Найти тему
Хронопортация

В безнадёжной ситуации команда лесовоза не бросила разбитое судно конвоя PQ-16, а её подвиг стал легендой флота

Оглавление

Пройдут столетия, но в памяти россиян навсегда останутся беспримерные подвиги советских людей, стойко сражавшихся в годы ВОВ с полчищами фашистов. Один из них – подвиг экипажа судна "Старый большевик", совершенный 27 мая 1942 г., когда в составе конвоя PQ-16 оно шло из Исландии в Мурманск. За небывалый героизм простой транспорт, перевозивший грузы, был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. Аналогов этого я не знаю. Кроме того, трое членов экипажа стали Героями СССР. Остальные получили советские ордена и медали, а некоторые заслужили ордена Британии.

Труженик морей.

В 1933 г. на Северной верфи в Ленинграде спустили на воду крупнотоннажный лесовоз и дали ему типичное для того времени название "Старый большевик". Грузоподъемность судна составляла 5 700 тонн. Оно предназначалось для плавания по северным морям, поэтому обладало усиленным корпусом, способным выдержать удары льдин и сильные шторма. Палуба также была повышенной прочности, так как на ней размещали часть груза леса.

Герой Советского Союза И. И. Афанасьев.
Герой Советского Союза И. И. Афанасьев.

В годы Гражданской войны в Испании "Старый большевик" (члены экипажа его называли просто "Старый") доставлял республиканцам самолеты, танки, пушки и боеприпасы. После начала ВОВ судно подключили к участию в арктических конвоях. Свой первый рейс в Британию оно совершило в сентябре 1941 г. Для защиты "Старого большевика" от атак гитлеровской авиации, на его борту установили зенитные орудия и три спаренных пулемета.

В марте 1942 г. "Старый большевик" в составе конвоя QP-8 доставил в Нью-Йорк 5 000 тонн апатита. Там в его трюм загрузили 4 000 тонны боеприпасов и 15 самолетов А-20 "Бостон". Из Америки лесовоз взял курс на Рейкьявик, где логисты формировали большинство арктических караванов, а 19 мая PQ-16 из Исландии отправился в Мурманск. Он состоял из 35 транспортных судов, которых прикрывали 17 военных кораблей эскорта.

Подвиг, ставший легендой флота.

Первые шесть дней похода прошли спокойно, но 25 мая в районе острова Ян-Майен начался сущий ад. Караван атаковали 20 бомбардировщиков "Юнкерс-88" и 8 торпедоносцев "Хейнкель-111", а также немецкие подводные лодки. Стервятники сбрасывали бомбы и торпеды на суда практически беспрерывно. Особенно тяжело пришлось кораблям, что шли в хвосте конвоя, в том числе "Старому большевику".

Основные маршруты конвоев.
Основные маршруты конвоев.

Роковым оказался день 27 мая. 47 раз самолеты фашистов атаковали наш транспорт, но до поры до времени его выручал плотный огонь зениток и пулеметов, плюс умелое маневрирование рулевого Бориса Аказенка. Три раза он чудом ушел от торпед, что привело фрицев в бешенство. После этого сразу 9 стервятников кинулись на мечущееся в океане одинокое судно и одна бомба угодила в полубак перед настройкой. Начался пожар, взрывом разбило переднее зенитное орудие и весь расчет был уничтожен. Так же взорвались ящики с боеприпасами для зенитки, что усугубило сложную обстановку.

Судно пылало, в том числе трюм, в котором находилось 4 000 тонн снарядов и взрывчатки. Оставались считанные минуты, чтобы спастись, сесть в шлюпки и перебраться на подошедший вплотную английский эсминец. Но экипаж в безнадежной ситуации продолжал бороться за спасение корабля, отказавшись от помощи. Хоть по правилам конвоев транспорт следовало затопить, а экипаж эвакуировать на другое судно. В результате караван ждать не стал и вернулся к маршруту. "Старый большевик" остался один в бескрайнем океане.

К штурвалу лесовоза встал капитан. Он каким-то чудом маневрировал судном, хоть было повреждено рулевое управление. Рулевой Аказенок и первый помощник Петровский, штурмовавший в 1917 г. Зимний дворец, организовали живую цепочку, по которой снаряды и взрыватели из пылающего трюма складывали в безопасном месте. Снова налетели вражеские самолеты, но Аказенок сбил торпедоносец из второй зенитки и тот затонул.

Конвой PQ-16 по пути в Мурманск.
Конвой PQ-16 по пути в Мурманск.

Только после этого стервятники улетели. Пожар потушили через 8 часов. Рулевое управление привели в норму, воду из трюмов откачали. Пробоины заделали и на следующий день догнали конвой. Появлению "Старого большевика" с обгоревшей палубой англичане и американцы несказанно удивились. Они его уже стопроцентно похоронили.

"Так могли поступить только русские".

40% экипажа составляли советские женщины, которые активно участвовали в отражении атак. Дамы подносили снаряды, набивали пулеметные ленты и перевязывали раненых. Это особенно потрясло англосаксов. 30 мая, дымящий искалеченной трубой "Старый большевик" вошел в Кольский залив. Там его встречали артиллерийским салютом, стоявших на рейде военных кораблей. Командующий эскортом английский адмирал выразил восхищение от имени всех британских моряков героическому подвигу команды парохода. По его словам: "Так могли поступить только русские!"

Как итог, капитана Афанасьева, его помощника Петровский и рулевого Аказенка удостоили звания Героя СССР, а все члены экипажа получили ордена и медали. Плюс Афанасьева и моториста Пугачева наградили орденами Британской империи.

Капитан (слева) и члены команды лесовоза.
Капитан (слева) и члены команды лесовоза.

"Старый большевик" удостоили ордена Ленина. После ремонта лесовоз перевели на более спокойный Тихий океан, где он доставлял в СССР военные грузы из США. Пароход оставался в строю до 1969 г. И пусть его нет с нами уже 54 года, но в памяти народа он остается символом мужества и героизма советских моряков и образцом стойкости арктических конвоев. Об его подвиге помнят не только в России, но и на Британских островах.

Не стесняйтесь ставить лайк, делать репост и выражать своё мнение в комментариях. Желаю вам всего доброго!

Лесовозы
5844 интересуются