Глава 3. Об истории некрасовцев.
Воинство вести – не чубом трясти!
3.1.Жизнь на туретчине. Заповеди.
Сидя у костра, казачкам-разбойничкам было очень интересно слушать рассказ Насти о жизни в Турции. Но она часто перескакивала с одного на другое, и им приходилось перебивать её пояснительными вопросами. В конце-концов роль рассказчика взял на себя Фёдор. У него всё выходило доходчиво и логично.
Некрасовские казаки—это потомки донских казаков, которых выбросили из российской истории Петр I и Екатерина II, и они покинули Родину в XVIII веке.
Жили на чужбине в основном земледельческим трудом. Землю обрабатывали не применяя техники — на конской тяге сохами, боронами - такими, какими пахали их деды.
После земледельческих работ мужчины уходили «в дорогу» - на лов рыбы в Мраморном, Чёрном, Эгейском, Средиземном морях и на больших озёрах Турции. На рыбный лов уходили мужчины от 15 до 55 лет артелями по 18–25 человек. Рыболовный сезон начинался 15 августа. Возвращались домой в апреле к Пасхе, то есть мужчины отсутствовали в станице по 8 месяцев. Пойманную рыбу продавали. Лодки казаки делали сами. Ловили сетями и вентерями. Сети вязали из льняных нитей с помощью деревянного челнока. В конце сезона при участии всех работников доход делили поровну: 1/3 дохода отдавали в войсковую казну; 1/3 на церковные и общинные нужды; 1/3 для личного пользования. Возвращение мужчин в село было традиционным праздником для всех.
Жили дружно, весело: водили вкруг станицы хороводы и «крылы». Детей рожали по 8-10 человек. Играли до 18 свадеб в год. С турками жили дружно, помогали друг другу, но ни разу никто не женился и не выходил за турков замуж. И жили так по своим обычаям почти триста лет, сохраняя их без изменений. И в то же время некрасовцы создали на чужбине новые произведения устной поэзии: бытовые песни, песни об Игнате Некрасове, песни «под Игната».
Селение Коджагёль, где жили некрасовцы, представляло собой несколько улиц вдоль берега озера Майнос, застроенных одноэтажными домишками. Дома казаков отличались от турецких домов и формой постройки (двускатные крыши, окна выходили на улицу) и изумительной чистотой. Вокруг дома было много цветов. К праздникам жилища мазали белой глиной. Часть двора была закрыта навесом. Под ним на циновках дети и женщины проводили время за рукоделием.
Первая комната внутри дома называлась «хата». В ней была большая русская печь, зимой на ней спали дети и старики. Вдоль стен – лавки с циновками, полати, сундуки, лоскутные одеяла. Под лавками – глиняные горшки и кувшины. Напротив двери – старинные иконы. За хатой располагался «лопас» – веранда. Далее – «подлысенка», где жили после свадьбы молодые. За хатой размещался «чулан» – парадная комната с красным углом. Стены украшались посудой, ружьями и саблями, здесь же стоял большой стол со скатертью. В этой комнате принимали почётных гостей. Под образом сидел старший в доме. Здесь благословляли, вели секретные разговоры, давали честное слово, передавали мудрость поколений, принимали подарки. За парадной находился «сарайчик» – кладовая с припасами, за ним - «сарай», где содержались коровы, овцы, птица. В огороде сажали лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, кукурузу, арбузы. У каждой семьи был надел в поле, где казаки выращивали пшеницу и обязательно фасоль – важный атрибут казачьей кухни.
Важное место в жизни некрасовцев занималикрасочные костюмы казаков и особенно казачек! Красота нарядов оживала в каждый церковный праздник на улицах посёлка. Казачки до сих пор облачаются в пёструю многослойную одежду далёких предков, собираясь на богослужения или общие праздники. Женскую одежду шили из лоскутов разных по цвету и фактуре тканей, но пестрота костюмов всё же подчинялась определённым правилам. Например, если рубаха была ярко-жёлтая, то балахон поверх неё надевали «красненький» и наоборот. В одеянии сочетали основные цвета казачьей жизни: жёлтый – символизирует зерно и достаток, синий – воду и здоровье, красный – солнце и добро, зелёный – растения и зарождение жизни.
На швах и по нижнему краю юбки была вышивка, которая не только украшала, но и защищала казачек от злых чар. Ещё с языческих времён считалось, что они не проникнут через декор ручной работы. Костюмы девочек – маленькие копии взрослых. А вот головные уборы делятся на девичий, на замужней женщины и на «бабичий», а также на те, что носили каждый день и надевали по праздникам.
Мужской костюм состоял из рубахи (в основном это косоворотка), порты (штаны) и бешмет.
(Бешме́т — это верхняя одежда у тюркских и кавказских народностей. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи или бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий укороченный бешмет защитного цвета — был прототипом гимнастёрки).
Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» – яркой вышивкой в виде креста на груди и поясом из шерстяных нитей. Однако уже в конце XIX века, мужчины в быту всё больше стали носить европейский костюм – сорочку, пиджак и брюки. Сейчас большинство мужчин на праздниках и в церкви одеты именно так.
Фёдор остановился. Настя подкидывала заранее приготовленный хворост в костёр. Друзья, думая, что Фёдор продолжит, из приличия молчали. Настя, подвешивая для подогрева чай, звонко засмеялась:
- Что притихли, казачки-разбойнички? - передразнила она Андрея, который частенько так называл своих друзей.
- А мы думали, что Фёдор дальше будет рассказывать.
Фёдор встал, чтобы размять ноги, тихо сказал:
- Так вроде всё рассказал. Были, конечно, приключения разные, но по большому счёту жизнь текла из года в год однотипно. Одно только могу заметить, об этом мне ещё отец говорил: частенько случались разные передряги, и плохие, и хорошие, и сразу не сообразишь, где и в чём выход, и почти всегда верно выручал атаман, привыкший радеть за всё общество. И в этом, с атаманами, нам всё это время везло. А началось всё с первого нашего атамана, Игната Некрасова, который оставил нам свою мудрость в виде заветов. По ним мы и жили всё это время, и каждый некрасовец знает их наизусть.
- А давай расскажи! Мы ведь тоже казачьи заповеди знаем наизусть, только вот соблюдать их приходится по личной воле, так как Советская власть отменила их вместе с атаманами.
- Слушайте. Это завсегда полезно будет любому казаку. Эти заветы позволили нам выжить и не раствориться на чужбине столетиями.
ЗАВЕТЫ ИГНАТА НЕКРАСОВА
«…Когда Игнат привел на Майноз свой народ, он договор подписал с султаном, и заветы нам дал, которые мы называем «Книга Игната».
В ней сказано:
-чтобы церквы не закрывались в Турции, чтобы звон не запрещался;
-чтобы с турками мы не соединялись, не женились на мусульманках;
-чтобы султан против нашей воли казаков на службу не брал, чтобы на войне с Расеей мы в своих не стреляли, а палили через головы;
-чтоб в Расею при царе не возвращались, царизму не покорялись;
-чтоб держались друг за дружку, без разрешения Круга или атамана не уходили из станицы, чтобы по одному никуда не отлучались из Войска;
-чтоб казак на казака не работал;
-чтобы каждый рукомесло имел, трудился;
-чтобы молодые почитали старших;
-чтобы отдавали третью часть заработка в казну Войска;
-чтобы тайно помогали бедным, явно помогать должён Круг;
-казаки должны любить жен, не обижать их, женщина – мать, ее защищает Круг;
-чтобы попов от Никона не принимали на службу, попа, не сполняющего данные заветы, можно убить, как еретика;
-шинков (рюмочные) в станице не держать;
-чтобы казаки лавок не держали, купцами не были…»
Записано в хуторе Ново-Некрасовском со слов Шашкина Семена Фотиевича (1847-1947гг), родился на Майносе.
Фёдор замолчал, глядя вопросительно на своих новых побратимов. Настя пустила по кругу котелок с заваренным чабрецом. Заговорил Данила, первым отпив обжигающий напиток:
- Это, конечно, правильные заветы для жизни на чужбине. А как быть нам, живущим в могучей советской стране и не верующим в Бога? Хотя батя мой и дед в Него веруют, и уже не обращают внимания на мои доказательства, что Бога нет. И что толку, что мы тоже наизусть знаем казачьи заповеди, если все они основаны на вере православной. Вот послушайте теперь вы, наверняка их не знаете.
Казачьи заповеди
Казак – воин Христов, живущий по заповедям Св.Евангелия, служит родной земле – Святой Руси, своему Народу и своему Государству!
Казак прощает врагов личных, сокрушает врагов Отечества, гнушается врагов Господа.
История и дела народа казацкого дают нам право с гордостью говорить:
«Слава тебе, Господи, что мы казаки!»
1. Благочестите для казака дороже жизни.
Защитой и оружием казаку служит:
– шлем: совершенное себе неверие и совершенное на себя ненадеяние
– щит и кольчуга: твёрдая вера в Бога и на Него упование
– броня и нагрудник: поучения в страданиях Господа
– пояс: отсечение плотских страстей
– обувь: смирение и немощности своей постоянное признание
– шпоры: терпение в искушениях и отгнание нерадения
– меч: непрестанная молитва, как словесная, так и сердечная
– копьё трёхострийное: твёрдая решимость не соглашаться на борющую страсть, отрывать её от себя с гневом, ненавидеть от всего сердца
– средство и пища: подкрепляется частым причастием Богообщения, как мысленного от таинственной страстей, так и явного священнику
– светлая и безоблачная атмосфера: даёт возможность издали усматривать врагов – всегдашнее упражнение ума в познавании того, что правда есть пред Господом, всегдашнее упражнение воли в вожделении того, что благоугодно Богу, мир и спокойствие сердца.
2.Казак человек вольный. Казаки все равны в правах.
3.Казак воин по духу и по плоти своей. По тебе судят обо всем Казачестве, о народе твоем.
4.Служи верно своему народу, а не вождям.
5.Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Держи данное слово. Слово казака дорогого стоит.
6.Чти старших, уважай старость.
7.Держись Веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9.Будь трудолюбив, не бездействуй.
10.Береги семью свою. Служи ей примером.
- Очень похожи на заветы Игната, - сказал Фёдор. - Он и его казаки эти заповеди наверняка знали, и для нас, потомков, их передали, чуть переделав для жизни на туретчине. Нам ведь тоже трудно было их соблюдать, турецкие власти постоянно вставляли нам палки в колёса. Но главное, чтобы все знали, что заветы есть и им надо следовать. Думаю, казачьи заповеди универсальны для любой общины.
- Я полностью с тобой согласна. После уроков я зашла в школьную библиотеку, попросила показать что-нибудь о советской семье. Мне дали журнал «Семья и школа», там были «Заповеди советской семьи». Они тоже похожи на наши. Вот я выписала несколько пунктов. Настя достала сложенный лист, придвинулась к костру:
- Береги честь и здоровье смолоду.
- Родители должны растить личность, а не послушных исполнителей.
- В основе воспитания — преемственность поколений.
- Ребенок должен расти в коллективе.
- Сын и дочь берегут своих родителей.
- Каждый заботится о благе своей семьи.
- Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
- В семье ни врать, ни скрывать, не вымещать зло, только добро и любовь.
- Не вступать в пререкания со взрослыми, защищать младших.
- Не выражать недовольство, а сразу предлагать выход.
- Не допускать, чтобы родители отдавали детям то, что не могут позволить себе.
- Не делать того, что осуждают старшие.
- Нельзя садиться за стол есть, не пригласив всех остальных.
- Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму или бабушку, если у них никого нет, кроме тебя.
- Воистину так, - сказал Фёдор. - Добро и Справедливость в какие бы определения не формулировались, а суть всегда одна.
Занималась заря. Друзья быстро растреножили табун и двинулись к колхозным конюшням. До школы им оставалось поспать два-три часа.
3.2.Восстание Булавина. Поход Некрасова.
Через пару дней вся команда пришла в дом к Насте. Баба Аня удивилась, но виду не подала.
- Проходите, хлопчики, чай будем пить с помпушками (кусочки теста жареные в масле без начинки). Настя, принеси ещё одну лавку.
Когда все уселись и съели по одной помпушки, баба Аня спросила:
- Какое великое дело занесло таких знатных казачков к нам на огонёк? Неужто решили мне дров на зиму наколоть и уложить.
Ребята только сейчас обратили внимание, что прошли во дворе мимо большой кучи поленьев, и им стало стыдно, что даже мысли не допустили о том, что их надо колоть и укладывать. Андрей хотел оправдаться, но Настя его опередила.
- Бабушка! Это я собрала ребят, послушать твой рассказ о том, как Игнат Некрасов воевал против царя и потом покинул Россию. Они хотят это знать. А дрова Фёдор с отцом и дядьками нам наколит.
Андрей перебил её:
- Настя! Зачем же взрослых отвлекать от дел. Мы молодые и здоровые, нам даже полезно помахать колунами. Баба Аня, пока дождей нет, мы в ближайшие дни вам все дрова переколим.
- Вот будет мне любо. Я ведь пошутковать хотела. А сейчас думаю, действительно, вам это лишь на пользу будет. А про дела атамана Некрасова я, конечно, могу вам рассказать, но это будет неправильно. Не черёд про великие исторические дела рассказывать старой бабке, хоть даже и некрасовских кровей. Давайте сделаем так. Вы завтра в школе объявите, что придёт к вам наш атаман Василий Порфирьевич Саничев. Все, кто хочет послушать его рассказ о некрасовцах, пусть после уроков остаются в школе.
На том и порешили. Ребята поблагодарили за угощения и разошлись. Настя с Андреем ещё постояли несколько минут вдвоём во дворе. Они боялись признаться в этом даже себе, но в их сердцах поселилась большая и светлая любовь.
* * *
На следующий день в самом большом кабинете 8-го класса собралось много школьников, в основном мальчики. Пришли и все учителя. В сопровождении директора школы в класс вошёл мужчина с большой окладистой бородой и в расшитой некрасовской рубахе, подпоясанной шерстяным ремешком. Все уже знали атамана Саничева. Школьники встали и дружно поздоровались. Атаман без лишних предисловий начал свой рассказ.
Хочу своё повествование начать издалека. Вы, уж, наберитесь терпения, будьте любезны. Иначе многое будет непонятно. Давным-давно, до XI века, крестьяне, которые составляли основу экономики на Руси, были свободными людьми. Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков» (налога), которые были установлены во время правления княгини Ольги. Рабы, конечно же, были.
Фактически, ими считались холопы и челядь. Это попавшие в плен, или не выплатившие долги, или совершившие серьёзное преступление — человек становился собственностью хозяина. Но любое государство, которое управляется неумно и корыстно, вынуждено, для того чтобы жить хорошо и безопасно, грабить собственный народ. А когда окрепнет — соседние народы. Так случилось и на Руси: налоги увеличивались до того, что крестьяне умирали с голоду; а несвобода достигла своего апогея — введение крепостничества — полноценного рабства.
В конце XVII века, более двухсот пятидесяти лет назад, в России пересеклись два, невероятно трудных для народа, явления. Первое — это невероятные последствия реформы патриарха Никона 1653–1655 годов, разделившие весь русский народ на два лагеря: старообрядцы и никонианцы. Насильственное принуждение к новым канонам, физическое уничтожение (убийство) несогласных старообрядцев, частые случаи их коллективного самосожжения — сделали эти два лагеря враждебными. К слову — почти все казаки были старообрядцами. Возможно, сегодня многим людям введённые Никоном изменения показались бы несущественными, но только вдумайтесь: церковная реформа не просто требовала новых принципов проведения церемоний и приведения книг к греческим источникам, а в корне меняла многовековой уклад, который соблюдался на протяжении столетий, в котором народ видел единство с предками. Теперь же старые обычаи были поруганы и отвергнуты Никоном, решившим, что следует служить Богу по-новому. Раскол произошёл как в церковной среде, так и в обществе.
И второе — это ошибки во внутриполитической деятельности Петра I.С 1700 года Россия участвовала в долгой и сложной Северной войне. Ведение боевых действий требовало увеличения податей и повинностей крестьян, которые не все смогли вынести. Многие семьи попросту оставались без средств к существованию. Уже тогда в разных регионах России народ знал, что вольная жизнь - на Дону, куда и отправлялись все беглецы. 6 июля 1707 года Пётр I, прекрасно осведомлённый о положении дел, издал указ о сыске беглых крестьян на землях казаков.
Тогда на юг пошли карательные отряды, зверство которых не поддавалось человеческому пониманию. Оседавшее по южной окраине крестьянство было вынуждено снова сниматься и продвигаться далее в глухие леса Дона и его притоков, в Слободскую Украину, на Волгу, Кубань и Терек. На требование царских властей выдать беглых крестьян казаки неизменно отвечали: «С Дону выдачи нет!»
Но была ещё одна веская причина. Соляные источники, прежде принадлежавшие казакам, перешли к Изюмскому полку. Это вызвало негодование всего донского казачества. Они требовали восстановить своё право добывать и обрабатывать соль - это был основной источник их доходов. Вслед за этим казакам были запрещены свободные рыбные промыслы в устьях Дона и по морскому берегу, далее им была запрещена порубка лесов.
Сопротивление церковной реформе и притеснение казачества вылилось на Дону в восстание. Бахмутский атаман Кондратий Булавин в 1707-1708 годах поднял казаков Верхнего Дона и беглых из России крестьян против намерения Петра Iподчинить донских казаков царской власти и новой вере. Булавинское восстание - это яркий момент борьбы вольного казачества, крестьянства, мелкого служилого и посадского люда с феодально-крепостной Московией. К этому моменту Московия уже осуществила полный разгром крупнейших крестьянских и городских движений, которыми так полна была история XVII века. Именно в кровавых событиях подавления Разинщины, стрелецких и раскольнических «бунтов», а также национальных движений Поволжья рождается централизованный военно-полицейский аппарат власти московских феодалов. Восстание началось с уничтожения одного из карательных отрядов. В октябре 1707г отряд кн. Долгорукого «многие станицы огнем выжег, казаков кнутом бил, губы и носы резал, младенцев по деревьям вешал и девиц брал для блудного помышления на постели». Группа казаков (около 200 чел), состоявшая преимущественно из „голытьбы", под предводительством атамана Булавина нападает на отряд Долгорукого и его уничтожает.
Тут же Булавин подвергается разгрому со стороны преданной московскому правительству части казаков. Булавин и его товарищи уходят в Запорожье. Роль запорожцев в восстании была незначительной. Булавину не удалось поднять всего Запорожья. Ему было оказано серьезное сопротивление со стороны зажиточных «куренных и старшинных» казаков. Участие запорожцев, главным образом так называемых «гультяев» (то же, что на Дону «голытьба»), выразилось в организации небольших отдельных отрядов.
Примерно до конца марта 1708г происходит организация основных сил восстания. Казаки развивают энергичную деятельность в районе Хопра, Медведицы, Бузулука, а также в районе Тамбова - Козлова - Воронежа. Атаманом восставших является казак Хохлач, один из ближайших помощников Булавина. Ему удается поднять восстание не только среди верховых казачьих городков, но и среди крестьянства Тамбовского и Козловского уездов. Любопытна прокламация атамана голытьбы Н.Голого с призывом: «а ты, голытьба, вся идите со всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите, не опасайтесь, будут вам кони, ружье и платье и денежное жалование".
В марте 1708г в Пристанском городке на Хопре появляется Булавин; начинается подготовка к походу на Черкасск. Захват последнего является ближайшей целью в программе Булавина. Далее предполагалось взятие ненавистного казакам Азова, затем поход на крепостническую Москву и уничтожение крупных феодалов, помещиков, прибыльщиков и «немцев». Вокруг Булавина собралось свыше 15000 казаков, работных людей из Воронежа и Азова, беглых стрельцов, солдат, раскольников, бурлаков.
Разбив на р.Лисковатке отряд атамана Л.Максимова и азовских солдат, Булавин далее уже не встречает почти никаких препятствий. При поддержке казаков «низовых» станиц восставшим удается овладеть Черкасском и уничтожить виднейших сторонников правительства из казацкой старшины. Тогда же вспыхивает восстание на Северном Донце, откуда перекидывается в Слободскую Украину и разворачивается там, главным образом, на территории Изюмского слободского полка.
Атаманы одерживают ряд побед над карательными отрядами правительства. Во главе правительственных войск был поставлен кн. В.Долгорукий, брат убитого Ю.Долгорукого. Документы вскрывают развал того «общего согласия» между казаками, которое наблюдалось в начале восстания. «Голытьба», захватив Черкасск, требует от Булавина «перебить зажиточных казаков и старшину и разграбить их имущество», а также скорейшего похода на Азов и на Москву. Со своей стороны, зажиточные казаки начинают, ввиду грозящей экспроприации, отходить от восстания и перебегать на сторону Азова. К этому времени Москва создаёт крупную карательную армию.
Политика Булавина, ставшего войсковым атаманом, крайне нерешительна. Например, он отправляет значительные отряды под предводительством атаманов И.Некрасова (атаман Есауловской станицы) и И.Павлова на Волгу, и одновременно шлет грамоты правительству с мирными предложениями. Или, запрещает «голытьбе» нападать на «государевы окраинные» городки, но сам организует поход на Азов.
Вспышка противоречий между «голытьбой» и зажиточными старшинами в Черкасске не позволила начать поход на Азов тогда, когда восставшие располагали большими силами. В Черкасске агенты Москвы агитируют против Булавина, даже пробираются к нему в штаб и осведомляют о его замыслах азовского губернатора Толстого. Однако, Булавин не принимает решительных мер против заговорщиков. В такой напряженной обстановке, усугубленной еще разгромом отряда атамана С.Драного (в урочище Кривая Лука, близ Бахмута) и убийством последнего, Булавин в начале июля осуществляет поход на Азов. Булавинцы терпят сильнейшее поражение. Гарнизон Азова остается на стороне правительства; не оказали поддержки и многочисленные азовские рабочие и ссыльные. Булавин, не принимавший личного участия в осаде Азова, защищаясь от пытавшихся схватить его и выдать Москве старшинных казаков, кончает самоубийством.
Начинается спад восстания. Богатые казаки приносят «повинную» Москве; далее они будут принимать активное участие в подавлении восстания. Районами продолжающегося восстания остаются Северный Донец, особенно же территория Тора - Маякова - Изюма и Поволжье, о котором несколько слов скажу позже. Вся тяжесть восстания ложится теперь исключительно на плечи «голытьбы». Во главе ее стоят атаманы Голый, Беспалый, Белгородец, Некрасов, Павлов.
Что же касается районов Козлов - Тамбов - Воронеж и верховьев Дона, pек Хопра, Медведицы и Бузулука, где и началось восстание, то оно здесь затихает еще в июне месяце. Новое и довольно яркое оживление в верховьях Дона наступает лишь в августе, после разгрома в конце июля булавинцев на Волге. Преследуемые отрядами кн. Хованского, усмирявшего до этого Башкирские восстания в Казанском и Уфимском уездах, атаманы И.Некрасов, И.Павлов и П.Федоров переправляются на Дон и объединяются в городке Голубых.
Здесь они пытаются организовать отпор Хованскому и рассылают «по Дону и по Донцу, письма с призывом к соединению». Центром соединения назначается городок Есаулов. Собравшиеся в нем 3000 повстанцев разбиваются Долгоруким. Разгром сопровождается почти поголовным истреблением защитников Есаулова, в том числе женщин и детей. В это время в районе Северного Донца атаман Н.Голый, превращающийся в центральную фигуру восстания, собирает рассеянные силы (после боев около Бахмута) на борьбу с Долгоруким.
В октябре 1708г отрядам атаманов Голого и Колычева наносятся последние удары под Донецким городком и у Решетовой станицы. Разгромом около Решетовой станицы 7000-го отряда Голого и реками крови собственно и заканчивается булавинское восстание, одно из крупнейших после Разина. Усиление гнета крепостнической эксплуатации - таков был удел побежденных. Зажиточное казачество, несмотря на отход и предательство, также испытывает ряд сильнейших ударов. Всякие признаки «независимости» Войска Донского с корнем уничтожаются.
Теперь остановлюсь на главных этапах борьбы в Поволжье. В мае 1708г булавинцами захватывается г.Дмитриевский (Камышин). Захват облегчается быстрым присоединением почти всех его жителей к восставшим. Превратив Дмитриевский в базу своих поволжских операций, отряды повстанцев продвигаются к Саратову. Этот поход одной из главных своих целей ставил соединение с восстаниями поволжских националов: башкир, татар, мари и др. Неожиданное появление около Саратова преданных правительству калмыков вынуждает атаманов Л.Хохлача и И.Некрасова отступить снова к Дмитриевскому. До наступления в июле на Царицын, булавинцы производят набеги на проходящие в Астрахань царские, патриаршие и купеческие суда; команды этих судов обычно присоединяются к булавинцам; то же следует отметить и в отношении многочисленных рабочих с рыбных промыслов. В июле казаки берут Царицын. В городе вводится казацкое самоуправление, избирается атаман, дела обсуждаются на казацких Кругах (общих собраниях).
Занятие булавинцами Царицына вызывает сильнейшую тревогу правительства, так как это влияет на торговые обороты. На борьбу с булавинцами бросаются карательные отряды кн. Хованского и астраханского воеводы Апраксина. Последнему удается выбить булавинцев из Царицына. Тогда же Хованским освобождается Дмитриевский.
Некрасов возвращается на Дон. По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина: «...И если вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили, и стариков не освободите, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно к вам итти в Черкасск ради публичного розыску...»
Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской. Намереваясь идти на Черкасск, он ждал прихода отрядов Н.Голого. Чтобы не допустить их соединения, Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит их (в сентябре 1708г) на Кубань, на территорию Крымского ханства.
Заключив договор с крымским ханом, Некрас учредил казачью республику, главным уставным документом которой явились составленные им «Заветы Игната». На этом Москва посчитала национально-освободительное движение на Дону подавленным.
Однако, с уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение некрасовцев. По своему этническому составу оно было более единым (большинство были казаки), чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 годы). В процессе нового этапа борьбы с царизмом за казачью волю Некрасов создал устойчивую казачью общину. Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Позже большая часть, во главе с Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Собрав силы, Некрасов в 1711г с большим конным отрядом казаков пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило Петра I. Он приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками и калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711г и уничтожил многие некрасовские городки.
Но Петр I понимал, что борьба казачьего народа за волю на этом не закончена. Потому он официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И.Лоскута, И.Павлова, С.Беспалого, С.Ворыча и др.). Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов.
В ответ на поход Апраксина, Некрасов в 1713г ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью в 1715г Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города, в Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.
Под предводительством беглого крестьянина Сокина, под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань. В 1717г Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. Во время походов на Дон он особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению.
Петр I в 1720г издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона на Кубань к Некрасову были высланы заградительные отряды.
В 1727г Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 казаков. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 года из России бежало более 200 тысяч казаков и крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 года бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло к некрасовцам.
После 1737г походы некрасовцев на южные окраины России прекратились, так как 77-летний атаман Игнат Некрасов погиб в бою с царскими войсками.
В царствование Екатерины II, когда Россия покорила Кубань и горцев, в отношении казаков некрасовцев приказ был один — истребить поголовно. Русская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и камышёвым плавням некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено и по грудь в воде отходили ночами казаки, унося на руках детей и оружие.
Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева: "Через плавни шли ночами, а следом войско Екатерины. Если дите какое заплачет, то матери бросали его в воду или закрывали рты и они задыхались, умирали. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили".
В середине 18 века русские войска продвинулись на Кубань и стали теснить хана в Крыму. Чтобы не участвовать в войне с Россией, некрасовцы в 1740г переселяются в Турцию в район Добруджу и основали несколько станиц. Другая группа некрасовцев в 1791г переселилась с Кубани в район Майноса на берег озера Куш.
* * *
А теперь прочту вам отрывок из нашей летописи.
«Мы, некрасовцы, - донские казаки. Наш Игнат - сын Фёдора Некрасы, с царем Петром воевал за землю, за свой народ. Игнат и князя-бояра Долгорукого убил, потому, как князь станицы жёг, миру притеснение делал. А ушел на Кубань при царице Катярине. Не схотел он народ свой под царицу отдавать, воли лишать, да и вера другая у царицы была, она еретичка, еллинской службы держалась, трехперстница. Гонения устраивала на казакох, на старую веру. Сколько от неё казакох погибло?! Игнат не подчинился Катярине. Она войско на Дон послала и, как завоюет станицу, так казнит казакох, вешает их. Ну, Игнат и увел народ свой на Кубань. Все лучшие люди, что с царем Петром, царицей Катяриной воевали, все ушли с Дона с Некрасой-сударем. Сорок тысяч одних сердовых казакох, что на коня сесть, увел Игнат. А всего народу ушло с ним более ста тысяч.
На Кубань наши предки пришли в лето 7217 (1709г). Понастроили они станиц. Игнат в Усть-Лабе построил крепость - город Некрасовский. Катярина войско посылала на Кубань супротив Игната, потому как до него на вольные земли шли разные люди из Расеи, казаки с Дона. Много черных людей прибегало до Некрасы, такое дело Катярине не ндравилось. Вот она своим инаралам гутарит: - Так пойдет дело, у меня в государстве никого не останется. Надо Игната победить или возвернуть в Расею. А люди прибегали до Некасы, просили: - Игнат-сударь, на царя с царицей штурмой надо идти.
Некраса собрал Круг, стал гутарить: - Атаманы молодцы, пойдем на царя с царицей. Разобьём армеюшку царя белого, а Катярину в полон возьмем. Мир шумит: - Пойдем штурмой, Игнат-батюшка. Разобьём царя с царицей».
- Наши отцы-матери песню об этом играли. Сейчас мы вам её споём. Выходите ко мне, некрасовцы, поддержите меня.
К атаману вышло семь детей некрасовцев. Они запели:
Ой, да за лесами, да за темными,
Ой, да было, братцы, дремовыми,
Ой, да за горами было за крутыми,
Ой, да было, братцы, снеговыми.
Там стояла, братцы, да крашёная,
Ой, да крашёная она, палатушка.
Палатушка, братцы, бел-танкой шатер.
Да закликивал на Круг, ясаулушка.
А под тою-то, да под палатушкой,
Они съезжалися всё казачки донские.
Съезжалися ко шатру ко Игнатову,
Ой, да были всё, да казачки лихие.
А Игнат-сударь, становил он Круг,
А донские казачки речи говорили:
- Мы пойдем, братцы, разобьём армеюшку,
Царя белого, да Петра первого.
Самого-то Ероху-царя да царевну его,
А мы, братцы, во полон возьмем,
А царицу-то вот Катяринушку,
А мы её, братцы, в монастырь сошлем.
А сами, братцы казачки, на Тихой Дон,
Ой, да вот на Тихой Дон, а мы пойдем.
- Песня — быль, ей верить надо. Старые люди разве стали бы играть песню про то, чего не было? У нас все песни про жизнь гутарят. Продолжу читать летопись.
«Водил Некраса на Катярину свои полки, а она — на него. После Катярины была другая царица, вроде как Анной её звали, она тоже полки посылала супротив некрасовцех. Все они разоряли нас. Разе Игнат ушел бы с Кубани? Разе повел бы он свой народ в чужую землю? Некраса - человек был умственный. От нужды он повел свой народ в Туретчину, жизнь людям спасал.
Видит Игнат, что его люди гибнут от сражения с царицей, полкох-то у неё было больше, вот и посажал женщин, дитёх, старикох на корабли, да побегли они до Черного моря. А сам Некраса с братьями казаками на конях отступил до Тамани. У Некрасы было три брата: Драный, Голый, Булавин. Булавина убили черкасские казаки, только про это другая бывальщина.
Пришел до моря Игнат, посажал свою кавалерию на корабли да побег в Царь-Град (Константинополь). На море поднялась шторма. Много кораблей затонуло, пять церквох потопло. Всё добро и мертвых море выбросило на Подиль-косу (коса на Черном море.) Тогда одна часть кораблей остановилась в Аки-язлы, другая — в Адриянополе, третья — в Трапезунде. Прошла шторма, прибегли все корабли в Царь-Граде. Из Царь-Града Игнат повел козакох на Еноз и Майноз. Поселились там, а тут братья Игната надумали войско делить. Один пошел в Конию, другой в Адалию за Пещаное море (Аравийская пустыня). Когда Игнат привел на Майноз свой народ, он договор написал с салтаном, заветы нам дал - «Игнатова книга».
Игнат потом ушёл от нас с Майноза искать козакох, что за Пещаным морем жили. А были такие старики, они гутарили другое: - Игнат на Майноз не приходил, он на Кубани помер, а в Турцию ушли его братья с казаками, да потом разделились на три части: одни на Дунай пошли, а с Дуная часть в Расею ушла, они все погибли. Другие пошли на Еноз и Майноз, а третьи — за Пещаное море. Правда это, аль брехня какая, только нам где знать про всё?! Время тому, как Игнат с Дона ушел, 250 годох будет! Сами мы не видали, а что от дедох, отцох слыхали, то мы и записали.
Была «Игнатова книга», в ней всё написано: сколько Некраса миру увел с Дона, кто какой чин в Войске имел, сколько годох на Кубани жили, с каким царем, царицами войну вели, в каком году на Дунай и Туретчину пошли. Всё в книге сказано, а без неё каждый гутарит, что ему в голову придет.
На Майнозе мы жили по заветам Игната. А кто уходил с Майноза в другие места, они все погибали, потому и нельзя их найти. Игнат гутарил, чтоб мы не расходились в разные стороны, держались друг дружки. А народ наш своевольный, каждый себе инирал, вот и разошлись по разных местах. А кто на Майнозе остался, держался Игнатова слова — все целы. Мы потому сохранили корень Игната, что жили на одном месте, а которые пошли куда, нарушили Завет. Они все поумирали. А что с нами не пойдут в Расею, на Майнозе останутся, они тоже погибнут, турка им жизни не даст.
30/VI 1940 г козак Шашкин С.Ф.»