Последние два года показали, что Россия может успешно работать в условиях санкционного давления. Таким образом вице-премьер России Александр Новак прокомментировал введение ограничений против российского проекта по сжижению газа «Арктик СПГ – 2» в интервью телеканалу «Россия-24».
«Успешный опыт последних двух лет показывает, что мы имеем возможность продолжать работать и успешно развивать наши отрасли даже в сложных условиях и вызовах и ограничений, которые вводят против наших отраслей», – сказал он (цитата по ТАСС).
Новак также указал на незаконность санкций. По его словам, этот инструмент направлен на лоббирование интересов тех стран, «которые хотят занимать на мировых рынках таким способом свою нишу» без конкуренции. По его словам, «махая санкционной дубинкой», они заставляют другие страны покупать свою продукцию и дают им «возможность развиваться».
«Арктик СПГ – 2» – первый в мире завод по серийному производству СПГ-линий на основаниях гравитационного типа (ОГТ). На каждом ОГТ размещается 14 технологических модулей общим весом около 160 000 т и с весом единичного модуля до 17 000 т.
2 ноября минфин США ввел санкции против «Арктик СПГ – 2». В декабре Reuters сообщило, что «Новатэк» отправил своим клиентам уведомления о форс-мажоре в отношении будущих поставок СПГ с проекта. В частности, проинформированы были, отмечало агентство, китайские Shenergy Group и Zheijang Energy, а также испанская Repsol.
«Коммерсантъ» писал, что иностранные акционеры объявили форс-мажор по договорам в проекте «Арктик СПГ – 2». Речь шла о TotalEnergies (Франция), CNPC и CNOOC (Китай) и консорциуме Mitsui и JOGMEC (Япония). У каждой из компаний по 10% в проекте, у «Новатэка» – 60%. 26 декабря газета Sankei сообщила, что Mitsui хочет отозвать всех своих сотрудников с «Арктик СПГ – 2».