Медленно несет свои воды на север могучий Иртыш. На его левом берегу приютилось небольшое поселение, над примитивными жилищами стелется дым от костров. Женщины хлопочут по хозяйству, ждут мужчин, отправившихся на охоту в лес. Ребятишки развлекаются незатейливыми играми. Время действия – VI тысячелетие до н.э., место – территория будущего археологического памятника «Омская стоянка» в центре современного города.
Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый
Здесь, на берегу Иртыша, люди жили тысячелетиями. В России не так много археологических памятников, которые охватывают столь широкий хронологический диапазон – от конца мезолита (VI–V тыс. до н.э.) и до ХVI века.
Омская стоянка уникальна по количеству найденных при раскопках предметов разнообразных археологических культур. Они принадлежали как местным жителям, так и тем, кто приходил сюда издалека – из Восточной Европы, из Казахстана, с Южного Урала, с Алтая…
Да, в центре современного Омска в древности располагался своеобразный перекресток. Причем возник он здесь неслучайно. Как уже говорилось, Омская стоянка находится на берегу Иртыша, который во все времена был мощной транспортной артерией. А рядом – устья еще двух рек. Ученые выяснили, что по берегам Оми также находятся археологические памятники мирового значения. Вторая река, Камышловка, сегодня представляет собой цепочку озер, но еще в начале XIX века по ней ходили грузовые баржи.
Омский археолог и советник генерального директора омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» Борис Коников неслучайно называет это место Сибирским Вавилоном: «Такое впечатление, что людей сюда как магнитом притягивало». Для древних охотников и рыболовов здесь был настоящий рай. Рядом – притоки Иртыша и много озер, значит, рыбы было более чем достаточно. А в лесах полно зверей, грибов и ягод. В общем, есть все для того, чтобы выжить.
В процессе исследования Омской стоянки археологи проводили пробные раскопки. Закладывали шурфы на расстоянии нескольких километров. И повсюду находили явные доказательства того, что в древности на этой земле жили люди. В разные эпохи плотность населения на этой обширной территории (свыше 30 га) была разной. Здесь могли одновременно жить от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
В каменном веке на берегу Иртыша были стоянки – неукрепленные поселения. Люди жили в низких полуземлянках, внешне напоминающих хантыйские жилища XIX века. В бронзовом веке появились городища, обнесенные земляными валами и рвами. Археологами были найдены маленькие комочки бронзы – явное доказательство того, что здесь занимались литьем. Позднее, в раннем железном веке, на берегу Иртыша появились мастерские по плавке железа.
Жизнь здесь была спокойная: археологи не нашли на Омской стоянке следов пожаров или боевых действий. А вот природные катаклизмы случались. В ходе раскопок выяснилось, что жителям Омской стоянки приходилось переживать своего рода «микропотопы»: возможно, Иртыш разливался после многодневных дождей. Тогда люди вынужденно оставляли обжитые места, но потом снова возвращались...
«Когда человек живет на земле, остается культурный слой. А если человек уходит, то на этом месте образуется так называемый стерильный слой – чистый, без находок. Археологи зафиксировали на Омской стоянке наличие нескольких стерильных прослоек – там только песок и глина, – разделяющих культурные слои», – поясняет Борис Александрович Коников.
Количество обнаруженных на стоянке находок впечатляет – их уже более 10 тысяч. Находят в основном черепки и камни – Омской стоянке пришлось долго ждать своих исследователей.
ВОЗВРАЩЕННАЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ
Если бы в 1918 году в Омске были профессиональные археологи, их, несомненно, ожидали бы богатейшие открытия. Но первые артефакты здесь нашел увлеченный коллекционер, который археологом не был.
105 лет назад омский врач Сергей Ковлер гулял по берегу и наткнулся на древние предметы из камня и бронзы. Будучи человеком образованным (Ковлер окончил медицинский факультет Йенского университета, знал шесть иностранных языков. – Прим. авт.), он сразу понял важность этих находок и отнес их в музей. А ведь вполне мог бы оставить их для своей коллекции.
Через некоторое время на Омскую стоянку наведался геолог, минералог и поэт, стихи которого знала вся Сибирь – Петр Драверт. Он обратил внимание на искусственно обработанные камни. На Омской стоянке Драверт собрал уникальную коллекцию древних орудий труда, пожалуй, самую интересную из тех, что хранятся в Омском историко-краеведческом музее.
А первым профессиональным археологом, который ознакомился с Омской стоянкой, стала Варвара Левашова, приехавшая в город на Иртыше по совету своего учителя, знаменитого профессора Московского университета Василия Городцова. Благодаря ей в первую в Омске научную музейную археологическую экспозицию вошли и находки, сделанные на стоянке, – каменные наконечники стрел и копий, топоры, обломки глиняной посуды, бронзовые ножи, серпы и украшения.
В 1950-е годы, когда строился Ленинградский мост, стоянка едва не исчезла. Земля с территории археологического памятника пошла на насыпь моста. Бульдозеры гребли все подряд – сколько артефактов тогда сгинуло, можно только гадать.
В 1988 году на берегу Иртыша стали строить профилакторий «Восход» для работников Радиозавода имени А.С. Попова. И позабытая Омская стоянка вдруг напомнила о себе. «Руководство завода тогда никто не уведомил о том, что здесь находится памятник археологии. Когда строители стали рыть котлован и наткнулись на древние артефакты, археологи подняли шум, требуя сначала провести раскопки, а потом уже начинать строительство, – рассказывает профессор Коников. – Я в то время должен был ехать на север Омской области, где вел раскопки. Но я оказался единственным археологом в городе, у которого было разрешение на проведение раскопок – открытый лист. Ко мне обратились с просьбой спасти то, что еще можно было спасти. Я пригласил своих бывших студентов и в 1988–1989 годах мы провели раскопки».
Это событие стало для Бориса Александровича судьбоносным: он занимается Омской стоянкой уже 35 лет.
В 2008 году Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» добровольно взяло на себя обязательство по сохранению и популяризации памятника культурно-археологического наследия «Омская стоянка». И там наконец началась планомерная исследовательская работа.
В 2008–2016 годах на территории памятника вела раскопки археологическая экспедиция Омского государственного педагогического университета. Борис Коников осуществлял общее руководство работами, а непосредственно раскопками руководил заведующий Музеем археологии и этнографии университета Максим Грачев. Сейчас раскопки приостановлены, но они несомненно возобновятся.
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КАМНИ
На Омской стоянке сохранилось множество артефактов каменного века. Выглядят они в основном довольно невзрачно. «Вы орудие труда древних людей увидите под ногами и не обратите внимания. Но это не просто каменные обломки, а дело рук первобытного человека, изготавливавшего из камня орудия, с помощью которых он обустраивал свою жизнь. За плечами тех, кто работал с этим камнем, был большой опыт. Фактически это были древние геологи – они хорошо ориентировались в породах камня, знали, что из какого камня изготовить», – поясняет Борис Александрович.
Работа была очень кропотливой: тонкие чешуйки отделялись от камня при помощи костяных или каменных приспособлений.
Древние жители Омской стоянки изготавливали разнообразные орудия труда. Например, в деревянной рукояти делали прорези, в которые вставляли миниатюрные каменные пластины с заостренным краем. При раскопках археологи обнаружили много таких пластин. В каком-то смысле составные орудия мезолитической эпохи (так их именуют ученые) – родоначальники нынешних перочинных ножей.
Важный момент: в Омске своего камня нет. Древние жители использовали «импортное» сырье. Минералогический анализ найденных на берегу Иртыша орудий показал, что многие из них сделаны из камня, добытого за сотни, а то и тысячи километров отсюда. Аналогичные породы ученые обнаружили на территории современного Казахстана. Тяжелый груз везли на плотах по рекам за тысячи километров. То есть уже в древности здесь шла оживленная торговля, поддерживались «международные» торговые контакты.
В коллекции Омского краеведческого музея много наконечников стрел – разных форм и размеров. Массивные и не слишком тщательно обработанные наконечники предназначались для дротиков и копий.
Одними из самых нужных в быту предметов были, естественно, топоры. В их изготовлении мастера каменного века достигли настоящих высот, рабочие части были тщательно отполированы и очень остры. В наше время археологи провели любопытный эксперимент: лесоруб с каменным топором, изготовленным по древней технологии, срубил дерево всего на три минуты позже, чем его коллега с железным.
На Омской стоянке были найдены не только каменные артефакты. Одна из самых интересных находок – резная фигурка из кости, которая некогда венчала шаманский жезл. Ученые до сих пор ломают голову над тем, кого изображало это улыбающееся существо – змею, собаку, рыбу?.. «Листая «Древнюю историю искусств народов СССР», в главе, посвященной Кавказу, я увидел фигуры, высеченные из камня, – очень похожие, но огромные. Это очередная загадка. Где Омск и где Кавказ? Ведь нас разделяют тысячи километров», – говорит Борис Александрович. Это наводит на определенные размышления. Не все так просто было даже в каменном веке, не все так примитивно, как мы привыкли думать.
Материалы Омской стоянки опровергают распространенный миф о том, что древний человек одевался лишь в звериные шкуры. Люди каменного века ходили в одежде, сотканной из растительных волокон. Нити для ткачества пряли на веретенах с насаженными на деревянную основу глиняными или каменными грузиками-пряслицами. Кроме того, этнография свидетельствует, что еще в ХVIII–ХIХ веках многие аборигены Сибири шили одежду и из рыбьей кожи. Этнографы полагают, что истоки этой традиции уходят в неолит.
В 1988 году Борис Коников раскопал грунтовой могильник IV тысячелетия до н.э., в котором были похоронены мужчина и женщина. Это были высокие, хорошо сложенные люди. Рост мужчины составлял 197 сантиметров, женщины – 167 сантиметров. Их скелеты передали для изучения тюменским антропологам. И получили заключение, что в могильнике были захоронены люди смешанного европеоидно-монголоидного типа. Значит, на этой территории происходило смешение двух рас. Европеоиды могли добраться до здешних мест с Урала или с юга Сибири. А монголоиды, скорее всего, пришли из Восточной Сибири, с Енисея. То есть еще в каменном веке здесь был перекресток Европы и Азии.
ДРЕВНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, ВОИНЫ
Осколки древней керамики – своеобразная «визитка» древних племен. Ведь по орнаменту исследователи могут определить, представители какой археологической культуры жили в этом месте. К примеру, посуда федоровской культуры эпохи бронзы была украшена «ковровыми орнаментами» – там столько разнообразных элементов, что возникает впечатление, будто ты смотришь на ковер искусной работы.
Керамические «визитки» Омской стоянки поведали о многом. Здесь жили представители екатерининской культуры – первые местные скотоводы, искусные охотники и рыболовы. «Все, чем пользуется современный рыбак, за исключением моторов, вот эти товарищи изобрели и успешно использовали», – поясняет Борис Коников.
Во II тысячелетии до н.э. на территории Омской стоянки отметились представители культуры, которую археологи называют андроновской. Андроновцы – предки индоарийских народов. Они занимали в Сибири огромную территорию. Многочисленность племен привела к перенаселению и вызвала миграцию андроновцев: одни пошли на север и стали предками современных хантов и манси (обских угров), другие отправились на юг – в земли Иранского нагорья, а затем на территорию современной Индии. Любопытно, что в индийском сборнике религиозных текстов «Ригведа» сохранились воспоминания о пребывании предков в стране льда и холода. Там же говорится о реках, текущих с юга на север (как Иртыш и Обь). А культ огня и почитание коня, существовавшие и у индоариев, и у обских угров, совпадают в деталях и вполне могут напоминать о степном прошлом этих народов.
В 2012 году на Омской стоянке случилось самое знаменательное открытие. Археологи обнаружили костяной пластинчатый панцирь в окружении осколков глиняной посуды, которые позволили определить, что здесь существовало крупное поселение петровцев – пришельцев с Южного Урала и из Казахстана. А значит, по сибирским степям в древности проносились колесницы! На исконных землях петровцев археологи исследовали курганы знати, и в этих погребениях всегда присутствовали колесницы. «Колесниц мы на Омской стоянке не нашли, но костяной панцирь – удивительная находка. Такой панцирь – это огромная ценность. Его передавали по наследству. В крайнем случае могли положить в могилу погибшего вождя. А здесь он был просто брошен. Сразу возникают вопросы: кто его бросил? Почему его не забрали?» – поясняет Борис Коников. Но что за драма разыгралась здесь в древние времена, мы, увы, никогда не узнаем...
Возделывать землю в Прииртышье начали за три тысячелетия до прихода русских поселенцев, тогда здесь появились представители ирменской культуры, бывшие искусными земледельцами. А еще они одними из первых в Северной Азии овладели искусством верховой езды с использованием уздечки.
В раннем железном веке в Прииртышье поселились воинственные саргатцы, прекрасные наездники, владельцы огромных табунов (см.: «Русский мир.ru» №3 за 2022 год, статья «Властители прииртышских степей»). Всадники в тяжелых доспехах из сотен костяных пластин сметали на своем пути всех и вся. Они были силой, которой в те времена мало кто мог противостоять. Саргатцы собирали дань со всех окрестных племен и контролировали проходивший вдоль Иртыша участок Великого шелкового пути, фактически организовав там таможню. Золото текло к ним рекой, неудивительно, что в саргатских курганах находят драгоценные чаши, дорогие бусы, золотые украшения. Современные исследователи утверждают, что саргатцы стояли на пороге образования государства. Но помешало Великое переселение народов...
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Многочисленные находки, обнаруженные на территории Омской стоянки, хранятся в нескольких музеях и ждут своих исследователей. Им, несомненно, предстоит дополнить наши представления о древней истории множеством интересных подробностей.
Сегодня существуют планы музеефикации территории омского археологического памятника. Здесь планируется создать полноценный интерактивный музей, в котором будут выставлены и подлинные артефакты. Однако пока точные сроки реализации этого проекта неизвестны. Хочется верить, что в конце концов эти планы воплотятся в жизнь. Ведь люди, которые знают историю своей земли, относятся к ней иначе, нежели те, кому она неизвестна.
«Как историк, я могу сказать, что связь времен существовала, существует и будет существовать. Люди неизбежно воспринимают культурно-историческую ауру той земли, где они живут. А значит, мы не только носители той культуры, которая была принесена сюда из европейской России, но и наследники петровцев, андроновцев, саргатцев. И это прошлое, имеющее к нам самое непосредственное отношение, нужно сохранять и уважать», – уверен Борис Коников.