Северный морской путь является кратчайшим и наиболее экономичным маршрутом между Европой и Азией. Значение Севморпути, освоение которого было начато еще в 1932 году, с каждым годом лишь возрастает. Попробуем сформулировать основные преимущества этой морской магистрали для торговли между Россией и дружескими странами, от развития которой зависит благополучие ЛПК нашего государства.
ГРАНИЦЫ НА ЗАМКЕ
Лесопромышленные предприятия России, вынужденные остановить экспорт в стра ны ЕС из-за санкций, уже в марте 2022 года почти вдвое увеличили поставки в Китай и Казахстан. Значительно возросли отгрузки в Беларусь и Турцию. Уход из РФ мировых контейнерных линий заставил российских лесопромышленников перестраивать логистику в пользу РЖД. Но железная дорога не резиновая, так что пока существуют достаточно серьезные проблемы с тем, чтобы оперативно перенаправить по новым направлениям все приходившиеся на страны ЕС объемы экспорта продукции леспрома. Рослесинфорг, на пример, еще по итогам первых санкционных месяцев отметил, что повышенный спрос на перевозку пиломатериалов наблюдается почти по всем направлениям, не связанным с пересечением границ ЕС. Сложности заставили лесопромышленников и власти лесных регионов России искать способы повысить эффективность использования железных дорог.
Так, в сентябре 2022 года с железнодорожной станции Республики Коми в Китай отправился первый контейнерный поезд длиной более километра, груженый пиломатериалами. Как сообщили в Министерстве экономическо го развития и промышленности Республики Коми, это стало возможно благодаря совместным усилиям сотрудников регионального Минпрома, представителей ОАО «Российские железные дороги», лесопромышленных пред приятий региона и заинтересованных органов исполнительной власти. Удалось увеличить количество вагонов, и со станции Човью Северной железной дороги отправился первый контейнерный поезд дли ной более километра, составом в 39 платформ, с 76 сорокафутовыми контейнерами, гружены ми пиломатериалами. Отправка таких длин носоставных поездов позволит пропускать большее количество грузов и максимально ис пользовать провозные способности сети железных дорог. В пресс-центре Правительства Республики Коми отметили, что в сентябре были впервые организованы перевозки контейнерных поездов и по ряду новых направлений. Так, теперь контейнеры с пиломатериалами будут отправляться со станций Сыктывкар и Костылево в Египет через порт Темрюк. Тем не менее для ЛПК Северо-Запада, где традиционно высок уровень производства лесной продукции, железнодорожное сообщение остается достаточно узким транс портным коридором, необходимо искать новые маршруты доставки. И Северный морской путь представляется наиболее перспективным.
ИЗ КАРЕЛИИ В КИТАЙ – ПО МОРЮ
9 октября из порта Санкт-Петербург Segezha Group (MOEX: SGZH, входит в АФК «Система») отправила первый груз в порты Китая уникальным российским атомным лихтеро возом «Севморпуть» по Северному морскому коридору. Китайским партнерам доставили крафт-бумагу – высококачественную продук цию из древесины северных пород, выпускае мую Сегежским целлюлозно-бумажным ком бинатом (Республика Карелия). «Севморпуть» – единственное в мире успешно действующее ледокольно-транспорт ное судно с ядерной энергетической установ кой. Это самый крупный по водоизмещению лихтеровоз (лихтер – разновидность баржи). Он свободно идет во льдах толщиной до 1 м. Судно создавалось специально для использо вания на Северном морском пути. В настоя щее время оно принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию «Атомфлот». Северный морской путь – кратчайший мор ской маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Это перспектив ная альтернатива маршрутам через Суэцкий канал в порты Восточной и Юго-Восточной Азии. Segezha Group принимает активное уча стие в налаживании регулярных транзитных контейнерных перевозок по этому транспорт ному коридору. «Мы заинтересованы в развитии новых конкурентоспособных логистических маршрутов и принимаем в их загрузке самое деятельное участие.
Наряду с международным транспортным коридором «Север-Юг» Северный морской коридор значительно расширит возможности международного сотрудничества российских экспортеров, позволит укрепить конкурентные преимущества российских производителей лесной продукции. Одновременно мощный стимул к развитию получит отечественное высокотехнологичное кораблестроение, российский торговый атомный флот», – уверен Андрей Юдин, директор по логистике Segezha Group. Ранее о возможном использовании Северного морского пути предприятиями Карелии говорил глава республики Артур Парфенчиков. По его мнению, весьма перспективны имеющиеся планы задействовать в перевалке грузов возможности Беломорско-Балтийско го канала, а также мощности будущего глубоководного порта в Кеми. Вывод прост: нашей стране крайне важно активно развивать Севморпуть, способный стать надежной транспортной артерией, на которую не способны повлиять санкции не дружественных стран. По сути, Северный морской путь становится гарантом транспортной безопасности России, в том числе – и в перевозке лесных грузов в дружеские страны. Евгений Петров