Найти в Дзене
Катехон

Двойственное отношение к процессу «декоммунизации» Украины

Источник

9 декабря 2023 года муниципальные рабочие в Киеве демонтировали фигуру генерала Красной Армии советской эпохи Николая Щорса. Министерство культуры дало разрешение на демонтаж статуи, и зрители захлопали, когда рабочие закончили. Георгий Лукьянчук, житель Киева, сказал, что прибежал, чтобы стать свидетелем этого «исторического момента» и что он «будет на страницах учебников истории».

Согласно моему телефонному интервью 9 декабря с киевским учёным Алексом Абакумовым, этот процесс декоммунизации, хотя в целом и поддерживается большинством украинцев, ещё больше ожесточает то, что фактически является негласной «гражданской войной»:

Возможно, для администрации настало время уничтожить символы коммунизма в рамках более широкой российско-украинской кампании, но простое уничтожение статуй ничего не сделает для объединения народа Украины. Путин слишком хорошо знает, где у него есть сторонники и его доверенные лица, и эти действия по разрушению памятников Красной Армии в данное конкретное время просто бередят старые раны. Ситуация на Украине не так проста, как хотелось бы Байдену и другим. Наследие Второй мировой войны по-прежнему вызывает разногласия. Помимо всего прочего, многие пожилые люди по-прежнему живут в стране облачного куку, где до 1970-х годов было лучшее время для Украины. Их численное влияние может уменьшаться, а электоральная сила невелика, но их голос нежно затрагивает сердечные струны разделённой страны.

Юрий Манок, украинский коллега, работающий в столице, сказал мне в другом интервью в тот же день:

Это может показаться символичным тем, кто смотрит на Украину издалека, но у нас все ещё есть очень много старожилов, служивших в российской армии, и других, у которых столь же радужные воспоминания о советском прошлом. Это типичный, сбивающий с толку коктейль из ностальгии и ощущения, что нынешний опыт всегда хуже, чем якобы более счастливое время изобилия и солидных пенсий российской армии. Этим старым армейским пенсионерам не обязательно участвовать в нынешней варварской кампании, проводимой Россией на нескольких фронтах. Для тех, кто это делает, и для их семей, которые потеряли так много людей в этой так называемой российской военной операции, последние остатки Советов не могут быть уничтожены достаточно быстро. Да, мы сражались на стороне коммунистов. Да, мы провели несколько лет под Москвой. Но поведение Путина убедило большинство здравомыслящих украинцев в том, что мы просто требуем нашей независимости и каждого дюйма нашей украинской территории. Для большинства украинцев не имело бы значения, если бы они больше никогда не увидели ни одного российского солдата. Свержение главнокомандующего Красной Армией Николая Щорса —ещё одна победа украинской демократии. Пусть никто не говорит вам ничего другого.

Декоммунизация в Украине началась во время распада Советского Союза в 1991 году и впоследствии расширилась. После майдана 2014 года и начала российско-украинской войны украинское правительство приняло законы, запрещающие коммунистическую символику, а также символику нацизма как тоталитарные идеологии.

15 мая 2015 года президент Петр Порошенко санкционировал шестимесячный срок для демонтажа советских коммунистических памятников (за исключением кладбищ времён Второй мировой войны) и переименования общественных мест, ранее носивших советские названия. В то время это означало, что 22 города и 44 деревни получат новые названия. До 21 ноября 2015 года муниципальные власти имели полномочия реализовать это, и если они этого не сделают, у областей был крайний срок до 21 мая 2016 года. Кабинет министров Украины мог бы ввести новые обозначения и суровые штрафы за несоответствие. Как и следовало ожидать, законы остались неисполненными в тех частях Украины, которые сильно ориентированы на Россию.

В начале российско-украинского конфликта Служба безопасности Украины обвинила Коммунистическую партию Украины в пособничестве пророссийским сепаратистам и марионеточным силам России. В июле 2015 года Министерство внутренних дел лишило Коммунистическую партию, Коммунистическую партию Украины (обновлённую) и Коммунистическую партию рабочих и крестьян права участвовать в выборах и запретило регистрацию коммунистических партий. К декабрю 2015 года эти партии были объявлены вне закона за подстрекательство к насильственному свержению государства и поддержку российских прокси-сил. По иронии судьбы, Коммунистическая партия Украины обжаловала запрет в Европейском суде по правам человека. Представитель угасающих остатков этой некогда могущественной партии Игорь Гусев рассказал мне в интервью 8 декабря:

Они полны решимости переписать прошлое так, как будто нас никогда не существовало, как будто мы на самом деле не создавали современное государство, которое у нас сейчас есть, которое по сути является Украиной в дружбе с матушкой Россией. Эти самозванцы, которые называют себя украинцами, теперь топчут трупы тех, кто освобождал нас и сражался за нашу историю и наших братьев в Москве, которые поддерживали нас все эти годы… Теперь они просто международные заговорщики, которые хотят сделать Украину марионеткой Запада… У них есть президент-телезвезда, который является всего лишь рупором и на самом деле не представляет страну — он просто представитель фальшивой либеральной демократии Европы и Америки.

К 2016 году 51 493 улицы и 987 городов и сел были переименованы (либо с восстановлением их исторических названий, либо с новыми названиями), а 1320 памятников Ленину и 1069 статуй другим коммунистическим деятелям были демонтированы. Фактически, первый президент Украины после обретения страной независимости от Советского Союза в 1991 году Леонид Кравчук в начале 1990-х годов издал приказы, направленные на «десоветизацию». Исторические памятники советским лидерам постепенно скрывались, особенно в украиноязычных западных регионах. Это правда, что в промышленно развитых (в основном русскоязычных) восточных регионах произошёл откат назад. Кроме того, чтобы представить некоторый контекст двойственности в отношении этих вопросов, законы о декоммунизации были подготовлены в украинском парламенте в 2002, 2005, 2009, 2011 и 2013 годах, но все они не были реализованы. Очевидно, что уже были численно значимые люди, которые мыслили так же, как Игорь Гусев.

Только реформы после Евромайдана привели к серьёзным переменам. В марте 2014 года площадь Ленина в Днепропетровске была переименована в Площадь Героев Майдана в честь погибших во время Евромайдана. Два года спустя, в мае 2016 года, город был переименован в Днепр. Во время и после Евромайдана, начиная с падения скульптуры Ленина в Киеве 8 декабря 2013 года, протестующие сняли или разрушили несколько статуй Ленина. В апреле 2014 года, за год до общенациональных процессов декоммунизации в Украине, местные власти убрали и изменили коммунистическую символику и географические названия, как в Днепропетровске. И снова возникла двойственность и «отталкивание». Как рассказала мне жительница Днепра Таня Ежова в интервью 10 декабря:

Для президента очень хорошо продвигать декоммунизацию, как в случае с демонтажем памятника Маршалу Щорсу, но за это приходится платить. Это одновременно усиливает чувство принадлежности к украинцам и мучает тех, кто с нежностью вспоминает те времена или кто открыто или тайно поддерживает Путина. Внешняя пресса счастливо сидит и думает, что это обычная война, но это далеко не так. В Киеве это может показаться таким проукраинским, но за пределами столицы есть группы людей, которые неоднозначно относятся к Путину. Я имею в виду не только тех, кто сражается против украинской армии на Донбассе — я имею в виду, что внешний мир, похоже, думает, что это национальная борьба — украинский Давид против российского Голиафа. На самом деле, мы гораздо более разделены, чем хотелось бы признать Западу. Им нравится увековечивать простой нарратив против Москвы, но то, что говорят Байден и Запад, вполне может быть чрезмерным упрощением внутренних разногласий Украины.

15 мая 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал законы о декоммунизации, которые ускорили демонтаж коммунистических статуй и переименование общественных мест. 3 июня 2015 года Украинский институт национальной памяти опубликовал список из 22 городов и 44 сел, подлежащих переименованию. Большинство из этих мест находилось в регионе Донбасс на Востоке Украины. 19 мая 2016 года украинский парламент проголосовал за переименование четвёртого по величине города Украины Днепропетровска в «Днепр». 27 апреля 2022 года (во время СВО) Арка дружбы народов в Киеве, символизирующая российско–украинскую дружбу, была демонтирована по распоряжению мэра Киева Виталия Кличко.

1 августа 2023 года советская эмблема была убрана с монумента «Родина-мать» в Киеве. 24 октября 2023 года президент Владимир Зеленский подписал Закон № 8263 о содействии «десоветизации». Однако ещё 18 декабря 2015 года Венецианская комиссия заявила, что законы Украины о декоммунизации не соответствуют европейским законодательным стандартам. Она критически отнеслась к запрету коммунистических партий. Во время СВО в 2022 году многие статуи Ленина по всей Украине, снятые украинцами в предыдущие годы, были вновь установлены на территориях, контролируемых Россией.

Украина разделена сильнее, чем, по-видимому, считает Запад. Опрос, проведённый в ноябре 2016 года, показал, что 48% респондентов поддержали запрет коммунистической идеологии в Украине, 36% были против этого и 16% затруднились с ответом. Опрос также показал, что 41% респондентов поддержали инициативу демонтажа всех скульптур Ленину в стране, тогда как 48% были против и 11% затруднились с ответом. В декабре 2023 года был свергнут ещё один коммунистический символ, но Украина унаследовала тёмную историю, которую нелегко исправить, поскольку в процессе её «декоммунизации» сохраняется определённая двойственность.

СВО
1,21 млн интересуются