С соответствующим обращением выступило накануне руководство французского экспедиционного корпуса в Нигере – крупнейшем по размеру государстве Западной Африки. Французы утверждают, что на данный момент в их бывшей колонии не осталось ни одного французского военнослужащего и ни одной единицы боевой техники, принадлежащей французскому контингенту.
С одной стороны, что такое Нигер? Одна из беднейших стран мира, на три четверти занятая пустыней Сахара и на одну четверть – полупустыней Сахель, не имеющая выхода к морю, с повально голодающим и неграмотным населением.
Но есть и другая сторона. Нигер весьма богат природными ресурсами – каменным углем и фосфоритами, медью и марганцем, никелем и кобальтом, в стране есть разведанные запасы нефти и золота. Но самое главное – урановая руда, по запасам которой Нигер входит в десятку мировых лидеров. Для Франции уран играет особую роль, поскольку эта страна занимает второе место в мире (после США) по числу функционирующих атомных электростанций, а именно уран является важнейшим топливом для АЭС.
Неудивительно, что бывшая метрополия – Франция – удерживала военный контроль над Нигером даже после того, как в начале 60-х годов прошлого века эта страна получила сначала статус самоуправляющейся автономии, а затем полную государственную независимость. Тем не менее, пробыв в Нигере в общей сложности 126 лет, французы решили окончательно убраться восвояси.
Какие причины вынудили Париж принять подобное решение, можно только догадываться. Конечно, полудикая страна, где чуть ли не ежегодно совершаются военные мятежи (последний по времени произошел в июле уходящего года) – не самый подходящий плацдарм для дислокации войск. Однако в большой политике действует принцип «Свято место пусто не бывает» (кстати, его авторство приписывают французскому писателю Франсуа Рабле). Когда слабое государство, которое физически не может существовать без иностранной помощи, покидает один спонсор, на его место, как правило, приходит кто-то другой. Так было, в частности, с Вьетнамом, последовательно переходившим из рук в руки: от французов к японцам, от японцев снова к французам, а от них – к американцам. Но вся эта колониальная канитель в конце концов лопнула, как мыльный пузырь, и Вьетнам обрел суверенитет.
Не мудрено, что бегство французов вызвало к жизни немало конспирологических версий. В событиях в Нигере ищут и американский, и китайский, и даже российский след. И все-таки важнее другое: станет ли одной горячей точкой на карте мира меньше или больше? Пока это вопрос без ответа.