Найти тему

Комик на пару с Ришаром. Жерар Депардьё и его карьера в СССР

Секрет популярности Депардьё прост — это наследство советского кинопроката. Но любопытно, что ни один из фильмов с его участием в годы СССР так и не смог стать хитом наших кинотеатров — и это не мешало зрителям хорошо знать фактурного актера, которого все считали самым натуральным комиком.

   Жерар Депардьё в 1976 году. Фото: Commons.wikimedia.org
Жерар Депардьё в 1976 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Он вам не комик

На самом деле Жерар Депардьё комиком не был. Он родился 27 декабря 1948 года в городе Шатору в центральной Франции. Нежеланный ребенок, в детстве он был предоставлен самому себе. Подростком он был участником настоящей банды, его не арестовали только из-за возраста, но на учете в полиции он состоял. Актером он тоже решил стать самостоятельно, хотя и случайно — как-то оказался в театральном кружке, послушал похвалу преподавателя и отправился на курсы известного педагога Жана-Лорана Коше. Почти сразу Депардьё попал в кино, поначалу играл в проходных телефильмах, как и положено новичку. Ну а прославился в 1974-м — после главной роли в фильме Бертрана Блие «Вальсирующие», которая как раз и была комедией, хоть и криминально-эротической. А вот дальше фильмография Депардьё начала пополняться сплошными драмами. Собственно, его и считали именно драматическим актером, который может воплотить на экране разные характеры. А он сам много позже признавался, что особо не выбирает роли — играет, что дают, главное, чтобы работа приносила удовольствие. Ну и деньги, разумеется — только этим можно объяснить огромное число фильмов, в которых он появился (их насчитывается около двухсот).

Французское нашествие на СССР

Европейского кино в СССР было много, и в памяти народной оставались многие представители Франции. В свое время настоящий фурор произвела трилогия про Фантомаса (третью часть даже пришлось чуть ли не запрещать) и пародии на мушкетеров от комик-группы «Шарло», комедии с Луи де Фюнесом и Адриано Челентано, приключенческие драмы с Жан-Полем Бельмондо и Аленом Делоном. Остальным звездам приходилось довольствоваться вторыми ролями. Например, хорошо знакомый нам Пьер Ришар советских зрителей покорил далеко не сразу, а звездой (по меркам СССР) вообще стал лишь в 1985-м, когда «Игрушку» показали по телевидению. Но его хотя бы знали, да и фильмы про «высокого блондина» показывали вполне заманчивые результаты. А вот у Жерара Депардьё долгое время отношения с Советским Союзом не складывались.

Неизвестный актер с Запада

Впервые с Депардьё советские зрители познакомились в 1975-м, но вряд ли тогда им удалось оценить его игру. Звездами драмы «Двое в городе» были Делон и Жан Габен, а молодой актер играл роль третьего плана; фильм был снят за два года до советского проката. Через два года в СССР привезли еще одну картину, где Депардьё было немного — «Семь смертей по рецепту» (у нас его назвали «В сетях мафии»). В 1980-м вышли «Собаки в городе» и «Мой американский дядюшка» и прошли почти незамеченными... Ну а «распробовали» Депардьё в СССР именно как комика — после комедии Клода Зиди «Инспектор-разиня», где пару уже набравшему массу актеру составил известный комик Колюш. Что забавно — советские прокатчики, кажется, особо на этот фильм не рассчитывали, но его наработка на копию была почти такой же, как у «Спортлото-82» Леонида Гайдая.

В восьмидесятые Депардьё вообще у нас примелькался — но тоже не в одиночку и также благодаря комедиям. На этот раз его партнером был Пьер Ришар, а режиссером трилогии, в которую входили «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы», — Франсис Вебер, сценарист «Блондинов...» и постановщик «Игрушки». По некоторым данным, «Невезучих» в 1983-м посмотрели 30 млн зрителей — в том году это могло считаться серьезным успехом. Но вот последующие части популярностью особой не пользовались — времена менялись, началось засилье американского кино, с которым французские комедии с «взрослым» рейтингом (зрители старше 16) конкурировать не могли.

После СССР

Впрочем, и тех зрителей, которые посмотрели трилогию о беглецах (и «Инспектора-разиню», конечно) вполне хватило, чтобы Депардьё остался вполне узнаваемым актером на постсоветском пространстве. Ему прощали даже то, что он отошел от комедий и снимался в каких-то очень серьезных фильмах. Впрочем, и среди них попадались большие и запоминающиеся работы — «1492: Завоевание рая» Ридли Скотта или цикл про этих героев комиксов Астерикса и Обеликса. В принципе, будь Депардьё музыкантом, он бы наверняка был постоянным участником какой-нибудь «Дискотеки 80-х». Но он был актером и поэтому, к примеру, появлялся в одном из эпизодов «Убойной силы» или играл Сталина и Распутина.

В фильмографии Депардьё есть и один забавный момент. В 2003 году он снова снялся у Вебера в комедии, сюжет которой похож на фильм 1981 года «Невезучие». В нашем прокате новую картину назвали точно так же, но это лишь особенности локализации. В оригинале эти фильмы называются по-разному («Приманка» и «Замолчи»), а у Депардьё в них совершенно противоположные роли. В паре с Ришаром он был мужественным и сильным, а вот в дуэте с Жаном Рено — наоборот, незадачливым и слабым. Но он действительно мог быть и таким, и таким — ему было все равно, кого играть.