Оферта — это предложение на заключение договора на определенных условиях.
Основная цель оферты - заинтересовать и привлечь внимание потенциальных клиентов и убедить их сделать покупку или заключить сделку. Она может содержать специальные предложения, скидки, акции или другие стимулирующие меры, чтобы убедить потребителя принять предложение.
1.Для кого нужна оферта и когда по ней можно работать.
Договор по оферте предоставляет возможность работать различным категориям лиц (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателяи, самозанятым).
При дистанционном способе продажи товара в сети Интернет продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
2.Когда оферта становится договором.
Акцепт — это выражение согласия или принятия предложения, сделанного другой стороной. Иными словами, акцепт означает принятие условий оферты или предложения, что приводит к созданию юридических обязательств между сторонами (заключение договора).
Примеры, как может выглядеть акцепт:
- оплата товара или услуги через сайт компании/социальную сеть;
- оплата продуктов в магазине;
- клиент дал устный (по телефону) или письменный (написал в ответ на почту) ответ на предложение заключить договор;
- оплата услуги в салоне красоты;
- проставление отметки «Согласен с условиями» на сайте;
- и т.д.
3.Виды оферт.
Публичная оферта – предложение, которое нацелено на неограниченный круг лиц и содержит все существенные условия договора. Акцептовать такую оферту может любой желающий.
Пример:
- документ с существенными условиями по заказу товара или услуги, размещенный на сайте;
- карточки товара или фотографии с ценами в социальных сетях;
- e-mail-рассылка;
- список услуг/ товаров с прайс листом (прайс лист в салоне красоты; ценник в магазине, меню в кафе и т.д.).
Непубличная (простая) оферта – предложение заключить договор одному или нескольким конкретным лицам. Акцептовать такую оферту может только то лицо, для которого она предназначена.
Пример:
- предложение выполнить услугу по аудиту сайта за определенную стоимость конкретной компании;
- предложение в личных сообщениях продать товар за определённую цену со скидкой.
4.Возможность изменения оферты.
По умолчанию оферта является безотзывной. С момента получения клиентом оферты, все условия, указанные в предложении, становятся обязательными для оферента (лицо делающее предложение на заключение договора). Если происходит акцепт, то договор признается законно заключенным.
Но изменить и отозвать оферту все-таки можно, но в конкретных случаях:
- если такое изменение будет прописано в тексте оферты (предложение действует до определенного числа);
- если клиент получил уведомление об изменении или отзыве оферты раньше или одновременно с офертой (предложение об акции за покупку товара было удалено с сайта до того, как клиент написал по поводу его покупки).
5.Как правильно составить оферту, чтобы не получить штраф.
Чтобы оферта имела юридическую сиулб, необходимо предусмотреть все существенные условия для договора. В документы обязательно должна быть следующая информация:
- информация о продавце (наименование, реквизиты, контактные данные);
- информация о покупателе ( описать кто вправе приобрести ваши товары или услуги). Важно не нарушить статью статье 5.62 КоАП «Дискриминация. Не включайте в оферту требования определенного пола, расы, национальности и пр. Исключение можно сделать только в том случае, когда покупатели определенной группы физически не смогут воспользоваться предложением;
- информация о товаре/услуге ( конкретное описание товара);
- акцепт (описать действия клиента, после которого оферта считается принятой, а договор заключенным);
- цена и способы оплаты (описать цену, включая доставку, скидки и акции, а также все дополнительные расходы покупателя; описать все возможные варианты оплат);
- получение товара/услуги (описать как и где клиент может получить товар или услугу);
- изменение оферты (описать причины или сроки изменения условий).Оферту можно менять в любой момент и по любым причинам: например, поднимать или снижать цены, добавлять или убирать бесплатную доставку. Главное, сообщить клиентам, когда именно нововведения начнут действовать;
- ответственность сторон/урегулирование споров (описать как будут регулироваться споры, осуществляться возвраты ).
Дополнительно можно предусмотреть в оферте:
- информацию про акты (Если продавец индивидуальный предприниматель или розничная компания, то подписание актов не требуется. Для этого необходимо написать: «Компания и клиент не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг». )
- защита персональных данных (Если продавец собирает, хранит и обрабатывает электронную почту, телефон, домашний адрес, номер карты клиентов — это персональные данные. Необходимо описать в оферте, как вы используете данные клиента.)
Изображение от rawpixel.com на Freepik