Уходящий год был весьма непростым во всех смыслах. Да, рынок инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в России существенно изменился и продолжит меняться в ближайшие годы, тем не менее некоторые тенденции, которым он, скорее всего, будет соответствовать в 2024-2025 гг., уже наметились.
Среди них стоит отметить продолжение политики импортозамещения, которое нередко сводится к локализации техники и оборудования из так называемых дружественных стран.
Несмотря на это, прилагаются серьезные усилия в направлении разработки действительно российской продукции. И если в том, что касается ПО, дела обстоят достаточно хорошо, то с аппаратной частью сложнее. Пока в стране не будет создана собственная полноценная электронная компонентная база (ЭКБ) и налажено производство отдельных комплектующих, в том числе микропроцессоров, говорить об успехе явно преждевременно. Тем не менее успешные примеры есть, и о них нужно говорить.
Другая очевидная тенденция – усиление позиций китайских производителей на российском рынке, быстро занимающих освободившиеся ниши западных брендов, покинувших российский рынок. Справедливости ради заметим, рост популярности китайской продукции наблюдается по всему миру. Однако есть ли шансы у российских предпринимателей на создание собственных успешных брендов, например в сегменте смартфонов, когда рынок переполнен качественными и доступными моделями из Поднебесной? Вопрос риторический, поэтому перейдем к обсуждению свершившихся событий.
Российские вендоры печати перехватывают инициативу
В 2022 году рынок печатных устройств в России переживал сложные времена. По данным ITResearch, за весь 2022 год было продано 1,34 млн единиц техники, что на 38% меньше, чем в 2021 году. Снижение продаж принтеров и МФУ связано в первую очередь с официальным уходом с российского рынка крупнейших игроков — HP, Canon, Epson, Xerox, Brother, Lexmark, Kyocera.
В 2023 году производители почти не делились точными данными о результатах своей деятельности со СМИ и аналитическими агентствами. Последние актуальные цифры были представлены в отчете ITResearch за I квартал минувшего года. Согласно этим данным, за первые три месяца 2023 года было реализовано 296 тыс. единиц техники, что на 20,5% меньше, чем за I квартал 2022-го. Причем в денежном выражении падение составляет лишь 3,1% (в долларах), что связано с ростом цен на большинство доступных в России моделей. В среднем по рынку рост цен составил около 20%, тогда как в сегменте струйных устройств — 60%. В связи с этим значительно выросла популярность лазерных устройств, а объемы продаваемых струйных устройств сократились более чем в два раза. Пришедшие на рынок новые бренды также в основном сфокусированы на предложении лазерных принтеров и МФУ. Тем не менее к осени 2023 года рост цен замедлился, а где-то даже произошел существенный откат: судя по всему, баланс спроса и предложения стал выравниваться, что свидетельствует о насыщении и о том, что рынок вновь стал формироваться заказчиками.
На этом фоне особых успехов добился российский производитель «Катюша», сообщивший об увеличении производства и поставок своей техники в 2023 году в пять раз. За счет расширения дистрибьюторской сети компании удалось сформировать необходимые складские запасы как самих устройств, так и расходных материалов и запчастей к ним на сумму более чем в 3 млрд рублей. Таким образом, на сегодняшний день компания располагает крупнейшим в России хабом по печатной технике, за распространение которой отвечают пять крупнейших ИТ-дистрибьюторов в стране. На данный момент нехватки техники и расходных материалов не наблюдается: у всех дистрибьюторов, сотрудничающих с «Катюшей», в наличии полный модельный ряд (а это более 10 разных устройств), необходимые запчасти и оригинальные расходные материалы.
Помимо прочего, к концу 2023 года стабилизировалась ситуация с ценами на рынке: исчезли чрезвычайные многократные наценки, возникшие вскоре после ухода с рынка западных брендов. Такое положение дел связано с усилившейся конкуренцией между российскими производителями, азиатскими компаниями и техникой ушедших брендов, поставляемой в страну в рамках параллельного импорта. Российские компании начинают отыгрывать долю на рынке у брендов, продукция которых теперь завозится в Россию неофициально: не стоит забывать, что некоторые из них, например HP и Canon, все еще входят в лидеры российского рынка. Несмотря на это, заказчики стали чаще выбирать российскую продукцию из-за ряда конкурентных...