"Месть кота Леопольда" (1975)
Пересматривая во взрослом возрасте мультфильм про кота Леопольда, диву давалась, какой же он страшный кошак. Облезлый и жуткий. В детстве почему-то он казался милахой... наверное. Изменилось и восприятие идеи. Раньше для меня эта история была про "Ребята, давайте жить дружно!", сейчас же я в полной мере оценила роль доктора и таблеток под интригующим названием "Озверин". Глядя на мульт глазами психолога, я уже увидела здесь историю про защиту границ и роль агрессии в жизни благополучного человека (или кота). Понятно, кто про что, а вшивый про баню.
Здесь у нас не психологические, а вполне реальные Преследователи (мыши Митя и Мотя) и Жертва (кот Леопольд). Мыши направляют свою агрессию на кота, кот проповедует идеи непротивления злу. Уже сразу, с первого же выпуска мультсериала, зрителя может посетить вопрос: с чего это мыши докопались до кота и что он им сделал?
На первый взгляд, что-то он им сделал, ибо мыши дают клятву, причем исходя из принципа талиона ("око за око, зуб за зуб"), который предполагает наказание, равное преступлению. Из чего следует, что "преступление", причинение вреда мышам имело место быть:
– Клянемся!
– Клянемся!
– Хвост за хвост!
– Глаз за глаз!
– Леопольд, мы идем!
– Леопольд, мы уже идем!
Но кот Леопольд ни ухом, ни рылом. Сидит, интеллигентно слушает полонез и совсем не похож на существо, которое причинило мышам ущерб или вообще знает об их существовании. То есть ответ на вопрос, что он, Леопольд, сделал мышам, скорее всего, "Ничего".
Тем не менее, мыши ведут себя крайне агрессивно, и всё равно остается непонятным, чего они к коту прицепились. Здесь не помешает вспомнить, зачем нам вообще нужна агрессия. В здоровом варианте (а в рамках психологии мы про другие варианты и не говорим) агрессия требуется прежде всего:
а) для защиты своей территории, границ, интересов, мнения, ценностей, имущества и т.д.,
б) для присвоения благ, ресурсов из внешнего мира,
в) для получения энергии на позитивные изменения в собственной жизни.
Кот на мышей не нападал, ничего ценного они у него изъять не желают, стало быть, для мышей наиболее вероятным является вариант "В".
У неблагополучных мышей-хулиганов, вероятно, многое в жизни нуждается в изменениях. Агрессии, энергии на это молодому организму выдается много. Но если энергия не тратится по адресу, то она куда-то перенаправляется. Агрессия же не беременность, само не пройдет. Вот и мыши нашли подходящий объект, на который можно безбоязненно сливать свою агрессию.
Кот-добряк, даже на первым этапе можно сказать рохля и мямля, пусть и интеллигентная, противостоять агрессии не в состоянии, а посему становится жертвой физической расправы. Даже доктора пришлось позвать. На вопрос, на что кот жалуется, Леопольд отвечает: на мышей.
Иными словами, кота больше беспокоят не полученные синяки и помятые бока, а факт своего бессилия перед мышами, факт незащищенности своих границ перед агрессивными партнерами по общению. Доктор оказался весьма проницательным:
– Всё ясно, вы очень добрый. Вам нужно рассердиться.
– Я не умею, доктор.
– Сумеете.
Доктор вручил коту таблетки "Озверин" и дал дельную рекомендацию – принимать по одной таблетке. Но котик выжрал всё и сразу.
Агрессия действительно так работает. Сначала, когда у человека возникает необходимость изменений, ему выдается самая маленькая "порция". Это и есть доза в одну таблетку "Озверина" – пробудителя агрессивности. Субъективно мы ощущаем ее как чувство смутного или отчетливого дискомфорта (физического, психологического, бытового). Собственно, на этом этапе разумнее всего и давать отпор людям или обстоятельствам, принимать вызовы и решения.
Однако часто люди этого не делают. Кто-то не привык замечать дискомфорт, кто-то замечает, но предпочитает не обращать на него внимания, а кто-то стесняется быть "невежливым". Скажем образно так: выбирает не принимать "Озверин" вовсе.
В этом случае психика "увеличивает дозу". Проигнорировав дискомфорт, человек оказывается перед перспективой выпить сразу две таблетки "Озверина". Субъективно это выражается через раздражение, когда всё раздражает и все бесят.
Но и на этом этапе некоторые предпочитают не тратить энергию на то, на что она была дана, а просто фыркают и срываются на всех, кто под руку попадется.
Психика продолжает поэтапно увеличивать дозу агрессии, и в какой-то момент она становится как у кота Леопольда – выпиваем всю баночку таблеток сразу. На этом этапе агрессия перестает быть контролируемой, и мы получаем "кота Леопольда в гневе".
Однако даже от "передозировки" коту была польза: он всё-таки дал отпор мышам и заставил понять, что их выходки не останутся безнаказанными. К счастью, эффект от "Озверина" был весьма краткосрочным. Гнев вообще не бывает длительным. В гневе эмоции реализуются сильно, но быстро.
Как не доводить себя до такого состояния и снизить уровень раздражения, гнева и злости в своей жизни? Не пить "Озверин" банками, а действовать еще на уровне дискомфорта, когда что-то не нравится, неприятно, не устраивает.
Наша психика устроена не то, чтобы мудро (в это хочется верить, но часто уж берут сомнения), но у нее много действенных механизмов. В каком-то смысле "Озверин" мы получаем естественным путем, из собственных внутренних ресурсов – этой химии в достатке. А вопрос дозировки – это уже вопрос рациональности и навыка, ведь управлять гневом определенно можно научиться.
Еще по теме: