Любой музыкальный инструмент эгоистичен. Он требует себе всего человека для управления собой, для слияния с собой. И когда человек пытается играть с другими музыкантами в ансамбле, в оркестре, да хотя бы в дуэте, инструмент покоряется человеку, но против своей эгоцентричной природы.
А может ли быть так, чтобы инструмент связывал людей? Не вставал между ними, договорившись с инструментом партнёра, как минимум, посопротивляться взаимопониманию между людьми? Ведь каждый раз, когда люди играют одну музыку вдвоём или более, они настраиваются не только на мелодию, её темп и звуковысотную линию, характер, но и реализуют это через свой инструмент, который может и не "дружить" с инструментом другого человека.
В последнее время появилось много девайсов для гармонизации отношений между людьми, в том числе и на расстоянии, но вот музыкальный инструмент, простой и доступный в освоении каждому, который связывает двух людей, убирая своё эго на задний план, стал доступен только сейчас.
Парные гусли. На них играют вдвоём. Учитель и ученик. Девушка и юноша. Муж и жена. Родитель и ребёнок. Врач-музыкотерапевт и пациент.
Почему именно гусли? Да потому что проще только барабан.
Посудите сами. Безгрифовый инструмент - звучат только открытые струны своим естественным звуком. Малострунный инструмент, на котором вся аппликатура - это одна позиция, с вариацией положения двух пальцев - чуть выше или ниже, позволяет играть любую мелодию в данной тональности.
Это не придумано сейчас. Это взято из народной традиции. Точнее из той-самой части музыкального фольклора, когда музыкальные навыки передаются от одного поколения к другому. Это не из рассказок про Бояна и Садко - это из той деревенской жизни, когда жизнь в общине предлагала свои механизмы социального общения. И эта самая народная традиция просуществовала почти до наших дней. Её носителей удалось зафиксировать на видео и магнитофоны.
Что от музыки требовалось в народной традиции? В той среде, где вся социальная жизнь функциональна и проста? Да очень просто. Всякий юноша стремился показать свою состоятельность, привлекательность и дееспособность. И в традициях почти всех народов был один из путей к этой цели. Музыка. Музыка звучала там, где люди знакомились, общались, сближались, ссорились и дрались. Поэтому один из вариантов поведения для молодого человека - сделать популярный в своей среде музыкальный инструмент, и во многих традициях это гусли, сделать своими руками, сделать его по образцу своего деда, соседа, односельчанина. Научиться на нём играть, и выйти на улицу, на вечёрку, где собрались парни и девушки. Стать центром внимания. Завоевать сердце девушки, жениться наконец. Ну а потом может быть и отправить инструмент на чердак. До той поры, пока не появятся внуки или приедут фольклористы с видеокамерами.
Какой вывод можно сделать из этого традиционного практикума?
Во-первых, инструменты были просты в изготовлении. Посильны для не очень опытных молодых людей, имеющих базовые столярные навыки.
Во-вторых, игра на инструментах была простой. Например на северо-западе России, да и в окрестных странах, были распространены инструменты с девятью струнами. Это одно из устойчивых решений народного инструмента. Ведь для игры в одной, статичной позиции надо заглушить пальцами лишние струны, коснувшись их. А поскольку у человека пять пальцев, то без того, чтобы был диссонанс, можно успешно заглушить струны на 8-10 струнном инструменте. Это было конечно вариативно. Но базовая традиция именно такова.
Нас не очень интересует традиция игры на многострунных, шлемовидных гуслях. На них играют обычно щипая струны обеими руками, в отличие от малострунных крыловидных инструментов, на которых струны как-бы сужаются под правую руку, чтобы можно было ударить по всем струнам, зная что левая рука заглушила лишние. Это широко распространённая музыкальная традиция , в отличие от традиции игры на многострунных шлемовидных гуслях, на которых играли только музыкально одарённые представители деревенской общины. По-сути музыканты, почти профи. Хотя и на малострунных гуслях играть мелодию щипая струны выборочно, в две руки. Но это уже для тех, кто не первый раз берёт инструмент в руки.
Так вот для наших психологических, социальных задач мы прибегли к проверенной веками традиции игры на действительно народных крыловидных малострунных гуслях. Парные гусли - сдвоенный псковский девятиструнник. Ну не совсем конечно, он имеет конструктивные особенности, присущие только парным инструментам. Да и не обязательно именно такой вариант. Мы испробовали и парные гусли, настроенные на восточный лад - пентатонику. В этом ладу может играть человек абсолютно немузыкальный. Что ни сыграй в пентатонике - всё мелодия получается.
В чём отличие парных гуслей от двух похожих инструментов? В конструктиве, который трансформирует пространственную геометрию расположения играющих в качество контакта, взаимовнимания и взаимопонимания.
Парные гусли предполагают замкнутую позицию играющих, их тактильный контакт и акустическое перекрёстное влияние друг на друга.
Мастер-классы на таких инструментах имеют такое свойство - как только один из партнёров что-то понял, он начинает помогать другому, выполняя роль преподавателя. Этот эффект замкнутости в общении пары недостижим в практиках с ансамблевой игрой на одиночных инструментах.
Гармонизация отношений в паре - это только одна из ролей практики на парных гуслях. Когда уже сложившаяся пара использует инструмент дома для того, чтобы снять раздражение и усталость, например после работы, это работает! Но есть и обратная сторона медали - парные гусли могут дать малознакомым людям лучше узнать друг друга. Как это происходит расскажем в следующем посте.