Найти тему
36ON

Открытие «Прогресса», переезд Никитинского и увольнение Бычкова: культурные итоги 2023 года

Оглавление

Отгремевший вопреки всем обстоятельствам Платоновский фестиваль, переезд в новое пространство Никитинского театра, второй воронежский «Черноземфест», открытие нового арт-пространства «Прогресс», МАРШАК – немало действительно знаковых событий для культуры провели в городе в 2023 году. Вспоминаем самые важные и самые громкие из них.

-2

Появление новых театров, галерей и арт-пространств для Воронежа – прямо скажем, событие нечастое. Поэтому старт работы центра культуры и искусства «Прогресс» смело называем главным открытием 2023 года.

Независимая площадка расположилась в здании старой фабрики на углу Фридриха Энгельса и Средне-Московской, его недавно реконструировали. Теперь на минус первом этаже проходят спектакли и концерты, кинопоказы, открываются выставки, проводятся хореографические вечера, а еще разноформатные мероприятия, входящие в программу городских фестивалей.

У «Прогресса» есть репертуарные события. Так, например, здесь можно посмотреть немножко хулиганское музыкальное «Кабаре Галич» Яны Кузиной или моноспектакль «Правила поведения в современном обществе» блистательной Натальи Шевченко. Также здесь нередко выступают местные музыканты. Ну и наконец, на площадке «Прогресса» проходят гастроли. Только за лето воронежская публика в новой культурной локации могла посмотреть «Капитал» Московского независимого театра «Среда 21» и постановку «И дольше века длится день» столичного «Таратумба».

Воронежский «Прогресс»: в здании старой фабрики открывается культурный центр 

«Прогресс» часто сравнивают с «Петровским книжным клубом». Он становится действительно важной точкой притяжения для многих воронежцев. Пока второй такой площадки в городе нет.

-3

Платоновфест в этот раз будто бы решил отыграться за отмену в 2022 году. Программа вышла очень насыщенной, поэтому дирекция приняла решение разделить форум на две части: летнюю и осеннюю.

Основная, летняя, прошла в июне – начале июля. Она была насыщена театральными и музыкальными событиями, выставками, литературными встречами, тогда же прошла традиционная книжная ярмарка. Упор был сделан на события на открытом воздухе. В дни фестиваля в Воронеже выступили артисты из Аргентины, Армении, Беларуси, Вьетнама, Грузии, Израиля, Монголии, России, Сербии, Турции, Узбекистана, ЮАР и ряда других стран.

Стартовал фестиваль с показов двух спектаклей турецкого танцовщика Зии Азази, затем отгремела горячо любимая гостями фестиваля «Музыка мира» в «Белом колодце», не обошлось и без вечера в замке Ольденбургских. Еще был опен-эйр на насыпи Петровской набережной, правда, из трех запланированных дней состоялся только один. Помешали политические события в стране, пришедшиеся на 24 июня. А в июле в парке «Дельфин» провели масштабный Фестиваль уличных театров, куда съехались участники из множества российских городов.

Осенью Платоновский переместился в театры и уютные концертные залы города. Только за сентябрь события форума посетили более четырех тысяч зрителей.

-4

Одним из самых печальных событий 2022 года для культурной жизни Воронежа стало выселение Никитинского театра из ДК Железнодорожников. ОАО «РЖД» расторгло договор с артистами, даже не позволив им доиграть сезон. В итоге труппа несколько месяцев была вынуждена «гастролировать» по площадкам дружественных пространств (например Камерного и Нового театров).

По осени стало известно, что у Никитинского теперь новый адрес – Бакунина, 2а, однако на ремонт помещения еще требовались (прим. ред. – и требуются до сих пор) немалые средства. Завершить работы в короткий срок не получилось.

Артисты решили не дожидаться окончания ремонта и в мае 2023 года позвали зрителей на показы на собственной площадке, пусть в еще недостроенном здании. Воронежцев это не смутило. Все-таки театр – это в первую очередь люди. И где смотреть талантливый спектакль – в зале с бархатными сиденьями или на строительной площадке – по правде говоря, не сильно важно.

Воронежская публика в таких ситуациях, что называется, голосует ногами. На спектакли Никитинского театра билеты сейчас просто так не купить, расхватывают сильно заранее. А артисты не перестают радовать. Только за последние месяцы состоялось две премьеры – ироничный и пронзительный «Централ парк вест» по пьесе голливудского романтика Вуди Аллена и немножко хулиганский спектакль «Куда пропал прекрасный принц», разрушающий все стереотипы о «слабых принцессах».

-5

Кукольный театр имени Вольховского в последние пару лет не перестает в хорошем смысле удивлять публику. И речь не просто о премьерах – оригинальных, хорошо сделанных, рассчитанных на разную аудиторию (а не только на детей), но и об освоении новых форматов.

Все привыкли, что «Шут» практически все время своего существования выступал под крышей. В 2022 году артисты попробовали сыграть во дворе театра спектакль «Как Петр I флот строил», а в 2023 году уже по-настоящему вышли на улицы города!

Спектакль «Дюймовочка», премьера которого состоялась весной, был создан при активном участии основателей старейшего уличного театра страны «Странствующие куклы господина Пэжо» из Санкт-Петербурга Анны Шишкиной и Олега Скотникова. Постановка получилась многокомпонентной. В ней вымышленные герои Андерсена – Дюймовочка, Крот, Жаба – сосуществуют с нетеатральными персонажами, а сказочное вплетается в реальность.

Постановку впервые показали на обновленной (прим. – в процессе реконструкции проспекта) площади перед зданием театра. Это было в мае. Затем «Дюймовочку» можно было увидеть на Фестивале уличных театров в «Дельфине» и на площади Ленина – в День города. И это не говоря о гастрольных показах.

Уличный спектакль «Дюймовочка» воронежского Кукольного театра (фоторепортаж с премьеры)

-6

Этим летом в Воронеже уже во второй раз состоялся музыкальный фестиваль «Чернозем». В преддверии шоу снова появлялись разные слухи о его отмене, а организаторов ругали за отсутствие палаточного городка. Однако, несмотря на все сложности, форум отгремел в заявленные даты – с 18 по 20 августа. Пусть все было не совсем гладко, но в целом зрители вроде бы остались довольны.

На двух сценах фестиваля – большой и малой – в дни форума выступили больше 30 групп и артистов, в числе которых «План Ломоносова», «Бригадный подряд», «Биртман», Ocean Jet, «Кипелов», Вадим Самойлов, «Пикник», Гарик Сукачев и многие-многие другие. Фестиваль, как и в прошлом году, проходил на поле за сити-парком «Град».

В этот раз на площадке фестиваля снова можно было встретить ту самую знаменитую Аленку, с которой вновь фотографировались не только зрители, но и музыканты.

Погода проверяла любителей рока на прочность: два дня было жарко, а в третий день прошел мощный ливень, чуть не сорвавший выступления отдельных групп. Но все испытания были с достоинством пройдены. Каждый день на поле «Черноземфеста» съезжались порядка 10 тысяч человек.

-7

В дни школьных каникул – с 26 октября по 6 ноября – в Воронеже в очередной раз прошел детский театральный фестиваль МАРШАК. В нынешнем году в форуме принимали участие двенадцать театров из разных городов России. С некоторыми из них воронежцы уже были знакомы, другие приехали к нам впервые.

В дни фестиваля на различных площадках города было показано 13 спектаклей (в общей сложности 36 показов). Программа получилась разножанровой, разноформатной, рассчитанной на разный возраст. Так, в рамках МАРШАКа в Воронеже минувшей осенью показали рок-балладу Александра Коручекова «Остров сокровищ» (РАМТ, Москва), «Зверский детектив» по произведению Анны Старобинец от петербургского KARLSSON HAUS, масштабный «Летучий корабль» Дамира Салимзянова от Пермского академического театра-театра. А еще совершенно удивительного «Ревизора» от Театра кукол Республики Карелия и славянский фолк-хоррор для подростков «Белая уточка», на которые устремилась и взрослая публика.

«Ревизор»: инфернальные куклы как идеальное воплощение героев гоголевской сатиры

Разумеется, театральной программой МАРШАК не ограничился. Во второй раз в истории форума прошла Книжная ярмарка, в которой приняли участие 16 независимых издательств, специализирующихся на книжках для детей и подростков. Были организованы обсуждения спектаклей, читки пьес, кинопросмотры и мастер-классы.

-8

В ноябре 2023 года с поста художественного руководителя Камерного театра был уволен его основатель, режиссер Михаил Бычков. Такое решение принял учредитель – региональное Министерство культуры.

Поводом стала позиция Михаила Владимировича касательно событий в Украине. Еще в начале 2022 года Бычков вместе с другими ведущими деятелями российской культуры подписался под обращением с призывом остановить вооруженные действия. Тогда последовало его увольнение с поста худрука Платоновского фестиваля искусств.

Многим было понятно, что этим дело не ограничится. После известия об увольнении худрука Камерного коллектив написал открытое письмо с требованием вернуть Бычкова, артисты потребовали встречи с министром культуры Марией Мазур, а зрители запустили петицию, настаивая на восстановлении режиссера в должности. Всего за несколько дней ее подписали больше шести тысяч человек.

Министр культуры назвала настоящую причину увольнения Бычкова из воронежского Камерного театра

Мазур с коллективом Камерного встретилась. Вполне ожидаемо это ничего не изменило, все остались при своем мнении. Вскоре стало известно, что театр покидают три ведущие актрисы, из-за чего с нового года из репертуара Камерного пропадут сразу несколько постановок. Бычков попросил их вернуться.

На данный момент он продолжает работать в Камерном театре и ставить спектакли. Имя нового художественного руководителя изначально обещали назвать до Нового года, на момент публикации этого текста этого не произошло.

-9

Фото – Алексей Бычков.

Раз в два года в Воронеже проходит фестиваль поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ. В этот раз форум провели с 15 по 17 декабря. В рамках него наш город посетили гости из Москвы, Петербурга, Нягани и Абхазии.

В программе фестиваля – спектакли и концерты, выставки, встречи с именитыми литераторами и артистами: в общей сложности 14 событий.

Так, в первый день форума воронежцы могли посетить вечер поэта Аллы Горбуновой и послушать стихи Пушкина и Мандельштама в исполнении народного артиста Константина Райкина. Фестивальный проект по очеркам, эссе и воспоминаниям Мандельштама «Шум времени» представили на большой сцене Камерного во второй день. А завершился МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ на малой сцене «концертом во времени» в постановке режиссера Ивана Комарова «Цеха поэтов» (Нягань).