Найти тему
Тверские ведомости

Секреты Тверского вокзала: связь времен глубже, чем порой кажется

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Скоро новогодние праздники, и нам всем нужно немного веселья. А где веселее всего? В XIX веке за этим вас бы отправили на… вокзал.

Что? Да! Вокзалами – или, точнее, воксалами – долгое время называли увеселительные заведения. Слово это восходит к лондонскому парку Воксхолл-Гарденз, где с XVII века и до самого 1859 года можно было найти развлечения на любой вкус. Почему же так стали называть железнодорожные станции? Потому что воксал был построен при первой такой станции в Павловске. Эдакий аналог современного ТРЦ: игры, аттракционы, фудкорт. Все это великолепие должно было привлечь недоверчивых пассажиров к новому виду транспорта. Люди сперва боялись пользоваться железной дорогой.

Новый год – это еще и изменения. А изменения не всегда проходят гладко.

И в судьбе тверского вокзала можно видеть все увлекательные повороты истории российского прогресса.

Дорога в будущее началась в 1842 году. Идея железной дороги из Петербурга в Москву встречала страшное сопротивление чиновников: министры императора Николая всерьез боялись, что дым и шум новой машины нанесут урон сельскому хозяйству – птицы повымрут, у коров молоко пропадет… Неудивительно, что понадобился воксал, чтобы люди пришли на вокзал.

В итоге положил конец спорам сам царь. Он подписал указ, не спрашивая ничьего мнения, и дело наконец пошло. Тверской вокзал, один из множества, начали строить в 1845 году. Правда, тогда его называли Николаевским. Причем в середине XIX века эти места находились за чертой города, и когда вокзал заработал, вокруг него выросло эдакое отдельное поселение, где жили путейцы. Их уклад отличался от жизни тверитян, это был другой, особый мир. Иногда прогресс не объединяет – или делает это не сразу.

Два раза в день – ритм жизни был неторопливым, а расписание незагруженным – мимо этого городка проносились поезда из старой столицы в новую и обратно. Проезжали и цари: Николай I, Александр III, Николай II…

На пути из Москвы в Петербург можно увидеть немало родных братьев тверского вокзала, а в Клину – настоящего близнеца. Типовой проект создал поляк Рудольф Желязевич (отличная фамилия для архитектора вокзалов!). Однако у тверского вокзала есть свои уникальные особенности – в ту пору это были барельефы с козлами, украшавшие колонны. С годами накопились и другие.

Прогресс не всегда дается легко. Именно в вагоне поезда отрекся от трона Николай II. На тверском вокзале обращался с речами к рабочим Михаил Калинин. Тверь сменила имя, памятник Калинину встал на месте императорского сада, примыкавшего к вокзалу. За годы советской власти об историческом здании подзабыли. В 70-е перед старым вокзалом вырос новый – именно его башню с часами даже сейчас видно издалека, если подъезжать со стороны города, пусть теперь впереди и стоит свежепостроенная церковь.

Но новое невозможно без старого. Подземный переход соединил два здания, а пассажиры до сих пор ждут поездов в желтом старом вокзале с его чугунными колоннами. И пусть многое из прежнего интерьера утеряно, связь времен гораздо глубже, чем кажется: реставраторы сумели восстановить по чертежам и рисункам императорские комнаты тверского вокзала, который помогает почувствовать себя на месте царской семьи. Не просто посмотреть на шелковые обои и паркет, приговаривая «жили же люди» – это место с особой исторической атмосферой, а предметы железнодорожного быта еще лучше погружают в прошлое. Вот служитель звонит в специальный колокольчик, предупреждая об отправлении поезда, пассажиры разглядывают барельефы с козлами, а паровоз уже исходит паром на путях, готовясь везти нас… куда? Возврата в прошлое нет. Пора ехать в будущее. Следующая остановка – 2024 год.