Найти тему

Лексико-грамматическое занятие для детей 5 – 6 лет на тему «Мебель».

Существительные: мебель, стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф, полка, табурет, стеллаж, тумба, раскладушка, скамейка, сиденье, ножка, подлокотник, спинка, столешница, изголовье, изножье, основание, дверь, стенка, дно.

Глаголы: сидеть, работать, учиться, есть, играть, писать, рисовать, лепить, завтракать, обедать, ужинать, праздновать., отдыхать, лежать, спать, читать, видеть сны, хранить, складывать, прятать, убирать, вешать, ставить.

Прилагательные: деревянная, стеклянная, металлическая, пластмассовая, кожаная, бумажная, алюминиевая, железная, длинный – короткое, мягкий – твердый, высокий – низкая, открытый – закрытый, большой – маленькая, широкая – узкая, удобное – неудобный.

Задание 1. Рассказ про мебель.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Мебель – это предметы комнатной обстановки. Мебель нужна для того, чтобы создать уют и комфорт в доме. Она помогает хранить вещи, сидеть, спать и отдыхать. Также мебель может быть украшением дома, например, красивые кресла, диваны, столы и стулья. Без мебели дом был бы пустым и неуютным.

Рассмотрите картинки, на которых изображена мебель. Спросите у ребёнка, как предметы мебели называются, в каких комнатах может находиться эта мебель. Если ребёнок не знает название мебели, то взрослый сам отвечает. После снова спрашивает у ребёнка название мебели.

Мебель: стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф, полка, табурет, стеллаж, тумба, раскладушка, скамейка.

Стол – это предмет мебели, который имеет плоскую поверхность и используется для размещения различных предметов на нем. Столы обычно используются для еды, работы или хранения вещей.

Стул – это предмет мебели, который используется для сидения одного человека. Стулья обычно имеют ножки и спинку для поддержки тела человека, сидящего на них.

Диван – это мягкая мебель для сидения или лежания, обычно имеющая спинку и подлокотники.

Кресло – это предмет мебели для сидения одного или нескольких человек, обычно с спинкой, подлокотниками и ножками. Кресла могут быть различных типов, включая кресла-качалки, кресла-мешки и офисные кресла.

Кровать – это предмет мебели, предназначенный для сна.

Шкаф – это предмет мебели для хранения вещей. Шкафы обычно имеют полки и ящики для хранения вещей, а также могут иметь двери для защиты содержимого.

Полка – это предмет мебели, который используется для хранения различных вещей. Полки могут быть настенные или настольные.

Табурет – это небольшой стул без спинки, обычно используемый в кухне или ванной комнате.

Стеллаж – это предмет мебели, который состоит из нескольких полок, закрепленных на стойках или боковых стенках. Стеллажи обычно используются для хранения книг, документов, предметов искусства и других предметов, которые требуют защиты от пыли и света.

Тумба – это небольшой и невысокий шкаф или стол с ящиками, который обычно стоит на полу.

Раскладушка – это вид мебели, который можно легко сложить и разложить. Раскладушки обычно используются для дополнительного спального места и могут быть установлены в любом помещении.

Скамейка – это предмет мебели, который используется для сидения или лежания.

СТОЛ
СТОЛ
СТУЛ
СТУЛ
ДИВАН
ДИВАН
КРЕСЛО
КРЕСЛО
КРОВАТЬ
КРОВАТЬ
ШКАФ
ШКАФ
ПОЛКА
ПОЛКА
ТАБУРЕТ
ТАБУРЕТ
СТЕЛЛАЖ
СТЕЛЛАЖ
ТУМБА
ТУМБА
РАСКЛАДУШКА
РАСКЛАДУШКА
СКАМЕЙКА
СКАМЕЙКА

Задание 2. Из чего делают мебель?

Цель: формирование навыка образовывать прилагательные из существительных.

  • Если мебель сделана из дерева (какая?) – мебель деревянная.
  • Если мебель сделана из стекла (какая?) – мебель стеклянная.
  • Если мебель сделана из металла (какая?) – мебель металлическая.
  • Если мебель сделана из пластмассы (какая?) – мебель пластмассовая.
  • Если мебель сделана из кожи (какая?) – мебель кожаная.
  • Если мебель сделана из бумаги (какая?) – мебель бумажная.
  • Если мебель сделана из алюминия (какая?) – мебель алюминиевая.
  • Если мебель сделана из железа (какая?) – мебель железная.

Задание 3. Для чего нужна мебель

Цель: актуализация и увеличение глагольного словаря.

  • Для чего нужен стол? – сидеть, работать, учиться, есть, играть, писать, рисовать, лепить, завтракать, обедать, ужинать, праздновать.
  • Для чего нужен стул? – сидеть, отдыхать.
  • Для чего нужен диван? – сидеть, отдыхать, лежать, спать, играть, читать.
  • Для чего нужно кресло? – сидеть, отдыхать, играть.
  • Для чего нужна кровать? – сидеть, отдыхать, лежать, спать, видеть сны.
  • Для чего нужен шкаф? – хранить, складывать, прятать, убирать, вешать.
  • Для чего нужна полка? – ставить, складывать, хранить.
  • Для чего нужен табурет? – сидеть, отдыхать.
  • Для чего нужен стеллаж? – хранить, складывать, ставить, убирать.
  • Для чего нужна тумба? – хранить, складывать, прятать, убирать.
  • Для чего нужна раскладушка? – сидеть, отдыхать, лежать, спать, видеть сны.
  • Для чего нужна скамейка? – сидеть, отдыхать, расслабляться, читать, играть.

Задание 4. Строение мебели.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Рассмотрите картинки строение мебели, назовите их названия. Задайте вопросы ребёнку про строение мебели:

  • Из чего состоит стул? (сиденье, ножки, спинка).
  • Из чего состоит табурет? (сиденье, ножки).
  • Сколько ножек у стула (табурета)? (четыре ножки).
  • ü Что общего (чем отличаются) стул и табурет? (есть ножки и сиденье, нет спинки).
  • Из чего состоит диван? (сиденье, подлокотники, спинка).
  • Из чего состоит кресло? (сиденье, подлокотники, спинка).
  • Чем отличаются диван и кресло? (отличаются длинной, диван длинный, на нем можно лежать, кресло короткое, на нём можно сидеть).
  • Из чего состоит стол? (столешница, ножки).
  • Сколько ножек у стола? (у стола четыре ножки).
  • Из чего состоит кровать? (изголовье, изножье, ножки, основание).
  • Из чего состоит шкаф? (двери, стенки, дно).
  • Из чего состоит стеллаж? (стенки, полки, задняя стенка, дно).
  • Чем отличается шкаф от стеллажа? (у шкафа есть двери).
-13
-14
-15
-16

Задание 5. Скажи наоборот.

Цель: расширение словаря антонимов, формирование навыка подбора разных по значению слов.

  • Диван длинный – кресло короткое.
  • Диван мягкий – табурет твердый.
  • Шкаф высокий – тумбочка низкая.
  • Стеллаж открытый – шкаф закрытый.
  • Шкаф большой – полка маленькая.
  • Кровать широкая – раскладушка узкая.
  • Кресло удобное – табурет неудобный.

Задание 6. Скажи ласково.

Цель: формирование навыка образовывать слова суффиксальным способом.

  • Стол – столик.
  • Стул – стульчик.
  • Диван – диванчик.
  • Кровать – кроватка.
  • Шкаф – шкафчик.
  • Полка – полочка.
  • Тумба – тумбочка.
  • Раскладушка – раскладушечка.
  • Скамейка – скамеечка.

Задание 7. Один много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Стол – столы, стул – стулья, диван – диваны, кресло – кресла, кровать – кровати, шкаф – шкафы, полка – полки, стеллаж – стеллажи, тумба – тумбы, раскладушка – раскладушки, скамейка – скамейки, сиденье – сиденья, ножка – ножки, подлокотник – подлокотники, спинка – спинки, столешница – столешницы, дверь – двери, стенка – стенки, стульчик – стульчики, диван – диванчики, кротка – кроватки, шкафчик – шкафчики, полочка – полочки, тумбочка – тумбочки, скамеечка – скамеечки.

Задание 8. В магазине много мебели.

Цель: формирование навыка склонять существительное в родительный падеж.

  • У меня один стол – а в магазине продаётся много …(столов).
  • У меня один стул – а в магазине продаётся много …(стульев).
  • У меня один диван – а в магазине продаётся много …(диванов).
  • У меня одно кресло – а в магазине продаётся много …(кресел).
  • У меня одна кровать – а в магазине продаётся много …(кроватей).
  • У меня один шкаф – а в магазине продаётся много …(шкафов).
  • У меня одна полка – а в магазине продаётся много …(полок).
  • У меня один стеллаж – а в магазине продаётся много …(стеллажей).
  • У меня одна тумбочка – а в магазине продаётся много …(тумбочек).
  • У меня одна раскладушка – а в магазине продаётся много …(раскладушек).
  • У меня одна скамейка – а в магазине продаётся много …(скамеек).

Задание 9. Найди в каждом ряду лишнюю картинку.

Цель: развитие зрительного восприятия.

-17

Задание 10. Посчитай до пяти.

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

Рассмотрите ниже картинки и посчитайте предметы:

  • Одна пола, две полки, три полки, четыре полки, пять полок.
  • Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.
  • Одно кресло, два кресла, три кресла, четыре кресла, пять кресел.

По образцу можно посчитать любую мебель.

-18

Вопросы по теме:

1. У какой мебели есть ножки? – (Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у табуретки).

2. У какой мебели есть сиденье? – (Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана).

3. У какой мебели есть спинка? – (Спинка есть у стула, у кресла, у дивана).

4. Какая мебель нужна для хранения вещей и предметов? – (Для хранения нужны: тумбочка, полка, шкаф, стеллаж).

5. Сколько ножек у стола, у стула? – (У стола, у стула четыре ножки).

ЕСЛИ ВАМ БЫЛА ПОЛЕЗНА ИНФОРМАЦИЯ, ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ.