Новая архитектура как форма современного искусства
Крупнейший к востоку от Урала транзитный авиаузел России – аэропорт Толмачёво – работает с 1957 года. Его международный терминал ввели в эксплуатацию в 1997 году. За прошедшие годы здание устарело, перестало отвечать современным требованиям комфорта и вместимости, в связи с чем в 2020 году начались работы по реконструкции. За работы по созданию нового терминала взялись московские архитекторы.
«Я горжусь участием в таком крупном региональном проекте. Новосибирск – третий по численности населения город России, он находится на пересечении большого числа воздушных линий, и, конечно, нуждается в интересной, яркой архитектуре. Аэропорт, по моему мнению, всегда красноречиво говорит об инфраструктуре города и сразу формирует у путешественников определенное настроение. Новый терминал получился сложным с инженерной точки зрения, очень продуманным и комфортным. Он в полной мере соответствует статусу города и отвечает международному уровню. И я рад, что проекту удалось быстро выйти на реализацию», – сказал Сергей Кузнецов.
Новосибирск в числе прочего знаменит тем, что здесь находится одно из крупнейших самолетостроительных производств страны. Закономерно, что в основу формотворческого подхода должна была лечь авиастроительная отрасль. Итак, что представляет собой новый терминал аэропорта Толмачёво им. А. И. Покрышкина в Новосибирске, открывшийся в феврале 2023 года?
Высота сооружения, выполненного в форме параллелепипеда – 32,2 метра, общая площадь – порядка 56 тысяч кв. метров. Перед новым терминалом организована главная подъездная площадь, а с существующим зданием аэровокзала он соединен крытой галереей.
«Мы попытались придумать нечто, что было бы классическим. Идея в том, чтобы эта форма не старела, чтобы она могла жить как объект современного искусства, но при этом не была подвержена изменениям моды», – отметил Кузнецов.
С южной стороны расположены три основные входные группы, «утопленные» в фасад. Сверху здание акцентировано козырьком с консольным выносом 11 метров, что также призвано напоминать о богатом авиационном прошлом региона. Этот элемент отделан полированной нержавеющей сталью, которая покрыта специальным матирующим лаком.
Фасады представляют собой единую непрерывную стеклянную «ленту». Витражное остекление выполнено в формате джамбо – это крупные блоки размером 6 на 3 метра, которые имеют улучшенные оптические характеристики, высокую прочность и обеспечивают хорошую теплоизоляцию объекта. Они закреплены с помощью тончайших вантовых конструкций, что формирует элегантную, почти полностью прозрачную оболочку для общественных зон внутри.
Главная доминанта хорошо инсолированного пространства зала прилета/вылета – четыре 30-метровые колонны диаметром по пять метров. Их важная особенность заключается в том, что они – конструктивный, а не чисто декоративный элемент. Колонны-«турбины» предстают своего рода скульптурами – атлантами, они «держат небо» на «алюминиевых руках». Причем делают это без видимых усилий – кровля как будто парит, здесь можно увидеть отсылку к готической архитектуре, где опора представляет собой нечто скорее грациозное и ажурное, чем массивное и монументальное.
Колонны составлены из структурных ребер, в которые вмонтировано светодиодное освещение. Подсветка боковых алюминиевых ребер словно бы приводит их в движение, «ввинчивает» в потолок, и только с высоты отчетливо видны световые фонари – стеклянные «колпаки» над кровлей, которые будто бы сдерживают четырехчастный «двигатель» и не дают всему зданию «взлететь».
Помимо красивой архитектуры, новый терминал получил самое современное техническое оснащение. В нем установлено: 25 лифтов, 18 эскалаторов, разное оборудование для досмотра, регистрации и обслуживания пассажиров и многое другое. В залах ожидания организованы зоны магазинов, кафе, комната матери и ребенка.
Отдельного внимания заслуживает зал выдачи багажа. Новая система обработки багажа с пропускной способностью 4,8 тыс. единиц в час позволит одновременно комплектовать багажом более 20 рейсов в час и полностью удовлетворить потребности аэропорта при расширении аэровокзального комплекса в будущем. Трехуровневая система безопасности досмотра соответствует международным и российским стандартам и нормам.
Также обустроены краткосрочная и долгосрочная парковки общей вместимостью более 1,3 тыс. машин.
Архитекторы считают, что в итоге получился относительно нейтральный объем, его можно наполнить каким угодно содержимым, адаптировав под меняющиеся потребности и тренды, и который имеет характерный и яркий, запоминающийся образ.
Образы арабского востока в Сибири, или истоки творческого замысла Кузнецова
Главный архитектор Москвы также рассказал про образы, на которые он ориентировался при работе над терминалом.
«Понятия архитектуры на века больше не существует. Разговаривать с вечностью – значит создавать здания, которые легко меняются внутри», – пояснил Кузнецов.
В школьном возрасте он два с половиной года прожил с родителями в Йемене, поэтому в «турбинах» аэропорта Толмачёво проявились черты удивительных деревьев с острова Сокотра. А кому-то эти колонны напомнят гигантские грибы – тем более что конструкции в залах выдачи багажа – уже черного цвета и без световых фонарей над ними – напоминают опоры со «шляпками» гораздо больше.
И опять-таки мы видим рисунок расходящихся прожилок, или потоков энергии, благодаря которым конструктив и перекрытия здания визуально срастаются и замыкаются в единый работающий контур. Идеальное гибкое пространство, к которому можно «подключить» любые движимые и недвижимые «экспонаты».
«Новосибирск – город науки и технологий, очень авангардный в целом, поэтому хотелось сохранить эту преемственность и идентичность, и в то же время сделать вещь вне времени, очень классическую. Проект получился элегантным, качественным и высокотехнологичным. Внимание сразу привлекают колонны, на которых держится парящая кровля. Идея была в том, чтобы эти элементы производили мгновенное впечатление, даже если человек ничего не понимает в архитектуре. Возникают ассоциации с деревьями, турбинами самолета. Я совершенно уверен, что даже в спешке люди будут их рассматривать», – считает Кузнецов.
Перед полетом – в музей
В новом терминале аэропорта Толмачёво открылся Художественный музей с уникальной концепцией картин в иллюминаторах. Новосибирский государственный художественный музей – одно из знаковых учреждений региона, а его отделение в аэропорту стало визитной карточкой Новосибирской области.
Сразу после стойки регистрации и контроля досмотра пассажиров на полуэтаже аэровокзала расположена зона отдыха, оформленная произведениями живописи из собрания Новосибирского художественного музея, оригинальный макет подготовлен командой музея.
Хотя арт-экспозиции в современных транспортных хабах – уже традиция, но обычно в таких случаях искусство выбирается современное, как в аэропорту Платов Ростова-на-Дону, применяются интерактивные и технологичные инсталляции, как в саратовском Гагарине. В Новосибирске для показа были отобраны репродукции знаковых шедевров русской живописи XVIII-XX веков из постоянной экспозиции музея: произведения К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского.
Арт-пространство оформлено в виде импровизированного борта самолета. Специально для проекта отреставрировали пассажирские кресла легендарного ТУ-134: металлические части заново покрашены, сиденья перетянуты современным обивочным материалом.
Одно из центральных мест занимает портрет Екатерины II Дмитрия Левицкого, на внутренней «обшивке» – пейзажи Николая Рериха, которых в коллекции музея около 60.
Сидя в отреставрированных пассажирских креслах легендарного ТУ-134, в «иллюминаторах» посетители видят «Лунную ночь» Архипа Куинджи, «Парижские огни» Константина Коровина, «Европейский флот на рейде у острова Крит» Ивана Айвазовского, а также работы сибирских художников: Н.И. Чевалкова, А.В. Вощакина, Н.Д. Грицюка. Можно сказать, что это возможность посетить главный художественный музей Сибири, практически «не выходя из самолета».
«Возможно, прозвучит нескромно, но я считаю, что мы получили один из лучших, если не лучший аэропорт в России на сегодня – с точки зрения архитектуры, элегантности, качества пространства и его технологических возможностей», – подчеркнул Кузнецов.
Новый терминал аэропорта стал местом «соединения» настоящего, прошлого и будущего всего региона. Возможно, именно такую миссию и должна нести архитектура современных воздушных гаваней.
Нереализованный проект аэропорта в Геленджике
Подробнее читайте на нашем сайте