Еще в 2022 году законодатель ввел систему отслеживания, регистрации и маркировки интернет-рекламы. А с 1 сентября 2023 года за немаркированную рекламу была введена административная ответственность.
Что это значит? Теперь любой участник интернет рекламы (любые физ.лица предприниматели, блогеры, юр.лица) могут получить штраф до 500 000 рублей за каждое нарушение. За маркировкой и регистрацией интернет-рекламы будут следить Роскомнадзор (РКН), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная налоговая служба (ФНС).
Что делать, чтобы не попасть на такие штрафы, давайте разбираться вместе.
Зачем вообще все это нужно?
1) Повысить прозрачность рекламного рынка
2) Вывести из тени тех, кто не уплачивает налоги
3) Упростить борьбу с мошенниками и запрещенными контентом
4) Защитить права потребителей рекламируемого контента
Что является рекламой?
Реклама – информация, для привлечения потенциальных клиентов, чтобы повысить узнаваемость бренда и простимулировать продажи.
Рекламой считается информация, которая:
- адресована неопределенному кругу лиц
- имеет избыточный эмоциональный окрас
- влечет побуждение к действию (подписаться на страницу, воспользоваться промокодом)
Рекламой могут быть:
- любые тексты (статьи, публикации, сообщения и т.д)
- баннеры
- видео ролики или аудио сообщения ( сторис, кружочки в Telegram-канале)
- прямые эфиры, трансляции онлайн
- репосты
- обзоры
- ссылки в SEO-статьях
Реклама может быть как платной, так и на безвозмездной основе.
Что не является рекламой?
- информация о своих товарах, услугах, акциях
- новости компании
- анонсы мероприятий или встреч на своих площадках
- информация о спонсорах или партнерах
- отзывы о товаре
- кейсы
- любая информация на сайте, странице, которая органично интегрирована (нативная реклама)
- сайты каталоги
- рассылки е-mail ( если есть собственная база). Необходимо иметь согласие от клиента на рассылку.
Важно, чтобы информация была без ярких выделений, среди другой информации на странице. Вся информация должна быть в едином стиле.
Как маркировать и регистрировать рекламу?
Маркировать интернет-рекламу необходимо только ту, которая распространяется на территории Российской Федерации.
1.Выбираем оператора рекламных данных (далее – ОРД) и заводим личный кабинет.
На сегодняшний день существует 7 ОРД (РКН ведет их список по адресу https://rkn.gov.ru/register-ord/register/)
- Яндекс ОРД;
- Озон ОРД;
- Лаборатория разработки, Сбер;
- ВК рекламные технологии;
2. Отсылаем рекламное сообщение ОРД и регистрируем его в системе.
3. Оператор рекламных данных присваивает рекламе идентификатор (токен).
Идентификатор представляет собой набор цифр и букв. Например: erid:LdtNi9UE
4. Размещаем рекламу на площадках с пометкой «Реклама», со сведениями о рекламодателе (наименование, ИНН, ссылка на сайт) и с идентификатор erid.
5. Передаем информацию о рекламе оператору, оператор передает в Роскомонадзор.
Информация о рекламных кампаниях будет храниться в ЕРИР - едином реестре интернет-рекламы.
Отчет о рекламе передается тем лицом, кто регистрировал рекламный креатив и получал токен от ОРД.
Если вы заключаете договор между рекламодателем и рекламораспространителем, то в таком договоре обязательно указывайте условия, кто из сторон будет маркировать, регистрировать и подавать отчетность интернет-рекламы.
Что должно содержаться в отчетности?
- ИНН всех участников рекламной кампании
- информация о финансовой составляющий
- закрывающий документ (акт)
Сроки предоставления отчета.
Передать информацию о рекламе необходимо в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение рекламы в сети.
Где размещать маркировку?
- если есть кликабельная ссылка, в конце URL добавляют токен (https://адрес_сайта/?erid=XXX, где erid=XXX — это токен)
- в тексте публикации (Реклама: ИП Иванова Мария Александровна ИНН: 532124115924 erid:LdtNi9UE)
- на изображении (поверх изображения
- в видеоролике (поверх видео или в начале видеоролика)
- аудиосообщение (размещаем токен в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки)
- сторис ( вначале ролика поверх видео)
- кружки в Telegram (на видео наложить нельзя, поэтому маркируем следующим сообщением или в комментариях)
Что будет, если не маркировать рекламу?
Вам может прилететь штраф, если вы:
- не маркируете рекламу
- маркируете рекламу с нарушениями
- не подаете отчетность
Размеры штрафов:
Стоит сказать, что каждый конкретный случай будет рассматриваться индивидуально. Поэтому, если сомневаетесь, стоит ли маркировать вашу рекламу, обратитесь к специалистам за консультацией.
Изображение от xvector на Freepik