Наш Дедушка самый молодой в ряду Рождественских Дедов!
Вот Санта Клаус! Это искаженное имя святого Николая. На Руси его называют Чудотворцем! Покровитель ДЕТЕЙ и ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. Он жил в III веке нашей эры в Ликии (нынешняя территория Турции). Это самый почитаемый святой. В Ново Афонском монастыре (Абхазия) есть роспись: святой Николай подслушал о чем мечтали сестры накануне рождества и приготовил им подарки. Их он положил в мешок — сапожок и спустил в каминную трубу. Одежда Санта Клауса всегда красного цвета — плащ и колпак.
История других Рождественских Дедов очень запутанная, общее только то, что они имеют мифологическое происхождение.
Имя Санта Клаус у нас не прижилось. И поэтому начались поиски имени и образа нашего Деда, а за ним потянулись и Снегурочка, и бабушка Зима, и Метелица, Снежинки, сформировавшиеся в последней четверти 19 века.
Образ Мороза уже поселялся в умах людей. В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского, где впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза.
Если рассматривать дореволюционные новогодние (не рождественские) открытки, то обычно изображались зимние пейзажи, городские повозки с людьми. Деда Мороза вы не увидите!
Славяне представляли мороза в виде старика, бродящего по лесу и вымораживающего всё на своём пути (вспомним Морозко) или Ёлкича — духа срубленной ёлочки. Еще был Дед Трескун, Зимник, Студенец. Названия-то какие — морозные! Но злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве.
Постепенно образ менялся и появился ёлочный дед, приносящий детям подарки.
Долго рождественский дед не имел имени собственного, но в 1914 году Сергей Есенин написал стихотворение «Сиротка», в котором были такие слова: «…Я ведь, Маша, очень добрый, Я ведь дедушка-мороз» и имя прижилось.
Время массового изготовления Дедов Морозов началось с 1950-х годов. Каждая фабрика расписывала одежду согласно региону. Даже в центральных городах, как Москва и Ленинград (СПб), ДМ отличались. Московский ДМ был в валенках, в шапке ушанке, ленинградский — в шубе до пола, в красной шапочке с меховой оторочкой. У московских Дедов всегда был мешок с подарками, а у ленинградских часто только елка в руке.
Снегурочка тоже имеет свою историю, во многом независимую от Деда Мороза, но обусловленную литературой: народная сказка о сделанной из снега и ожившей девочке, «Снегурочка» А. Н. Островского… Она очень милая девочка, ей всегда покоряются лесные жители и иногда вместе с ней приходят к детям на ёлку.