Как сегодня компании в России, ранее являвшиеся частью международных холдингов, адаптируются к новой жизни независимого бизнеса? В 2022-2023 годах многие из них, включая FORVIA - бывшую часть известного производителя автокомплектующих Faurecia, столкнулись с необходимостью «самостоятельного плавания».
Роман Цыганков, директор по информационным технологиям FORVIA, раскрывает, как компания адаптировала свою ИТ-инфраструктуру к новым условиям, обеспечивая непрерывность и развитие бизнеса в ситуации глобальных перемен.
Роман, мы с вами общались, когда вы работали в компании ЮИТ. А расскажите, когда пришли в FORVIA?
Я пришел в FORVIA в марте 2022 года. В Faurecia искали кого-то, кто мог бы оперативно приступить к работе, буквально в течение 2-3 дней, чтобы взять на себя задачи руководителя, который к этому моменту покинул компанию. Для них было важно, чтобы кандидат имел опыт в автомобильной промышленности, что соответствовало моему профилю. Ранее я уже работал в компаниях, производящих автокомпоненты. Faurecia – входит в число крупнейших мировых производителей автокомплектующих, особенно после объединения с компанией Hella и насчитывает более 150 тысяч сотрудников более чем в 40 странах. Почти каждый третий автомобиль имеет комплектующие нашего производства. В России компания имеет более чем 15-летнюю историю. В свое время у нас было около 2000 сотрудников и 7 заводов, производящих сиденья для автомобилей, детали интерьера автомобиля и системы выхлопа. В настоящее время осталось три действующих завода в Тольятти, на которых трудится около 500 сотрудников и нашим основным клиентом является АвтоВАЗ.
Хотя сегодня российский авторынок набирает обороты.
Да, рынок действительно оживился. Особенно заметно это на примере китайского автопрома, например HAVAL, который обеспечивает полный цикл собственного производства в Тульской области или вот еще завод Москвич, перезапустивший производство, начав серийную крупноузловую сборку кроссовера планирует запустить мелкоузловую сборку с курсом на локализацию компонентов. По прогнозам, к 2026 году рынок должен восстановиться до уровня, который был в конце 2021 года. Однако существуют определенные технические сложности, связанные с поставками комплектующих, которые затрудняют этот процесс.
Давайте поговорим о ваших задачах. Какие задачи в зоне вашей ответственности и насколько пригодился ваш предыдущий опыт?
Основная задача – это обеспечение операционной деятельности заводов. Мы не можем позволить себе остановку производства. Ранее у нас были заводы, работавшие по системе "Just In Time", например, в Санкт-Петербурге для Ниссана. У нас было всего 3-4 часа с момента получения заказа до отгрузки продукции на конвейер Ниссана. В таких условиях ИТ-системы играют ключевую роль на всех этапах производства. Мы используем разные решения, включая производственные системы, которые собирают множество данных и отслеживают различные параметры с производства, вплоть до закручивания болтов. Это важно, чтобы, в случае инцидента с машиной, где установлены наши компоненты, мы могли предоставить информацию о полном цикле сборки и исключить проблемы качества с нашей стороны.
Моя задача также включает обеспечение работы производства, которое в хорошие времена было организовано 24/7 с трехсменным графиком. В 2023 году произошло сокращение производства, в связи с уходом автопроизводителей, и на данный момент работает только три завода.
Кроме этого, я занимаюсь проектной деятельностью в ИТ, включая поиск новых решений. Иногда коллеги из производства предлагают интересные идеи, которые мы оцениваем с точки зрения соответствия стандартам и возможности интеграции с существующими системами.
Также важно взаимодействие с бизнесом, понимание их требований и то, как ИТ может помочь бизнесу развиваться и приносить прибыль. Опыт работы в ЮИТ оказался полезным: несмотря на различия в отраслях, понимание процессов взаимодействия между ИТ и бизнесом играет ключевую роль. Бизнес должен осознавать ценность ИТ, и наоборот. Это было не совсем ясно, когда я пришел в компанию, и я работал над улучшением этого взаимопонимания.
Поскольку ситуация поменялась, у вас, наверное, появились новые партнеры и поставщики в России. Расскажите о сотрудничестве.
Да, партнерский состав изменился. Мы работали как с крупными компаниями и интеграторами, так и с более мелкими, специализирующимися на производственных системах. Пришлось выстраивать новые отношения. С некоторыми компаниями...