Секрет популярности Депардьё прост — это наследство советского кинопроката. Но любопытно, что ни один из фильмов с его участием в годы СССР так и не смог стать хитом наших кинотеатров — и это не мешало зрителям хорошо знать фактурного актера, которого все считали самым натуральным комиком.
Он вам не комик
На самом деле Жерар Депардьё комиком не был. Он родился 27 декабря 1948 года в городе Шатору в центральной Франции. Нежеланный ребенок, в детстве он был предоставлен самому себе. Подростком он был участником настоящей банды, его не арестовали только из-за возраста, но на учете в полиции он состоял. Актером он тоже решил стать самостоятельно, хотя и случайно — как-то оказался в театральном кружке, послушал похвалу преподавателя и отправился на курсы известного педагога Жана-Лорана Коше. Почти сразу Депардьё попал в кино, поначалу играл в проходных телефильмах, как и положено новичку. Ну а прославился в 1974-м — после главной роли в фильме Бертрана Блие «Вальсирующие», которая как раз и была комедией, хоть и криминально-эротической. А вот дальше фильмография Депардьё начала пополняться сплошными драмами. Собственно, его и считали именно драматическим актером, который может воплотить на экране разные характеры. А он сам много позже признавался, что особо не выбирает роли — играет, что дают, главное, чтобы работа приносила удовольствие. Ну и деньги, разумеется — только этим можно объяснить огромное число фильмов, в которых он появился (их насчитывается около двухсот).
Французское нашествие на СССР
Европейского кино в СССР было много, и в памяти народной оставались многие представители Франции. В свое время настоящий фурор произвела трилогия про Фантомаса (третью часть даже пришлось чуть ли не запрещать) и пародии на мушкетеров от комик-группы «Шарло», комедии с Луи де Фюнесом и Адриано Челентано, приключенческие драмы с Жан-Полем Бельмондо и Аленом Делоном. Остальным звездам приходилось довольствоваться вторыми ролями. Например, хорошо знакомый нам Пьер Ришар советских зрителей покорил далеко не сразу, а звездой (по меркам СССР) вообще стал лишь в 1985-м, когда «Игрушку» показали по телевидению. Но его хотя бы знали, да и фильмы про «высокого блондина» показывали вполне заманчивые результаты. А вот у Жерара Депардьё долгое время отношения с Советским Союзом не складывались.
Неизвестный актер с Запада
Впервые с Депардьё советские зрители познакомились в 1975-м, но вряд ли тогда им удалось оценить его игру. Звездами драмы «Двое в городе» были Делон и Жан Габен, а молодой актер играл роль третьего плана; фильм был снят за два года до советского проката. Через два года в СССР привезли еще одну картину, где Депардьё было немного — «Семь смертей по рецепту» (у нас его назвали «В сетях мафии»). В 1980-м вышли «Собаки в городе» и «Мой американский дядюшка» и прошли почти незамеченными... Ну а «распробовали» Депардьё в СССР именно как комика — после комедии Клода Зиди «Инспектор-разиня», где пару уже набравшему массу актеру составил известный комик Колюш. Что забавно — советские прокатчики, кажется, особо на этот фильм не рассчитывали, но его наработка на копию была почти такой же, как у «Спортлото-82» Леонида Гайдая.
В восьмидесятые Депардьё вообще у нас примелькался — но тоже не в одиночку и также благодаря комедиям. На этот раз его партнером был Пьер Ришар, а режиссером трилогии, в которую входили «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы», — Франсис Вебер, сценарист «Блондинов...» и постановщик «Игрушки». По некоторым данным, «Невезучих» в 1983-м посмотрели 30 млн зрителей — в том году это могло считаться серьезным успехом. Но вот последующие части популярностью особой не пользовались — времена менялись, началось засилье американского кино, с которым французские комедии с «взрослым» рейтингом (зрители старше 16) конкурировать не могли.
После СССР
Впрочем, и тех зрителей, которые посмотрели трилогию о беглецах (и «Инспектора-разиню», конечно) вполне хватило, чтобы Депардьё остался вполне узнаваемым актером на постсоветском пространстве. Ему прощали даже то, что он отошел от комедий и снимался в каких-то очень серьезных фильмах. Впрочем, и среди них попадались большие и запоминающиеся работы — «1492: Завоевание рая» Ридли Скотта или цикл про этих героев комиксов Астерикса и Обеликса. В принципе, будь Депардьё музыкантом, он бы наверняка был постоянным участником какой-нибудь «Дискотеки 80-х». Но он был актером и поэтому, к примеру, появлялся в одном из эпизодов «Убойной силы» или играл Сталина и Распутина.
В фильмографии Депардьё есть и один забавный момент. В 2003 году он снова снялся у Вебера в комедии, сюжет которой похож на фильм 1981 года «Невезучие». В нашем прокате новую картину назвали точно так же, но это лишь особенности локализации. В оригинале эти фильмы называются по-разному («Приманка» и «Замолчи»), а у Депардьё в них совершенно противоположные роли. В паре с Ришаром он был мужественным и сильным, а вот в дуэте с Жаном Рено — наоборот, незадачливым и слабым. Но он действительно мог быть и таким, и таким — ему было все равно, кого играть.