15 декабря парламент Молдовы 57 голосами депутатов от правящей партии «Действие и солидарность» и двух независимых депутатов принял обновленную стратегию национальной безопасности, инициатором разработки которой выступила президент Майя Санду. Оппозиция, состоящая из коммунистов и социалистов, за него не голосовала — посчитала, что законопроект противоречит национальным интересам Молдовы, потому что в нем содержится требование вступления в Евросоюз как гарантия мира и безопасности, поддержка территориальной целостности Украины, усиленная милитаризация страны. А Россия названа главным риском для безопасности в то время как в конституции прописан нейтралитет.
Предыдущая стратегия нацбезопасности была принята в 2011 году, в 2016-м ее пытались модернизировать, но этот процесс застопорился. Целями рассчитанной на шесть лет новой стратегии объявлены защита независимости и гарантии безопасности граждан, создание сильного государства и вступление Молдовы в Евросоюз как гарантия мира. Последняя цель не будет достигнута без соблюдения оговоренных с ЕС предварительных условий, одним которых стало увеличение оборонного потенциала.
По поводу последнего в Молдове должны были задуматься уже давно, потому что после провозглашения независимости ее вооруженные силы представляли собой удручающее зрелище. Они финансировались по остаточному принципу, в 2000-х солдаты голодали в казармах, а офицерам месяцами не выплачивалось денежное довольствие, парк военной техники, доставшийся от СССР, не модернизировался десятилетиями. В 2007 году тогдашний президент Владимир Воронин утверждал, что в вооруженных силах молдавское государство, провозгласившее нейтралитет, вообще не нуждается.
Поскольку в 2011 году приднестровский кризис совершил новый виток, тогда была принята стратегия национальной безопасности, а отношение к финансированию армии резко изменилось, но все равно не хватало средств на ее вооружение. В вооруженных силах тогда так и не появились ПВО и современная артиллерия.
В последнее время парк бронемашин и грузовиков в ВС Молдовы пополнялся только за счет безвозмездно переданных Германией и другими государствами НАТО бронетранспортеров и автомобилей средней грузоподъемности устаревших модификаций. Подобную щедрость можно объяснить только прозападной ориентацией нынешней молдавской власти. Но благодаря принятию новой стратегии нацбезопасности, перевооружение молдавской армии за счет одних только европейских пожертвований прекратится, поскольку она предусматривает выделение финансирования вооруженным силам в размере 1% от ВВП. На эти средства уже закуплен у Франции радар нового поколения, в начале следующего года ожидается поставка еще одного. Так Молдова приступила к формированию собственной системы ПВО.
Растущая русофобия молдавских властей нашла свое отражение в постулате новой стратегии, объявляющем Россию главным риском для безопасности страны. Западу удалось взрастить поколение молдавских политиков, которые видят в России врага, а в 1990-е годы отношения Кишинева и Москвы характеризовались как стратегические, затем перешли в разряд прагматичных, а теперь уже Россия стала «риском».
Наиболее рациональным в новой стратегии видится постулат о разрешении приднестровской проблемы мирными средствами, поскольку практически все население этого региона имеет молдавское гражданство, и проблем с его интеграцией в молдавское общество быть не должно. К тому же ЕС уже стал основным экспортным партнером Приднестровья, что со временем поэтапно может сблизить позиции Кишинева и Тирасполя.
Учитывая то, что Молдова методично разрывает отношения с СНГ и начинает переговоры о вступлении в ЕС, сотрудничает с Западом в различных сферах, объявляет Россию источником многочисленных рисков, можно говорить о развороте страны в сторону Запада, а новая стратегия национальной безопасности является документом, который демонстрирует геополитический выбор нынешней молдавской власти.