Завершаю свое повествование о происхождении обрезания — обряда, которому был подвергнут Иисус в возрасте 8 дней (как он проходит в наше время, показано над заголовком). В предыдущей части раскрывались причины поистине антагонистического отношения к этому завету Торы у иудеев и их врагов — оккупантов: эллинов и римлян.
В значительной степени оно основывалось на роли секса в мировоззрении этих народов. В то время, как евреи, не отрицая значения удовольствия от полового акта, считали главным в нем все же деторождение, их противники чрезмерно поклонялись Эросу, ставя сладострастие выше размножения. Правда, и их взгляды с течением столетий подверглись изменениям.
Первоначально значительная роль секса в жизни находила открытое и честное выражение в языке всех народов древности, в частности греков и римлян (что подтверждается богатой эротической терминологией). Позже на сцену выступает половое лицемерие, которое не позволяло называть эти вещи своими именами. Третья ступень — когда пуристы (фанатики моральной «чистоты») и в самых безобидных словах, и в невинной игре понятий подозревали нечто нечистое, хотя на практике все оставалось по-прежнему.
В эпоху Августа, то есть в начале жизни Христа, неприличный смысл придавали даже таким словам и словосочетаниям, которые не содержали никаких сексуальных оттенков и только по созвучию напоминали неприличное понятие. Ханжество, заставлявшее скрывать все естественное, в особенности резко выступало у римлян, даже в научных и медицинских книгах. Имена божеств любви, как ныне имя Бога, никто не упоминал всуе, хотя им воздвигали храмы и открыто поклонялись. Причем не только богине любви Венере, но и распутным божкам плодородия Приапу и Пану.
Римляне в эпоху Христа вообще являются в этом отношении пуританами древности. У них были, например, запрещены некоторые слова только потому, что они у более древних авторов применялись в эротическом смысле. Нельзя было сказать «вести войско» или «вести войны». Это считалось неприличным выражением. Еще страннее страх одного из самых воинственных народов в истории перед «неприличными»... словесными звуками! Если во времена великого оратора Цицерона (I век до н.э.) хотели произнести «неприличное» слово, то извинялись: «с позволения сказать».
Квинтиллиан учил: «Вина лежит здесь не на писателе, а на читателе. Тем не менее нужно избегать таких слов, так как наши нравы испортили честные слова и мы должны уступить дорогу победоносному пороку».
Окончание - в следующей главе.
18+
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4314/
Юрий Пульвер