Найти тему

Зачем красавчик Юсупов убил Распутина?

Оглавление

Поехал по делам в Москву, но обстоятельства сложились так, что оказался в Петербурге. Я понимаю, рассказать такое перед Новым годом - это нарваться стеб по аналогии с "Иронией судьбы".

Ирония судьбы присутствовала только в том, что я попал в гости к убийце. Точнее, в его дом. Еще точнее, в Юсуповский дворец на Мойке.

Мне интересны исторические экскурсии, но эта была особенной. Экскурсоводы любят нагнать жути, попугать призраками и шокировать неожиданными фактами. В данном же случае о событиях, произошедших в этом дворце в ночь на 17 декабря 1916 года, написаны тома научных исследований, и я не возьмусь за непосильную задачу кратко изложить их.

Я попробую передать свои впечатления от этой экскурсии и книг, прочитанных уже после нее, и искренне советую вам побывать в Юсуповском дворце. Это было очень интересно!

Маврушка Шувалова и дом на Мойке

В Петербурге изначальном были четкие правила строительства. На всех магистралях, главных улицах и на улицах вдоль значимых водных артерий строить здания (предполагается: дворцы) могли только люди высоких титулов, чинов, с высокими доходами. Вторую линию могли развивать люди также заслуженные, но менее знатные и с доходами "пожиже". И так до окраин. Даже если у какого-либо купца были деньги, построить знания на перволинейных участках он не мог ( с приходом капитализма в Россию ситуация изменилась, но и тогда здания лишь перекупали и перестраивали).

Так вот, появлению этого дома на Мойке способствовало весьма разнузданное поведение одной некрасивой дамы, которая при русском дворе-то занимала низшую придворную ступеньку - была камер-юнгферой дочери Петра Великого Анны Петровны. Ее задачи мало отличались от того, что положено делать служанке. Несколько раз на дню, она обязана была прислуживать при одевании своей госпожи, как горничная.

Звали ее Маврушка Шепелева. Была эта дама бойка и весела, и не походила на сушеных придворных вобл Голштинского двора, куда Анна Петровна забрала ее с собой, когда вышла замуж за герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.

Этот человек сильно недооценен в нашем Отечестве, а зря. Его нужно знать.

 «Портрет  Племянник шведского короля Карла XII.о», начало 1720-х гг. Художник - Дэвид фон Крафт
«Портрет Племянник шведского короля Карла XII.о», начало 1720-х гг. Художник - Дэвид фон Крафт

Он стал родоначальником династии Гольштейн-Готторп-Романовых: так как был он зятем Петра I, отцом Петра III и, соответственно, предком всех последующих российских императоров по мужской линии.

Потенциальный наследник шведской короны влюбился в Маврушку, она же пользуясь дружескими связями с дочерьми монарха Анной и Елизаветой, имела негласный особый статус доверенного лица. Это выделило ее среди остальной высокородной прислуги. Карл влюбился в Маврушку, и она стала его официальной любовницей.

Маврушка Шепелева.
Маврушка Шепелева.

Как племянник шведского короля Карла XII, Карл считал себя возможным наследником короны, но его ловко обошла более хитрая сестра Ульрика. Знаю, что многие посмеиваются над "красотой" европейских принцесс. Но общая с сестрой Ульрикой кровь текла в жилах Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Она же передалась Романовым. Так что гены этой шведской королевы (на картине ее карикатурное изображение, не удивлюсь, если с подачи Карла) формировали генотип русских императоров.

Карикатура на Ульрику Элеонору, королеву Швеции, правившую в 1718—1720 годах.
Карикатура на Ульрику Элеонору, королеву Швеции, правившую в 1718—1720 годах.

Анна Петровна в горести писала сестре Елизавете:

Герцог и Маврушка окончательно опошлились. Он ни одного дня не проводит дома, разъезжает с нею совершенно открыто в экипаже по городу, отдает с нею вместе визиты и посещает театры.

При этом дочь Петра ничего не могла поделать со своей юнгферой.

После смерти Анны Петровны Маврушку - Мавру Егоровну отослали в Россию. Ей было 20 лет, и ее репутация "девицы" была испорчена, а деловая хватка и умение плести интриги нарастали год от года. Лишь к тридцати годам, в 1738 году вышла замуж за Петра Шувалова, камер-юнкера. Шуваловы обязаны возвышением Маврушке, ее влияние на Елизавету Петровну было таким сильным, что даже граф Разумовский, тайный супруг императрицы считался с мнением ныне Мавры Егоровны Шуваловой. Она, кстати, вместе со своим "кружком" заменила фаворита на брата мужа Ивана Шувалова.

С 1743—1759 годах семья Шуваловой живет в доме на улице Набережная реки Мойки, № 94, затем дом заселяют шуваловские наследники. В 1830 году дворец купил князь Б. Н. Юсупов и до 1917 года им владели пять поколений этого княжеского рода.

Переделка дома Юсуповыми

Приходилось вам срывать обои в старых домах? История выглядит примерно также, как этот процесс: слой за слоем обнаруживаются следы более старой жизни.

И вот вы в доме Юсуповых, и тоже не вполне в их доме: с 1925 года здание заселено разнообразными офисами работников просвещения, да и сейчас там Санкт-Петербургский дворец культуры работников просвещения.

И это настолько многослойная история, что не понимаешь, с какого конца подобраться к этому дому. То ли с Шуваловых, то ли с Юсуповых, ведь основательную перестройку дворца провели именно они?

В начале 1890-х годов во дворце появились электричество, канализация, водопровод, центральное отопление, перестроен театр и была создана Мавританская гостиная. В 1914 году к ним добавились Большая гостиная, Большой зал и Столовая.

А с 1916 года дому присвоили печальный титул "дома убийцы".

Гарсоньерка Юсупова.
Гарсоньерка Юсупова.

Больше ста лет историки изучают события тех лет, и вроде бы убийцами Распутина устойчиво называют князя Феликса Юсупова, депутата Госдумы, Владимира Пуришкевича и великого князя Дмитрия Павловича, помогал им поручик Сухотин... Но загадок по-прежнему много.

Последние часы жизни старца в восковом варианте.
Последние часы жизни старца в восковом варианте.

Спустя четверть века в Париже были изданы две книги воспоминаний Феликса Феликсовича Юсупова «Перед изгнанием. 1887–1919» и «В изгнании», это были, казалось бы, откровенные книги, но противоречащие воспоминаниям Пуришевича, например, и не имеющие объяснений некоторых моментов.

-7
-8

В воспоминаниях Юсупов обозначает свой мотив так:

«После встреч и бесед с Распутиным я убедился, что в этом человеке кроется главная причина всех бед, постигших Россию. Если не будет Распутина — не будет и той сатанинской силы, которой он опутал умы Николая II и его супруги».

В этом месте нужно сделать несколько необходимых уточнений. Феликс Юсупов, потомок богатейшей семьи России в 1914 году женится на внучке Александра III и племяннице Николая II - Ирине Александровне Романовой. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, узнав о помолвке, всеми средствами хотела расстроить эту свадьбу.

За миловидным Юсуповым тянулся шлейф слухов о его содомских забавах, о том, что он очень любит рядиться в женские платья, и что его давно совратил великий князь Дмитрий Павлович, давно замеченный в интересе к юным мальчикам. Были также показания приближенных к царской семье, что старец по просьбе Феликса Юсупова-отца, как человек с сильными лекарскими способностями, снимал порчу с Феликса-сына, отваживал его от недостойного занятия.

Все эти детали говорят о том, что у красивого распутника Феликса не было политических мотивов и необходимости убивать старца, и если был мотив, то, скорее, сокрытие того постыдного, что знал о нем тобольский мужик.

При дворе Распутина знали, как лекаря цесаревича Алексея, спасал его от болей, связанных с гемофилией, не раз. Иногда он лез в военные дела, и даже силился предотвратить войну с "германцем", но с июля 1914 года он отсутствовал в Петербурге, так как был ранен Хионией Гусевой ножом в живот и лечился в Тюмени. В марте 1917-го, кстати, Керенский лично распорядится амнистировать Гусеву.

С того времени по 1916 год начинается кампания по дискредитации "мужика, влияющего на царскую семью". Тобольского старца обвиняли в печати и в публичных выступлениях в пьянстве, разгулах, разврате, шарлатанстве и сектантстве. После революции доносы были перепроверены. Они оказались ложными, а "свидетели" подставными. Но вот когда были запущены грязные сплетни о «любовной связи» с царицей и об их совместной работе на германский генштаб, тогда репутация старца была подорвана окончательно. Считается, и такими методами в стране готовилась революция.

По поводу злонамеренной деятельности Распутина была создана следственная комиссия Временного правительства, работая по горячим следам с еще живыми очевидцами событий, комиссия не нашла подтверждений «распутинщины». Разве что близость к царской паре выдавали прозвища "Наш Друг" - как семья звала Распутина, и «Папа» и «Мама», как звал он Николая II и его супругу.

Товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда Владимир Руднев поначалу, как и все, негодовавший по поводу деяний Распутина, сделал доклад, в котором признал, что пьяные оргии, свальный грех под видом лечения в банях, блуд с царицей и подписи царя за взятки Распутину - вымысел.

-9

Поверил ли во все наветы Феликс Юсупов или коллективное убийство было частью политической игры, заговора? Ведь даже такие широкоизвестные, благодаря кино, "детали убийства", вроде яда в миндальном пирожном, не подтвердились: при вскрытии трупа старца, следы яда не были обнаружены. Да и искушенные в кондитерском деле аристократы путались в названии пирожных: у одних это были "буше", у других - "эклеры", и яд, в показании части обвиняемых был "цианистым калием", а других был "синильной кислотой".

И что происходило на самом деле?...

Об этом знают только стены Юсуповского дворца.

В Юсуповском дворце уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, анфилада бельэтажа, но также хорошо сохранились жилые покои семьи Юсуповых. Но молодая пара Юсуповых Ирина и Феликс так и не увидели результаты всей грандиозной перестройки дворца. Пока там шел ремонт, они жили во дворце родителей Ирины Александровны , и лишь изредка Феликс бывал в небольшой квартире, которую называл на французский манер - "гарсоньерка" (мальчишник, жилище холостяка). Это была квартира внутри громадного дворца. Феликс жил там, когда жены не было в Петербурге.

В этой полуподвальной «гарсоньерке» туристы встречают восковые фигуры Распутина и князя Юсупова.

-11

В дворцовом театре Юсуповых играли спектакли для избранной публики, сюда приглашали для концертов суперзвезд эпохи, там же впервые прозвучало первое действие оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Театр жив и сегодня, это Камерный музыкальный театр.