Найти тему
Сокол-корабль

Самая нелепая смерть русского богатыря.

Так как былины героический эпос, то разумеется, в них много сражений и смертей.

Чаще всего погибают враги Руси, и, пожалуй, если смотреть с точки зрения этих врагов, то нелепы почти все их смерти.

Тугарин Змеевич обернулся, поддавшись на хитрость Алёши Поповича. И тут же его голова была отрублена пусть и не самым сильным, но смелым своим напуском богатырем.

Царь Калин в некоторых вариантах былины «Илья Муромец и Калин-царь» расслабился и потерял бдительность, стоя перед связанным Ильей Муромцем, но божественное вмешательство придало русскому богатырю сил, он разорвал путы, и схватив царя за ногу, размахивая самим Калином, как дубиной, положил всё его войско.

Змей Горыныч часто лишается своей змеиной жизни поле хорошего удара пуховой шляпой (она часто заменяет знаменитую «шапку земли греческой»).

В тех случаях, когда Добрыня всё-таки рубит змеиные головы, то смерть Горыныча уже лишена легкого налета юмора. Ужасное чудовище побеждено шапкой!
В тех случаях, когда Добрыня всё-таки рубит змеиные головы, то смерть Горыныча уже лишена легкого налета юмора. Ужасное чудовище побеждено шапкой!

Смерти русских же богатырей чаще всего пафосные и героические, это моменты полные драмы. Гибель истинного героя - всегда красиво и трагично одновременно. На канале уже есть статья, в которой перечисляются некоторые такие героические смерти:

В качестве исключения можно назвать разве что гибель новгородского героя Василия Буслаевича.

В былине, чаще всего озаглавливаемой «
Поездка Василия Буслаевича» или «Василий Буслаевич в Иерусалиме», описывается поездка этого героя в Святую Землю с целью паломничества и покаяния.

Вместо этого он, правда, совершает множество кощунственных актов и просто-напросто занимается дикой деконструкцией фольклорных тропов.
Непохороненные кости просят героя похоронить их? О, в сказках после этого благодарный мертвец дает какую-то награду или волшебный предмет! Но Васильюшке это не интересно, он весело пинает говорящий череп и насмехается над умершим неудачником (плохой богатырь, видать был, раз умер).

После этого Васенька просто-напросто голышом купается в Иордане, хотя его предупреждают, что благочестивые христиане должны входить в эту реку только в одежде. И уже посещая храмы, формально отстояв все молебны, Васенька решает напомнить всему окружению какой он атеист словами «
Не верую я ни в сон, ни в чох, а верую только в свой червленый вяз».

Василий Буслаевич прыгает через камень.
Василий Буслаевич прыгает через камень.

После всего этого напрашивается, что Василия Буслаевича ждет какое-то наказание, может его покарают божественные силы, которые он оскорбил? Но Васенька наказывает себя сам и погибает нелепейшей смертью. Возвращаясь из Иерусалима он натыкается на камень с надписью, суть которой сводится к тому, что камень можно перепрыгнуть поперек, но не вдоль. Думаете Василий прыгнул через камень вдоль и погиб из-за этого?

Нет, это слишком скучно для пытливого ума новгородца. Он решил прыгнуть вдоль камня, встав к нему спиной и закрыв при этом глаза. Однако, паркур в те времена находился далеко даже от зачаточного состояния и показать такой выдающийся трюк не вышло... Не преодолев даже половины длины камня Василий разбил о его поверхность свою буйную голову.

Думаю, что это единственная нелепая смерть героя в русском эпосе. Нелепая, но при этом абсолютно закономерная.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Спасибо всем, кто поддерживает выход нового материала:

https://www.donationalerts.com/r/sokol_korabl

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.