #петербург #музей #консервация #реставрация_живописи #метрические_книги #artbooks #books #restoration #hermitage #museum #painting