Найти в Дзене

Новинка: модель тепловоза Щ-ЭЛ-1 от Parovoziki.ru 1:87

Магазин Parovoziki.ru представил новинку, которая порадует любителей II-III модельной эпохи - модель одного из двух первых в мире действующих магистральных тепловозов.

Изготовленный по проекту инженера Я. М. Гаккеля, первый в мире тепловоз с тележечным экипажем, автором проекта кузова, а также детальной проработки экипажной части которого был главный инженер Путиловского завода профессор А. С. Раевский, тепловоз в 1924 году был официально построен и сдан.

На стадии постройки тепловоз сменил несколько названий, первоначально назывался ЯГ № 1, потом Гэ №001 и затем в момент окончания постройки Юэ-N-002. Буква Ю была выбранному, что не присваивалась до этого никаким другим локомотивам.

Юэ-N-002.  1920-е годы. Фото: фонд музея ОЖД
Юэ-N-002. 1920-е годы. Фото: фонд музея ОЖД

Обозначение тепловоза менялось ещё дважды: на Щ-эл-1, а позже на ЩЭЛ1. Литера Щ говорит о соответствии локомотива по мощности паровозу серии Щ.

Юэ-N-002. 1924 г. Фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России"
Юэ-N-002. 1924 г. Фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России"

Тепловоз был построен в единственном экземпляре. C 1925 по 1927 годы эксплуатировался на Московско-Курской железной дороге, а также на Кавказе. В последующем из-за чрезмерно частых ремонтов Щ-эл-1 был снят с поездной работы и с 1934 года стал использоваться в качестве электростанции.

Москва, депо Ховрино, 1984. Автор: valerijshitov. Источник: railgallery.ru
Москва, депо Ховрино, 1984. Автор: valerijshitov. Источник: railgallery.ru

В 1967 году был привезён из Щербинки в депо Ховрино Октябрьской железной дороги, где проходилего реставрацию. В дальнейшем для выполнения более сложных работ по ремонту перевезён на Коломенский тепловозостроительный завод. Демонстрировался на Рижском вокзале Москвы на выставке железнодорожного транспорта к 50-летию Советского государства в ноябре 1967 года. В 1972 году тепловоз был установлен на постаменте в депо Ховрино как Щ-эл-1

Гэ №001. Санкт-Петербург, Музей Октябрьской железной дороги. Фото: Машинист пивного крана. Дата: 16 августа 2001 г. Источник: railgallery.ru
Гэ №001. Санкт-Петербург, Музей Октябрьской железной дороги. Фото: Машинист пивного крана. Дата: 16 августа 2001 г. Источник: railgallery.ru

В 1997 году передан в железнодорожный музей Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге, где сначала экспонировался как Гэ №001

Гэ №001. Санкт-Петербург, Центральный музей Октябрьской железной дороги. Фото: Воздух Свободы. Дата: 29 марта 2008 г. Источник: railgallery.ru
Гэ №001. Санкт-Петербург, Центральный музей Октябрьской железной дороги. Фото: Воздух Свободы. Дата: 29 марта 2008 г. Источник: railgallery.ru

Позже тепловоз стоял без каких либо обозначений, окрашенный в красный цвет.

С 2017 года переведен в экспонаты Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге. С этого времени тепловозу возвращено его название, пож которым он больше всего известен в истории и с которым он отработал в течение своей недолгой карьеры.

Музей железных дорог России Фото: Lasselan. Дата: 12 августа 2018 г. Источник: railgallery.ru
Музей железных дорог России Фото: Lasselan. Дата: 12 августа 2018 г. Источник: railgallery.ru

Правда надписи в период пребывания в Ховрино и сейчас по виду существенно отличаются. И теперь это Щ-ЭЛ-1.

Музей железных дорог России Фото: TiimoKTR. Дата: 29 сентября 2022 г. Источник: railgallery.ru
Музей железных дорог России Фото: TiimoKTR. Дата: 29 сентября 2022 г. Источник: railgallery.ru

Модель локомотива от магазина Parovoziki.ru изготовлена в нескольких исполнениях и поступает в продажу в трёх вариантах окраски и маркировки:

В заводской окраске как Щэл1:

В музейной окраске как Гэ №001:

В музейной окраске как Щ-ЭЛ-1.

Стоимость модели составляет 25 000 руб. Модель можно приобрести в магазине Parovoziki.ru на сайте магазина и на различных площадках, где он представлен.

Как вам такая новость? Все, кто в группе "Наши поезда (MODIMIO)" ратовал за появление этой модели в серии, должны быть в восторге - ведь теперь у них есть возможность стать обладателем столь уникальной модели!

Будете брать? или подождете выхода модели в журнальной серии? Напишите в комментариях! И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое исторически значимое в мире отечественного ЖД моделизма!