Последний день наших седьмых по счёту крымских зимних каникул. В Ялте шёл дождик, и мы тоскливо глядели в окошко в мечтах о лучшей погоде. Пока пробежавшая перед нашими изумлёнными физиономиями по сосне у окна белка не привела нас в чувство и, буквально, не выгнала на улицу!
Кстати, в последний день мы узнали, что дом, в котором мы остановились, не простой — здесь прожил свои последние годы знаменитый тенор Большого театра, первый исполнитель партии Ленского, известный педагог, учивший вокалу начинающего Фёдора Шаляпина — Дмитрий Андреевич Усатов. Судьба свела их в Тбилиси, когда Дмитрий Андреевич уже оставил сцену и преподавал там вокал. Тогда к нему в ученики и поступил Шаляпин, принявший решение заняться развитием своего голоса. Усатов оценил голос Шаляпина и не только согласился с ним работать, причём, бесплатно, а и оказал протекцию, устроив его петь в Тифлискую оперу. Там Шаляпин исполнял с течение года первые басовые партии... Сам же Усатов до конца своей жизни преподавал пение в Ялте, где и был похоронен на Поликуровском холме.
Ялта — всегда Ялта. Стоило выйти на её улицы, как неповторимая аура города счастья охватила нас, словно радужный пузырь, нежданно родившийся из сырости дождя. И сквозь его волшебную пелену дождливый город засиял всей своей атмосферностью и самобытностью. Резные домики, арочки, закоулочки — каждый шаг таил в себе сюрприз, сказку, дыхание истории… На фоне новеньких домов беззастенчиво произрастали древние сараи и лачуги, подставлявшие нашим объективам цветущие граффити бока, а обшарпанные стены, крыши и разноцветные двери сами собой складывались в лоскутное одеяло, несущее в себе странную, дремучую и манящую эстетику.
Противотуберкулезный диспансер в Потёмкинском переулке. Старое красивое здание с памятником Чехову во дворе (на фоне циничной таблички «Флюрография») — к сожалению, в аварийном состоянии: «Осторожно! Опасная зона. Обрушение карнизов».
С любопытством заглядываем во дворики и переулочки между улицами Чехова и Кирова — в этом лабиринте можно найти много фактурных сюжетов.
Дождь всё лил и лил, и мы шли промокшей Пушкинской улицей, с которой смыло всех художников.
Никому не хотелось мокнуть под дождём, и коричнево-серые коты у входа в галерею нахохлились отсыревшей шерстью. Мы пообщались с котами — и пошли в Ялтинский выставочный зал любоваться живописью.
Здесь качалась в потоках воздуха из бессильных перед холодом и сыростью кондиционеров Рождественская выставка, и мы долго бродили по залу среди картин и скульптур, разглядывая, восхищаясь, запоминая и фотографируя…
На втором этаже галереи мы уже который год любуемся живописью Бакаева, и не устаём удивляться его неповторимой манере, смелой и чуткой одновременно, хранящей на холстах самоё дыхание Крыма.
Противный дождик никак не прекращался, и мы нырнули в сувенирные ряды — выбрать подарки-гостинцы друзьям. За холщовыми стенами меж тем временами мощно грохотал морской прибой, выманивая нас на набережную и напоминая, что там нас ждут новые интересные кадры! А то мы так увлеклись, что даже не заметили, как кончился дождь…
Ялта, 10 января 2015 г.