В фотогалерее сайта выпускников Иркутского Военного авиационного училища появилась фотография с комментарием о приезде в Иркутск Фиделя Кастро. Поскольку родом я иркутянин и долгое время жил рядом с училищем, хочется немного написать про подобные посещения и встречи. А бывали такие приезды частенько и, думаю, что высокопоставленным особам был интересен не столько сам город, сколько жемчужина Восточной Сибири – уникальное по красоте озеро Байкал.
О таком проезде знали заранее, народ собирался по обе стороны ул. 1-й Советской, курсанты в парадной форме стояли в оцеплении. Если было учебное время в школах, выводили учащихся. Настроение было всегда приподнятое, ведь если хлеб был каждый день, то зрелища… Впрочем, о хлебе чуть позже.
Сначала ехали несколько милицейских машин с сиренами и мегафонами, расчищая дорогу - «Волга № такой-то, примите вправо и остановитесь», которая заранее специально не перекрывалась, потом кортеж мотоциклистов, а внутри Чайки, одна со встречаемой особой и замыкающие черные Волги и далее остальная свита.
Первым на моей памяти был приезд Хрущева в Иркутск. Народ собрался (или собрали его) очень рано, чуть-ли не к 10-ти утра. От аэропорта вдоль 1-й Советской, плотно курсанты в парадной форме, люди с цветами, флажками и портретами вождей. Ждали очень долго. Бабушка привела меня в аэропорт и мы оказались в первых рядах, так, что я видел этого лысого дядьку очень близко. Потом он уехал на вновь построенную Иркутскую ГЭС, и там был митинг.
А спустя пару лет не на долго пропал хлеб, помню огромные очереди вдоль улиц к булочным. Муку народ покупал и тащил домой мешками. Потом Хрущева все начали дружно ругать, даже в школе на уроках дети наперебой пересказывали то, что про Никиту Сергеевича говорили дома. Прошло много лет я для себя пришел все же ко мнению, что главнейшей заслугой этого человека было освобождение миллионов советских людей от гнета коммуналок. А вот, чем нас нынче порадует власть и от чего сможет освободить, я не знаю.
Еще запомнился приезд Фиделя Кастро, того встречали вечером, проезжал он в открытой Чайке, медленно, за ним на открытой типа Виллиса машине журналисты с кинокамерами. Был он, в зеленой, не нашей, военной форме, ехал стоя, приветствовал людей взмахами руки, вместе с ним в машине были соратники, а может телохранители. Кто-то из публики догадался швырнуть к нему в машину большой пихтовый букет, так они аж присели там все. А мой маленький флажок, с прикрепленной к нему октябрятской звездочкой до их машины не долетел.
Вот небольшой список тех, кого, так скажем, мне лично довелось встречать у стен ИВАТУ: Янош Кадар, Густав Гусак, Вальтер Ульбрихт, Тодор Живков, Принц Камбоджи - Ноордом Сианук, Юмжагийн Цеденбал, Ю.А. Гагарин. В 1973 году, весной, кажется в марте, мы встречали Сальвадора Альенде, буквально за пол года до его трагической гибели.
В заключение замечу, лишь, что с течением времени, все меньше людей радовалось таким встречам, меньше народа на них собиралось по своему желанию, все быстрее мимо встречающих проносились машины кортежа и все меньший интерес к происходящему действу проявляли люди. То ли социализм стал увядать, то ли из наших сердец стала исчезать искренность, ивера в светлое будущее, а из душ оптимизм, а может все вместе?
Когда писал эти строки почему-то вспомнились совсем иные мероприятия, но уже в Москве. Время учебы в академии с 1982года совпало, отнюдь, не со встречами, а с проводами в последний путь тех, кто так же, с детства был у нас на слуху – Брежнев, Андропов, Черненко, Устинов, Епишев, Багромян и др.
Принимал личное участие в траурных торжествах. Приходилось стоять и в оцеплении и в составе парадных расчетов с аксельбантом и кортиком ходить за траурным лафетом.
Кого мы встречали у стен ивату
27 декабря 202327 дек 2023
611
3 мин
10