Музей архитектуры. 04.10.2023-21.01.2024
Самый масштабный проект Музея за последние десятилетия. Выставка представляет около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру.
В экспозицию включено почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Щусева, моделями и макетами. Выставка позволит взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
Алексей Викторович Щусев прожил необыкновенно насыщенную и плодотворную жизнь. Более 50 лет он вел активную профессиональную деятельность, создал свыше 200 проектов, из которых более 80 было реализовано. Он занимался защитой наследия, опубликовал около 140 статей, преподавал, работал для театра, дважды возглавлял музеи - Государственную Третьяковскую галерею и основанный его усилиями Музей русской архитектуры.
Частная жизнь Алексея Щусева не была простой. В 16 лет он лишился родителей, без поддержки и покровительства поступил в Императорскую Академию художеств и пробивал себе дорогу в профессии. Благополучно прожил с супругой Марией Викентьевной 50 лет, но не был счастливым отцом, так как трое из четырех горячо любимых детей пострадали от тяжелой болезни.
Архитектору удалось в полной мере реализоваться в две эпохи. В 1917 году Алексей Щусев, работавший по заказам Святейшего Синода, аристократии и членов императорской семьи, академик Императорской Академии художеств, кавалер орденов Российской империи, остался в стране - и вновь добился высочайшего признания: непрерывно проектировал, с уверенностью откликаясь на изменения архитектурных тенденций заслужил звание академика Академии наук СССР и государственные награды, четыре раза получал Сталинскую премию.
По воспоминаниям современников, Щусев был обаятелен, красноречив и блестяще шутил, любил природу, хороший стол, играл на гитаре, с удовольствием пел и танцевал на праздниках. Простой и прямой в общении, всегда готовый прийти на помощь, в то же время он пользовался славой строгого и резкого критика, поскольку отличался исключительной требовательностью в работе и к себе самому, и к другим.
Живая и темпераментная натура Щусева в полной мере проявлялась в творчестве: он долго искал образное решение будущего здания, экспрессивно прорабатывая на бумаге десятки вариантов, а затем настойчиво боролся за безупречное воплощение проекта. Особое внимание зодчий уделял качеству материалов и исполнения работ, именуя такой подход «культурой детали».
Талантливый, многогранный, энциклопедически образованный, мудрый и гибкий, Алексей Викторович Щусев был подобен титанам эпохи Возрождения. Ученики, коллеги и друзья называли его мастером. И это определение, в его возвышенном древнем значении демиурга-творца, абсолютно органично для Алексея Щусева, в любых обстоятельствах с безграничной энергией и силой духа созидавшего свою вселенную.
Художественный талант Алексея Щусева проявился уже в детстве, и поступление на архитектурное отделение Императорской Академии художеств в 1891 году стало закономерным итогом многолетней целенаправленной подготовки.
В Академии под руководством И.Е. Репина и А.И. Куинджи Алексей Щусев достиг высоких результатов в живописи и даже испытал сомнение: не посвятить ли себя полностью этому искусству? Однако рациональные соображения взяли верх. Архитектуре будущий зодчий обучался у Л.Н. Бенуа и Г.И. Котова, а практический опыт приобретал, работая у своих педагогов в качестве помощника.
В 1895 году Щусев выполнил первый коммерческий заказ в Санкт-Петербурге надгробный памятник генералу Д.П. Шубину-Поздееву.
После блестящей защиты дипломного проекта под руководством Л.Н. Бенуа в 1897 году Щусев получил право на пенсионерскую поездку, в ходе которой посетил Италию, Тунис, Турцию, Францию, Англию. В зрелые годы зодчий очень высоко оценивал влияние этого этапа образования на профессиональное становление.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Алексей Щусев в 1901-1902 годах перестроил дом графа А.В. Олсуфьева на Фонтанке, однако первый успех не принес молодому архитектору новых заказов в столице. Он сосредоточил свои усилия на церковном зодчестве и в этой области быстро преуспел. В процессе работы над храмовыми сооружениями сформировался уникальный творческий почерк мастера. Он стал признанным лидером национально-романтического направления модерна и в этом качестве был приглашен в 1913 году к проектированию главного сооружения своей жизни - Казанского вокзала в Москве. В том же году Щусев построил для ХІ Венецианской биеннале Русский павильон, вдохновленный памятниками нарышкинского стиля.
Переломный 1917 год Алексей Щусев встретил зрелым мастером с богатой практикой и высоким авторитетом среди коллег. Многие проекты, выполненные им в сложный период с 1914 по 1919 год, остались нереализованными, но готовность упорно трудиться, гибкость мышления и незаурядные организаторские способности позволили зодчему без промедления включиться в создание архитектурного образа молодого Советского государства.
В 1911 году началось сотрудничество Алексея Щусева с частным Обществом Московско-Казанской железной дороги, по заказу которого он создал проект Казанского вокзала в Москве и архитектурное оформление типовых построек железнодорожных линий Арзамас - Шихраны, Нижний Новгород - Котельнич и Казань - Екатеринбург.
Казанский вокзал - грандиозное сооружение с общей протяженностью фасадов по Каланчевской (Комсомольской) площади и Рязанскому проезду более 300 метров - призван был не только выполнять основную функцию по обслуживанию пассажиров, но и демонстрировать процветание железнодорожной компании: архитектору предоставили широкие полномочия в вопросах художественного оформления и беспрецедентное финансирование.
К работе над украшением интерьеров были привлечены Н.К.Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, 3.Е. Серебрякова.
Первая мировая война и революция внесли значительные коррективы в реализацию проекта. Средств и рабочей силы не хватало, потеряло актуальность разделение помещений на классы, многие художники, участвовавшие в работах, покинули страну. Формально строительство вокзала было окончено в 1926 году. В 1930-1940-е годы вокзал реконструировался в связи с развитием железнодорожного движения и строительством метрополитена, одновременно Е.Е. Лансере выполнял отложенные из-за нехватки средств росписи; Щусев руководил этими мероприятиями вплоть до своей смерти в 1949 году. Казанский вокзал был горячо любимым и самым трудным детищем мастера работе над ним он посвятил 38 лет.
Проекты для новых линий Общества Московско-Казанской железной дороги не столь эффектны, однако внимательное знакомство с ними позволяет увидеть новые грани мастерства архитектора. Ансамбль железнодорожной линии включал вокзалы, сооружения для водоснабжения, депо и мастерские, жилые и хозяйственные постройки, мосты и тоннели. Проектирование для железных дорог подразумевало работу под руководством инженеров-путейцев, высокие требования к функциональности построек и жесткие финансовые ограничения. Архитектору требовались незаурядный талант, чтобы достичь удовлетворительного художественного результата, действуя в столь строгих рамках.
В первые годы советской власти Алексей Щусев, как и другие специалисты, интересовавшиеся вопросами градостроительства, увлекся масштабными замыслами преобразования городов, которые были практически нереализуемы в условиях частной собственности. Символом этих поисков стал
проект планировки советской столицы «Новая Москва», разрабатывавшийся в 1918-1924 годах. Он опирался на новейшие достижения мировой градостроительной науки и в то же время предусматривал сохранение исторически сложившейся структуры города и его уникальных древних памятников.
Многие заложенные в нем идеи стали основой для всех последующих проектов планировки Москвы.
В ночь с 23 на 24 января 1924 года Щусев получил от правительственной комиссии по организации похорон В.И. Ленина поручение разработать проект и возвести временное сооружение для церемонии прощания с вождем. Уже в первых эскизах была отчетливо сформулирована идея ступенчатой композиции, которая получила воплощение в лаконичных формах первого деревянного Мавзолея, просуществовавшего до весны 1924 года. Во втором деревянном Мавзолее Щусев развил найденное ранее решение, увеличив масштаб и тщательность пластической проработки. Третий каменный Мавзолей стал итогом творческого поиска, продолжавшегося на протяжении шести лет. Монументальный и сдержанный, слегка асимметричный ступенчатый объем, облицованный темно-бордовым гранитом, естественно и гармонично вписался в ансамбль Красной площади, не нарушив ее исторически сложившуюся композиционную структуру.
Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве одно из ключевых произведений не только в творческом наследии Алексея Щусева, но и в истории отечественной архитектуры ХХ века. По типологии, функциональным особенностям и художественному решению это выдающееся сооружение и сегодня остается уникальным явлением в истории русского искусства.
В 1920-х - начале 1930-х годов Алексей Щусев находился в активном творческом поиске. Он принимал участие в многочисленных архитектурных конкурсах и создал выдающиеся авангардные проекты Центрального телеграфа (1925), Библиотеки имени В.И. Ленина в Москве (1928-1929), памятника Христофору Колумбу в Сан-Доминго (1929). По его проектам в Москве были построены здания Наркомзема (1928-1933), Военно-политической академии (1929-1934) и многие другие. Позже зодчий так охарактеризовал годы экспериментов: «На искания путей затрачивалось много времени. Сказать, что я прошел мимо этого явления, нельзя. Мне казалось, что следует попробовать в натуре, насколько это новое течение жизненно... Строить что-нибудь сложное было трудно, а новое направление давало возможность при помощи железобетонного каркаса и почти без всякой отделки создать новый тип здания с производственным и свежим направлением».
Не обошел вниманием мастер и главный конкурс в истории советской архитектуры на проект Дворца Советов. Известны его варианты, представленные на предварительный этап и два тура закрытого конкурса. Легкое и рациональное решение, которое Алексей Щусев предложил на предварительном этапе конкурса, разительно отличалось от попыток создания новой советской архитектуры в проектах, представленных на закрытый конкурс. Их пространственно-стилистические решения отражали те сложности, которые на первом этапе повлекла за собой задача «освоения исторического наследия». Однако, несмотря на все эти затруднения, именно во 2-й проектной мастерской Моссовета под руководством Щусева в середине 1930-х годов разрабатывались эффектные и запоминающиеся ансамбли Смоленской и Ростовской набережных, площадей на улице Горького и Садовом кольце, проектировались здания, которым пытались подражать архитекторы в разных уголках СССР.
Прекрасным образцом нового языка в архитектуре 1930-х годов стало здание Института Маркса Энгельса Ленина в Тбилиси, за которое Алексей Щусев был удостоен Сталинской премии первой степени. В этом проекте он реализовал идею, получившую затем развитие при создании Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте: использовать в национальных республиках местные материалы и декоративные мотивы, привлекать к работе над убранством зданий народных мастеров хранителей древних ремесленных традиций.
Художественное оформление мостов - одна из сквозных тем в творчестве Алексея Щусева, неочевидная даже для специалистов. Архитектор при участии инженеров разработал несколько проектов: железно-дорожный Романовский мост через Волгу у Свияжска, выполненный по заказу Общества Московско-Казанской железной дороги (1913), нереализованные мосты через Днепр в Смоленске (1930) и через Обводной канал в Москве (1935-1937), мост на реке Волхов в Новгороде важнейший элемент воссозданного после разрушений Великой Отечественной войны городского ансамбля (1947).
В 1935 году Щусев принял участие в конкурсе на проектирование моста Ататюрка в Стамбуле. Впечатляющее инженерное сооружение длиной почти 500 метров, изящно перекинутое тремя пролетами через бухту Золотой Рог. Высокие пилоны при въездах на мост в традициях классицизма увенчаны многофигурными скульптурными группами и египетскими обелисками.
В рамках Генерального плана реконструкции Москвы Алексей Щусев проектировал Большой Москворецкий мост, который был построен В 1938 году. Монументальное сооружение гармоничных пропорций облицовано крупными блоками натурального камня, с ритмичным рядом консолей, поддерживающих полотно проезжей части. Согласно первоначальному замыслу, высокие пилоны береговых устоев предполагалось увенчать скульптурными группами, но сложное декоративное убранство в 1930-е годы не было исполнено.
В послевоенное время Щусев вновь вернулся к этому объекту и, согласно вкусам эпохи, предложил еще более богатое и развитое оформление: фонтаны в виде львиных масок, сложный, тяжеловесный декор кованых ограждений и фонарных столбов, скульптурные группы, раскрывающие тему воинской славы России в разные исторические эпохи. Этот вариант проекта тоже не был реализован. Однако и в существующем виде строгий и величественный мост, органично дополняющий панораму центра Москвы, занимает свое почетное место на исторической карте города.
Работу над проектом Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте Алексей Щусев начал в 1934 году. Интерес к архитектуре и декоративному искусству Средней Азии возник у него задолго до этого во время выполнения студенческих обмерных работ в Самарканде, а в процессе создания главного театра Узбекской Республики раскрылся в полной мере.
Здание представляет собой уникальный синтез европейской и восточной архитектурных традиций. Стрельчатые арки главного портика и венчающие его изящные световые фонари-башенки, восточная форма колонн и полуколонн, росписи в стилистике персидских миниатюр и тончайшая ажурная резьба вдохновлены образами средневекового искусства Средней Азии и создают впечатление восточной сказки.
В то же время здание, сложенное из кирпича, имеет усиленный железобетонный каркас, рассчитанный на сейсмическую активность региона, и характерное для классических европейских театров объемно-планировочное решение.
К украшению театра Щусев привлек местных мастеров хранителей старинных ремесленных традиций Узбекистана. В отделке фасадов и внутренних помещений использовались характерные для региона материалы и технологии: газганский мрамор, розовый гранит, голубые узбекские изразцы и резьба по ганчу. Над убранством интерьеров трудились лучшие мастера народного искусства: резчики по мрамору Джалол Джураев и Балта Джураев, художник-монументалист Чингиз Ахмаров, резчики по ганчу и дереву Ташпулат Асланкулов, Саид Махмуд Наркузиев, Кули Джанилов, Абдулла Белтаев и Усто Ширин Мурадов. Исключительны по художественным качествам небольшие боковые залы, примыкающие к центральным фойе театра: Ташкентский, Ферганский, Бухарский, Самаркандский, Хивинский и Термезский, оформленные в традициях искусства шести областей Узбекистана. Занавес из белого бархата - главное украшение зрительного зала на 1500 мест - расшит золотом и серебряной канителью бухарскими золотошвеями. Строительство, начатое во второй половине 1930-х годов, замедлилось в период Великой Отечественной войны, но уже в 1947 году театр был торжественно открыт. За работу над этим проектом Алексей Щусев и семь мастеров, принимавших участие в постройке и оформлении здания, в 1948 году были удостоены Сталинской премии первой степени.
Проектирование и строительство гостиницы «Москва» пришлись на переломный момент в развитии советской архитектуры, когда перед зодчими была поставлена задача создания нового стиля путем «освоения исторического наследия».
Согласно официальным источникам, утвержденный весной 1932 года проект был разработан молодыми архитекторами Л.И. Савельевым и О.А. Стапраном при консультации Алексея Викторовича Щусева, однако сам мастер говорил, что в основе их замысла лежал его эскиз.
Грандиозное здание гостиницы в самом центре столицы было спроектировано в духе авангарда, а разработка архитектурного оформления, соответствующего новому идеологическому запросу, была начата во второй половине 1932 года, когда строительство уже велось. Помимо Щусева, который несколько раз возвращался к переработке проекта гостиницы, свой вклад в архитектуру здания внесли также И.В. Жолтовский, Н.Я. Тамонькин, А.В. Куровский, С.С. Эстрин, С.Ф. Кулагин, Ю.А. Дульгиер и другие. Итоговый вариант архитектурного решения был создан к середине весны 1934 года под руководством Алексея Щусева.
Официальное открытие гостиницы состоялось осенью 1935 года, еще до завершения работ первой очереди строительства, а к 1937 году были завершены корпус со стороны Охотного Ряда и корпус по улице Горького. После скандала вокруг авторства сооружения, спровоцированного осенью 1937 года печально известным письмом Л.И. Савельева и О.А. Стапрана в газету «Правда», строительство не возобновилось. Гостиница «Москва» стала символом реконструкции советской столицы середины 1930-х годов и одним из главных памятников советской архитектуры того времени. Также она явила собой, вероятно, один из последних опытов комплексного проектирования, когда архитекторы разрабатывали не только экстерьеры, но и интерьеры здания вплоть до дверной фурнитуры и чернильниц.
В 2002 году гостиница была закрыта на реконструкцию, и через два года историческое здание вместе с корпусами, построенными в 1971- 1977 годах, было разобрано. Возведенное на том же месте новое сооружение лишь отчасти имитирует внешний облик первоначальной гостиницы «Москва».
Осмыслению масштабного ансамбля Академии наук СССР Алексей Щусев посвятил почти 14 лет. Долгий процесс начался с победы в предварительном конкурсе, но после этого неоднократно менялись и проектное задание, и местоположение будущего сооружения, и художественно-стилистические установки в архитектуре. Многочисленные затруднения не затмили для мастера важнейшей идеи проекта: он не просто создавал современные и функциональные сооружения для академических институтов, он настойчиво искал выразительный образ главного здания Академии, которое должно было стать символом советской науки.
Работа по проектированию комплекса объектов Академии наук, подобно затянувшемуся возведению Казанского вокзала, со временем приобрела для зодчего личное значение.
Согласно первоначальному замыслу 1935 года, ансамбль академических зданий намечался между Нескучным садом и Ленинскими (Воробьевыми) горами. Главное из них Президиум - предполагалось окружить комплексом построек: научных институтов, лабораторий, музеев, библиотеки. В 1936 году было принято решение отвести для главного здания академии, которое мыслилось как одно из ключевых сооружений советской столицы, участок на Крымской набережной напротив планируемого Дворца Советов и парка культуры и отдыха. Эскизный проект был одобрен на сессии Академии наук, однако поиск его образа продолжался даже после начала строительства в 1939 году. Великая Отечественная война замедлила этот процесс, но не остановила: совершенствование проекта под руководством Алексея Щусева продолжалось. Новые варианты развивают композиционные приемы московских высотных зданий, проектирование которых велось в этот период. Неизменным остается образ конференц-зала, перекрытого грандиозным куполом.
Идеи Алексея Щусева, предлагавшиеся для главного здания Академии наук, в итоге не были воплощены. Однако некоторые из найденных мастером художественных решений были применены при разработке зданий академических институтов на Калужском шоссе (ныне - Ленинский проспект).
С началом Великой Отечественной войны Алексей Викторович Щусев остался в Москве. Он руководил устройством бомбоубежищ и газоубежищ столицы, продолжил трудиться над завершением строительства Казанского вокзала и разработал проект его светомаскировки, создал проект деревянного Павильона боевых трофеев в парке Горького.
29 марта 1942 года в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, Алексей Щусев услышал Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Величайшее произведение, рожденное войной и направленное против нее, глубоко тронуло зодчего и не только выразилось в виде архитектурной фантазии, но и определило общий настрой всей работы в военное время.
Проекты по восстановлению разрушенных городов, предполагавшие не только создание новых городских ансамблей, но и бережную реставрацию древних памятников архитектуры, стали ключевыми для Алексея Щусева в 1940-е годы.
Зимой 1942 года, практически сразу после освобождения подмосковной Истры, он выехал в город для осмотра разрушенного ансамбля Новоиерусалимского монастыря, фиксации и обмеров его сохранившихся частей и оценки состояния города в целом. В результате родился план восстановления Истры, в котором главным художественным и смысловым центром мыслился ансамбль монастыря - памятник столь любимой Щусевым архитектуры XVII века. Вокруг него зодчий разворачивает «сказочный» новый город, архитектура которого сохраняет и развивает в современном ключе традиции русского зодчества допетровской эпохи.
В 1943 году, после победы в битве на Волге, Алексей Щусев едет в практически полностью разрушенный Сталинград, а годом позже выполняет проект его восстановления. В 1944 году - Новгород с его древней архитектурой, служившей предметом научного интереса мастера и источником вдохновения для многих его построек. Затем он посетил Минск, работал над проектом восстановления Туапсе, разрушенных памятников архитектуры Ленинграда, родного Кишинева и Киева. Практически везде мастер особое внимание уделял проектированию новых зданий научных учреждений.
Зимой 1942 года, практически сразу после освобождения подмосковной Истры, он выехал в город для осмотра разрушенного ансамбля Новоиерусалимского монастыря, фиксации и обмеров его сохранившихся частей и оценки состояния города в целом. В результате родился план восстановления Истры, в котором главным художественным и смысловым центром мыслился ансамбль монастыря - памятник столь любимой Щусевым архитектуры XVII века. Вокруг него зодчий разворачивает «сказочный» новый город, архитектура которого сохраняет и развивает в современном ключе традиции русского зодчества допетровской эпохи.
В 1943 году, после победы в битве на Волге, Алексей Щусев едет в практически полностью разрушенный Сталинград, а годом позже выполняет проект его восстановления. В 1944 году - Новгород с его древней архитектурой, служившей предметом научного интереса мастера и источником вдохновения для многих его построек. Затем он посетил Минск, работал над проектом восстановления Туапсе, разрушенных памятников архитектуры Ленинграда, родного Кишинева и Киева. Практически везде мастер особое внимание уделял проектированию новых зданий научных учреждений.
В 1931 году Щусев подготовил для Технической энциклопедии обширную статью свидетельствующую о его прекрасных познаниях не только в сфере проектирования музейных зданий, но и в области подготовки экспозиций, систематизации и хранения произведений.
Выделенное для Музея русской архитектуры здание некогда прекрасной усадьбы Талызиных XVIII века на улице Коминтерна (Воздвиженка) было разгорожено и занято многочисленными жильцами. Небольшому коллективу под руководством Щусева предстояло разработать научную концепцию экспозиции, с нуля сформировать музейную коллекцию и одновременно с этим решить проблему расселения и реставрации помещений. Документы свидетельствуют, что Алексей Щусев подходил к работе на посту директора не формально, принимал участие как в обеспечении научной деятельности, так и в решении практических проблем. Финансовые и организационные трудности, огромная занятость в других проектах не помешали ему приобрести для собрания предметы высочайшего качества и открыть в 1948 году в трех залах парадной анфилады выставку, охватывающую все периоды развития отечественного зодчества.
26 мая 1949 года, на следующий день после смерти зодчего, музею было присвоено его имя. Один из сотрудников на траурном заседании коллектива процитировал слова Алексея Викторовича Щусева: «Вы должны гордиться тем, что строите Музей русской архитектуры!»
Репортаж для вас подготовил Daniil Andersen.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного:-) (https://t.me/gorodmuza)