Найти в Дзене

Развитие эмоционального интеллекта как ресурс снижения дистресса в когнитивно-поведенческом подходе. Часть 2

Оглавление
Автор статьи: Александра Владимировна Бардина

Аннотация

В статье рассмотрен конструкт эмоционального интеллекта как ресурс снижения стресса в когнитивно-поведенческом подходе. Развитие эмоционального интеллекта клиента повышает его осознанность в эмоциональной сфере, а значит дает возможность для более адаптивного поведения, в том числе в состоянии дистресса. Высокий уровень эмоционального интеллекта терапевта служит залогом успешного построения доверительных отношений в терапии, повышая ее эффективность. А также, через понимание эмоций клиента и их мимического проявления, позволяет вывести клиента из состояния дистресса за более короткий срок.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, стресс, дистресс, когнитивно-поведенческая терапия

Главнейшей задачей КПТ-направление является научить клиента в дальнейшем быть терапевтом самому себе. С помощью конкретных когнитивных, поведенческих техник терапевт учит клиента управлять своими эмоциями, в случае необходимости регулируя их интенсивность, либо заменяя отрицательные эмоции на положительные.

Направляя клиента в сторону развития эмоционального интеллекта, терапевт помогает ему не только разобраться с эмоциональной сферой – четко понимать содержание тех или иных эмоций, избегать их путаницы и т.д., но и повышает психологический ресурс личности, тем самым способствуя лучшей адаптации к стрессу.

Один из принципов КПТ-терапии заключается в создании крепкого терапевтического союза, который выстраивается на сотрудничестве и разделении ответственности, а также на активном слушании. Для успешного воплощения данного принципа в жизнь терапевту нужна эмпатия, которая является частью конструкта Эмоционального интеллекта. Чем более развит Эмоциональный интеллект у терапевта, тем выше его эмпатия, тем проще установить контакт с клиентом и тем успешнее будет их взаимодействие.

Терапевту также желательно хорошо владеть понятийным аппаратом эмоциональной сферы, легко в нем ориентироваться. Следует различать чувства, эмоции и состояния. Например, клиент может отнести к эмоциям неприязнь, разочарование, скуку и т.д. В некоторых случаях терапевту следует идти за ним, не указывая напрямую на то, что названные состояния не являются эмоциями как таковыми. Иногда имеет смысл прояснить, что имеет в виду клиент под тем или иным чувством или состоянием, которые он выдает за эмоцию.

Б.Д. Карвасарский дает следующее определение эмоциям. «Эмоции - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1. Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2. Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.)» [10]

Полезным навыком является умение раскладывать сложный эмоции на простые. Это дает возможность терапевту и клиенту вкладывать одно и то же содержание в обозначаемую эмоцию. На данный момент нет единого списка основных эмоций, но наиболее часто в исследованиях опираются на базовые эмоции, предложенные Полом Экманом. Экман - пионер в области анализа мимики и эмоций, создавший карту эмоций и доказавший их универсальность, в соавторстве с коллегами разработал программу отслеживания мимических проявлений эмоций FACS. В своих научных работах и экспериментах он продолжил исследования Чарльза Дарвина по выражению эмоций у человека и животных. Ученый выделил семь базовых эмоций. Впоследствии список был расширен, однако данные эмоции являются так называемыми прототипами. Каждый из них имеет свое мимическое проявление [12].

-2

В основе большинства эмоций можно выделить данные прототипы как базовую составляющую. Например, тревога. Существуют два мнения относительно природы данной эмоции. С одной стороны, ее считают самостоятельной эмоцией, с другой – производной страха. В поддержку первого часто приводится аргумент - ряд принципиальных различий, лежащих между страхом и тревогой, в частности - происхождение. Страх возникает в ответ на конкретный стимул, а тревога возникает задолго до наступления угрозы. Также источник тревоги может быть неосознанным, в то время как источник страха обычно осознаваем. Однако, ученые, придерживающиеся второй точки зрения, в том числе Кэррол Изард, автор теории дифференциальных эмоций, разбивают тревогу на составные части, в том числе выявляя страх в качестве базиса [8]. Джудит Бек в списке предлагаемых к работе негативных эмоций также ставит тревогу на одну строчку со страхом. Таким образом тревога рассматривается как длительный, смутный, неуловимый, но все же страх [2].

Знание базовых эмоций, а также умение выделять их во всем многообразии, позволит терапевту и клиенту приходить к единому знаменателю. Раскладывая сложные эмоции на простые, оба участника терапевтического процесса будут говорить на "одном языке", четко понимать о какой конкретно эмоции идет речь в данном случае. Это позволит терапевту выбрать наиболее подходящую траекторию движения к цели, он не будет сбит с пути какой-либо неясностью или ускользнувшим оттенком в предъявляемой эмоции.

Еще одним проявлением развитого эмоционального интеллекта является умение расшифровывать невербальные сигналы, которые посылает собеседник. Говоря о каком-то событии, клиент может называть одну эмоцию, а чувствовать на самом деле другую. Терапевт, обладающий навыками распознавать чужих эмоции может заметить это и проверить свои предположения, задав клиенту уточняющие вопросы. Например, на одной из последних интервизий в АКПП мы с коллегами оказались свидетелями того, как важно терапевту уметь распознавать эмоции, посылаемые клиентом неосознанно через внешние проявления. Наша коллега, выступая в роли клиента представила случай возврата в магазин нерабочей техники. Продавцы протестировали технику, убедились в ее нерабочем состоянии, однако вернуть деньги или обменять на рабочий аналог отказались, сославшись на необходимость направления на экспертизу. В тестировании техники по очереди участвовали несколько представителей магазина – продавцы, начальник отдела и директор - и каждый проверяя товар, твердил о том, что необходима экспертиза. У клиента среди прочих автоматических мыслей возникла такая, в которой она усомнилась в своих когнитивных способностях. При этом в эмоции в протокол СМЭР с ее слов был занесен гнев. Однако коллега, выступавший в роли терапевта, увидел мимическое проявление страха. Он озвучил свою версию эмоции. Клиент, снова мысленно погрузившись в ситуацию, подтвердила наличие страха, однако не могла понять его причину. Применяя технику «Стрелка вниз» терапевту удалось выйти на причину страха. И как оказалось, именно мысль о сомнениях в своих когнитивных способностях больше всего триггерила клиента. Причем причину страха с помощью оспаривания и других техник, оказалось возможным отработать всего за одну учебно-терапевтическую сессию. Этот случай является ярким примером, подтверждающим важность обладания навыка понимания чужих эмоций, их идентификации. В случае если сигнал страха не был бы распознан терапевтом в самом начале, в процессе взаимодействия с клиентом, возможно бы вышли на него, но скорее всего это заняло больше времени.

Возможно не в стрессовой ситуации клиенту эффективнее самому приходить к осознанию своих эмоциональных процессов. Однако сильное перенапряжение делает восприятие узким и ограниченным, человеку самому сложно дифференцировать то, что он чувствует. Умение терапевтом «считать» эмоции клиента позволяет сократить путь к цели, а значит снять или уменьшить дистресс в более сжатые сроки. Поэтому важность навыка распознавания эмоций по мимике особенно ярко раскрывается в ситуации нахождения клиента в сильном стрессе.

Выводы

1. Эмоциональный интеллект является значимым фактором социальной адаптации и внутреннего ресурса в том числе для предупреждения или сокращения дистресса.

2. Развитие эмоционального интеллекта дает клиентам возможность осознанно отслеживать процессы эмоциональной сферы, а значит позволяет более адаптивно реагировать на стрессовые ситуации.

3. Эмпатия, как неотъемлемая часть развитого эмоциональный интеллекта терапевта позволяет построить процесс терапии эффективнее.

4. Высокий уровень эмоционального интеллекта в части понимания чужих эмоций, их мимических проявлений помогает терапевту понять истинные переживания клиента. Особенно это важно в ситуации дистресса, когда клиент не в состоянии сам дифференцировать то, что чувствует. Увиденные терапевтом мимические проявления эмоций в подобном состоянии дают возможность выбрать стратегию, позволяющую снять стресс или уменьшить его интенсивность за менее продолжительное время.

Список литературы

  1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. – ISBN 978-985-531-260-5.
  2. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям /Дж. Бек. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 416 с.
  3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 544 с. – ISBN 978-5-00117-040-2.
  4. Выготский, Л. С. Психология развития: Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 281 с. – ISBN 978-5-534-07290-7.
  5. Ерохина, Е. В. Эмоциональный интеллект и самоактуализация менеджеров на разных этапах профессионализации / Е. В. Ерохина // Акмеология научно-практический журнал. 2007. № 3 – 15 - 25 С.
  6. Ерохина, Е. В., Основные направления исследования эмоционального интеллекта / Е. В. Ерохина // Южный институт менеджмента – Социально-экономический ежегодник. 2007. – 43 - 47 С.
  7. Ерохина, Е. В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19351055 (дата обращения: 02.08.2019).
  8. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 464 с. – ISBN: 5-314-00067-9.
  9. Карузо, Д. Эмоциональней интеллект руководителя: как развивать и применять / Д. Карузо, П. Сэловей. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 320 с. – ISBN: 978-5-496-02237-8.
  10. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский, А. П. Бизюк, Н. Н. Володин. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 896 с. – ISBN: 978-5-4461-1206-7.
  11. Люсин, Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям / Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва: «Институт психологии РАН», 2009. – 510 с. – ISBN: 978-5-9270-0153-8.
  12. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 240 с. – ISBN: 978-5-4461-1534-1.
  13. Экман, П. Эволюция эмоций / П. Экман. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 480 с. – ISBN: 978-5-4461-1361-3.