Походно-полевые женщины - именно так называли определенную категорию девушек, женщин на фронте во время Великой Отечественной войны. Нельзя сказать, что само явление было сильно распространено, по большей части этот феномен касался фронтовых командиров, начиная от комбатов и заканчивая маршалами. Положение в обществе этих женщин было непостоянным, в любой момент времени она могла оказаться ненужной и брошенной.
Давайте поразмышляем, что же это за феномен: необходимость что бы выжить или простое аморальное поведение?
С началом Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии появилось огромное количество женщин. По данным историков на фронте оказалось от 800000 до 1000000 женщин. Львиная доля от этого количества действительно были патриотами своего страны и пришли служить из-за душевного порыва, являясь убежденными коммунистками. Порой это была весьма значимые должности:
- медицинская служба (от простых санитарок до врачей в крупных госпиталях).
- летчицы ночных бомбардировщиков, фашисты кстати называли их «ночные ведьмы»
- связистки, шофёры, топогрофы.
Нередко женщин можно было встретить в рядах разведчиков, артиллеристов, танкистов и в партизанских отрядах.
На самом деле не у всех командиров были полевые жёны, но всё же процент был довольно таки не мал. Давайте вспомним биографию Маршала Победы Г.К.Жукова и найдём в ней ту самую полевую избранницу.
Во время боёв под Москвой, маршал встретил Лидию Захарову, которая на тот момент была в звании младшего лейтенанта, была военным фельдшером.
С той встречи и на протяжении всей войны они были неразлучны. Историки утверждают что Маршал Победы был с ней очень нежен и чуток.
Затем Жукова назначают командовать Одесским военным округом, Лидию Захарову он взял вместе с собой. В Одессе они даже жили вместе, но приезжала в Одессу к Жукову и его законная супруга - Александра Диевна. И только тогда Лидия уходила из дома , как ни странно не претендуя на законный брак. Так же, как выяснилось позже, что она сделала от Жукова два аборта.
После начала нового романа Жукова, он не забыл про Захарову, а став министром обороны выбил ей отдельную квартиру в Москве, в которой она прожила 40 лет. Погибла Лидия Захарова в начале 1990-х годов в автокатастрофе.
Жизнь «походно-полевых» жен после войны.
Как вы понимаете не у всех женщин после войны жизнь сложилась ярко и радужно. В маленьких деревнях и сёлах клеймо «ППЖ» являлось позором для семьи, родня таких девушек старалась не иметь ничего общего с ними. Ужас, правда?
Доходило до того, что многие женщины скрывали, что были на войне, медали выбрасывали или специально «теряли», покидали свои родные села и города, выходили замуж лишь бы за кого и рожали детей.
Советую прочитать книгу белорусской писательницы, журналистки Светланы Алексиевич «у войны не женское лицо», в которой, на мой взгляд, достаточно точно описано положение дел в семье девушек, вернувшихся с фронта. Поражает отношение матерей и отцов к «ППЖ», готовых забыть о своих дочерях, лишь бы не нарваться на осуждающие взгляды соседей. Такое было время, непростое.
Я не берусь судить этих женщин, ведь во времена полного хауса, дефицита и войны в стране эти молодые девушки использовали свою красоту и молодость лишь для того, чтобы выжить. И находились они не в глубоком тылу на белых простынях, а как ни крути в горловине войны, к слову там действительно встречались искренние и романтические отношения.