В поисках тем для канала наткнулся в интернете на сайт неизвестной мне ранее T gallery (Собрание Татьяны Удрас) с замечательной коллекцией произведений искусства, от живописи до скульптур из чугуна. Представлено в коллекции и достаточно большое количество портретов, причем во многих случаях подписи под ними свидетельствуют, что атрибуцией их занимались знающие, компетентные эксперты. Однако некоторые аннотации к портретам странным образом выпадают из этой тенденции и, совершенно очевидно, ошибочны. Вот некоторые примеры
Вот этот портрет назван изображением Великого князя Михаила Павловича
Его сопровождает следующее описание: «миниатюра Великого князя Михаила Павловича в темно-синей форме с красными отворотами, вышитый золотом воротник, золотые эполеты, голубая муаровая лента, на груди Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного».
Мундир персонажа, конечно же, зеленый и принадлежит Лейб-гвардии Измайловскому полку, о чем неопровержимо свидетельствует узнаваемое шитье в виде «аннинской косицы» на воротнике. Согласно легенде, это шитье отображало плетение косы императрицы Анны Иоанновны, по указу которой был сформирован Измайловский полк. Михаил Павлович не имел отношение к Лейб-гвардии Измайловскому полку и, насколько мне известно, не существует его изображений в мундире этой части. Зато к полку имел отношение Великий князь Николай Павлович, бывший его шефом с 1800 г. и до своей смерти. Именно будущий Николай I и изображен на данной миниатюре, которую следует датировать не ранее 1817 г., когда в Лейб-гвардии Измайловском полку были введены красные лацканы с белыми выпушками.
Что не менее странно, в находящемся в той же самой коллекции еще одной миниатюре, изображающей того же персонажа в том же самом мундире, никого конкретного опознать не смогли. Она числится как «портрет дворянина», 1813 г.
Разумеется, это тоже Великий князь Николай Павлович, также в мундире своего шефского Лейб-гвардии Измайловского полка и также не ранее 1817 г.
Следующий портрет из указанной коллекции считается изображением декабриста Павла Пестеля. Поиск Яндекса по изображением таким же образом идентифицирует этот портрет – со ссылкой на сайт той же T gallery
Очень сложно понять, на каких основаниях портрет был атрибутирован подобным образом. Возможно, авторы атрибуции усмотрели какое-то внешнее сходство портретируемого с юным Пестелем, зарисованным, как считается, его матерью?
Тоже небольшие усики (Пестелю как офицеру Лейб-гвардии Литовского полка, кстати, не полагавшиеся), тоже аксельбант на правой стороне груди…
На самом деле на портрете из коллекции T gallery, конечно же, не Павел Пестель. На обер-офицерских эполетах персонажа изображено по одной звездочке, что означает чин прапорщика. Звездочки на эполетах для обозначения чинов были введен, как мы помним, в 1827 г. К тому моменту, когда мог быть исполнен этот портрет, Павел Пестель был уже мертв. Служит наш прапорщик, насколько понимаю, в Рижском драгунском полку, с 1833 г. имевшем на мундирах белые воротники с зелеными клапанами, как изображено на портрете. То, что выглядит как аксельбант, на самом деле является, опять же, насколько я понимаю, этишкетным шнуром, который одним концом крепился к киверу, а другим – обвивался вокруг шеи, таким образом препятствуя потере головного убора.
Наконец, последний на сегодня портрет на сайте T gallery подписан как изображение адмирала Василия Яковлевича Чичагова
При этом дано описание: «Миниатюра молодого адмирала В. Л. [sic!] Чичагова в темно-синем плаще с вышитым золотым якорем на воротнике, золотыми погонами с орденами: Святой Анны, Святого Владимира и Императорским военным орденом Святого Георгия».
Не будем придираться к «В.Л.Чичагову», видимо, просто опечатка, по крайней мере, мне адмирал Чичагов с такими инициалами не известен. Основанием же для атрибуции портрета именно как изображения адмирала В.Я. Чичагова послужила имеющаяся на обороте миниатюры недвусмысленная подпись: «Адмирал В. Я. Чичагов».
Однако же эта подпись никоим образом не может быть достоверной. Изображенный на миниатюре моряк (если принять, что он адмирал) запечатлен в мундире (а не плаще), существовавшем в 1807-08 гг. В 1807 г. были введены эполеты, в 1808 г. на воротники к якорям добавлено шитье в виде дубовых листьев, подобно сухопутным генералам. Василий Яковлевич Чичагов умер в 1809 г., так что теоретически в 1807-09 гг. мог портретироваться. Но в этот период ему было 81-83 года, явно больше, чем портретируемому, которого сами авторы атрибуции назвали молодым. К концу жизни у В.Я. Чичагова были высшие российские ордена, включая первую степень ордена Св. Георгия, в то время как у персонажа лишь 4-я степень этого ордена. Да, В.Я. Чичагов даже и в более молодом возрасте не был похож на персонажа рассматриваемого портрета – см. ниже
А кроме того, на портрете из коллекции T gallery изображен и не адмирал. У адмиралов на воротнике до введения шитья из дубовых листьев, помимо якорей, имелось шитье в виде канта и косицы. Здесь его нет. Перед нами – капитан 1-го или 2-го ранга, изображенный в период 1807-08 гг. К сожалению, его действительную личность я определить затрудняюсь.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.