В середине ноября состоялась встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина, на которую обе стороны не возлагали больших надежд, но по итогу назвали успешной. Си встретился с бизнесом США и высказал заинтересованность в партнерстве и сближении
Джо Байден и Си Цзиньпин (Фото: Zuma \ TASS)
На протяжении трех десятилетий лидеры форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) встречались, чтобы продвигать общие инициативы для улучшения состояния торговли и инвестиций во всем регионе. Но подобная встреча в нынешнем году в Сан-Франциско стала особенной. В ее рамках президент США Джо Байден и его китайский коллега Си Цзиньпин встретились впервые после прошлогоднего саммита G20 на Бали, стремясь сделать шаги по направлению к улучшению непростых отношений между первой и второй экономиками мира.
Несмотря на то что на встречу Байдена и Си не возлагалось больших надежд с точки зрения кардинального улучшения отношений между странами, четырехчасовые переговоры лидеров США и Китая, сопровождавшиеся обедом из равиоли с рикоттой с травами, жареной курицы с эстрагоном и миндального торта-безе, называют успешными.
Политический результат с точки зрения управления рисками заключается в возобновлении каналов связи между вооруженными силами двух стран, которые были приостановлены Пекином в ответ на визит тогдашнего спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань в августе прошлого года.
О чем договорились Байден и Си
Китай согласился принять жесткие меры в отношении экспортеров, производящих химические вещества, используемые в производстве фентанила, а также согласился работать над разделением технологий искусственного интеллекта от ядерного оружия. Сообщается также, что лидеры стран обсудили вопрос Тайваня, так как обеим сторонам выгодно снижение накала напряженности в этом вопросе.
В ответ правительство США исключило Институт судебной медицины при Министерстве общественной безопасности КНР из списка подсанкционных, в который он попал в 2020 году из-за предполагаемых злоупотреблений в отношении уйгуров.
У каждого из президентов была своя заинтересованность в демонстрации желания идти навстречу друг другу. Си нужно было сделать заявление перед своими избирателями, а также Коммунистической партией, сигнализируя, что в период экономического кризиса в Китае он держит под контролем жизненно важные для КНР отношения с США. Ему также необходимо было дать сигнал о том, что деэскалация напряженности в отношениях с другими крупными державами, особенно с США, в интересах Китая, пишет CNN.
Байдену же, который собрался участвовать в выборах в следующем году, необходимо было снизить риски еще одного потенциально разрушительного глобального кризиса, в ожидании которого находились и США, и Китай. Особенно учитывая сохраняющуюся напряженность на Ближнем Востоке и Украине.
Описывая свое отношение к Си Цзиньпину принципом «доверяй, но проверяй», Байден объяснил после саммита, что, хотя Китай и США — конкуренты, его «ответственность состоит в том, чтобы сделать эти отношения <…> рациональными и управляемыми, чтобы они не привели к конфликту, — это то, чем я занимаюсь», — сказал он.
Что Си сказал американскому бизнесу
В рамках саммита Си Цзиньпин встретился с представителями американского бизнеса, в том числе с главами крупнейших корпораций. Сообщается, что на встрече присутствовали глава Apple Тим Кук, генеральный директор BlackRock Лоуренс Финк, генеральный директор Broadcom Хок Тан, основатель Bridgewater Associates Рэй Далио, глава Pfizer Альберт Бурла. Илон Маск также был на встрече, но не остался на обед, пишут СМИ. Билет на встречу обошелся предпринимателям в $2 тыс.
Си Цзиньпин (Фото: Greg Bowker - Pool / Getty Images)
Си Цзиньпин, как сообщается, сказал Илону Маску, что поддерживает развитие компании в Китае. Всего на встрече присутствовали почти 400 человек, включая чиновников и ученых.
Миру необходимо, чтобы Китай и США работали вместе, и неправильно рассматривать КНР в качестве угрозы, играя против страны в игру с нулевой суммой, заявил Си Цзиньпин в своей речи.
«Какой бы стадии развития Китай ни достиг, он никогда не будет стремиться к гегемонии или экспансии и никогда не будет навязывать свою волю другим. Китай не стремится к сферам влияния и не будет вести ни с кем холодную или реальную войну», — сказал Си Цзиньпин.
Для представителей американского бизнеса обед с главой Китая стал шансом напрямую услышать мнение китайского лидера, поскольку сейчас они пытаются понять, как продолжать работать в условиях экономического спада в КНР. Кроме того, компаниям приходится лавировать в ситуации, когда власти США пытаются снизить риски для американских цепочек из Китая, а власти КНР усиливают контроль за правилами безопасности.
Аналитики считают, что выступление Си Цзиньпина само по себе вряд ли радикально изменит отношение деловых кругов США к Китаю.
Китай стал более подозрительно относиться к сотрудничеству с западными компаниями, что соответствует стремлению Си Цзиньпина ориентироваться на самообеспеченность экономики и национальную безопасность. В нынешнем году власти КНР предприняли жесткие меры в отношении некоторых американских консалтинговых компаний, что еще больше подорвало доверие инвесторов.
Что для экономики означает «потепление» в отношениях между США и Китаем
Саммит доказал, что Китай очень важен для США, отмечает Barron`s. Маску и Куку нужен доступ к огромному потребительскому рынку Китая, и их беспокоит спрос, а также потенциально нечестная конкуренция со стороны китайских компаний.
Байден понимает их интересы и также стремится обеспечить бесперебойную работу глобальных цепочек поставок. Си, в свою очередь, нуждается в том, чтобы Китай продолжал быстро расти. Риск для экономики Китая заключается в том, что население страны стареет быстрее, чем богатеет, отмечает издание.
И здесь важно, что деловые отношения — это не игра с нулевой суммой, здесь обе стороны могут победить. В совокупности обе страны производят более 40% мировых товаров и услуг. Поэтому, когда Вашингтон и Пекин вступают в экономическое противостояние, что продолжается уже пять лет подряд, страдает и весь остальной мир.
Мировая экономика выиграет от разрядки напряженности между США и Китаем. С 2020 года мир переживает один кризис за другим — сначала пандемия, потом стремительный рост инфляции, рост процентных ставок, конфликт на Украине, а теперь и в секторе Газа. По данным Международного валютного фонда, мировая экономика вырастет всего на 3% в нынешнем и на 2,9% в 2024 году.
«Натянутые отношения между двумя крупнейшими экономиками мира в такой трудный момент усугубляют негативное воздействие различных геополитических потрясений, поразивших мировую экономику», — говорит старший профессор торговой политики Корнелльского университета Эсвар Прасад.
Торговую войну с Китаем начал еще Дональд Трамп, но в некотором смысле торговая напряженность между США и Китаем при Байдене сейчас даже выше. Пекин возмущен решением администрации Байдена ввести, а затем расширить экспортный контроль, призванный помешать Китаю приобретать современные компьютерные чипы и оборудование для их производства. В августе Китай ответил на это собственными торговыми ограничениями: он начал требовать от китайских экспортеров галлия и германия, металлов, используемых в компьютерных чипах и солнечных элементах, получения правительственных лицензий на отправку этих металлов за границу.
Пекин также предпринял агрессивные действия против иностранных компаний в Китае.
Раскол между Пекином и Вашингтоном создал для многих других стран затруднительную ситуацию: им нужно решить, на чьей они стороне, хотя на самом деле они хотят вести бизнес с обеими странами. МВФ заявляет, что такая экономическая «фрагментация» наносит ущерб мировой экономике.
Встречи обеих сторон состоялись, но какие-то конкретные экономические послабления пока не обсуждались, к примеру, не было упоминания об изменениях во взаимных торговых тарифах. Ценный прогресс, достигнутый в отношениях между странами, мало что изменит с точки зрения смягчения основных факторов, подталкивающих США и Китай к более опасному соперничеству. Борьба между двумя крупнейшими экономиками мира остается ожесточенной и сопряженной с огромным риском.