Пройдут столетия, но в памяти россиян навсегда останутся беспримерные подвиги советских людей, стойко сражавшихся в годы ВОВ с полчищами фашистов. Один из них – подвиг экипажа судна "Старый большевик", совершенный 27 мая 1942 г., когда в составе конвоя PQ-16 оно шло из Исландии в Мурманск. За небывалый героизм простой транспорт, перевозивший грузы, был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. Аналогов этого я не знаю. Кроме того, трое членов экипажа стали Героями СССР. Остальные получили советские ордена и медали, а некоторые заслужили ордена Британии.
Труженик морей.
В 1933 г. на Северной верфи в Ленинграде спустили на воду крупнотоннажный лесовоз и дали ему типичное для того времени название "Старый большевик". Грузоподъемность судна составляла 5 700 тонн. Оно предназначалось для плавания по северным морям, поэтому обладало усиленным корпусом, способным выдержать удары льдин и сильные шторма. Палуба также была повышенной прочности, так как на ней размещали часть груза леса.
В годы Гражданской войны в Испании "Старый большевик" (члены экипажа его называли просто "Старый") доставлял республиканцам самолеты, танки, пушки и боеприпасы. После начала ВОВ судно подключили к участию в арктических конвоях. Свой первый рейс в Британию оно совершило в сентябре 1941 г. Для защиты "Старого большевика" от атак гитлеровской авиации, на его борту установили зенитные орудия и три спаренных пулемета.
В марте 1942 г. "Старый большевик" в составе конвоя QP-8 доставил в Нью-Йорк 5 000 тонн апатита. Там в его трюм загрузили 4 000 тонны боеприпасов и 15 самолетов А-20 "Бостон". Из Америки лесовоз взял курс на Рейкьявик, где логисты формировали большинство арктических караванов, а 19 мая PQ-16 из Исландии отправился в Мурманск. Он состоял из 35 транспортных судов, которых прикрывали 17 военных кораблей эскорта.
Подвиг, ставший легендой флота.
Первые шесть дней похода прошли спокойно, но 25 мая в районе острова Ян-Майен начался сущий ад. Караван атаковали 20 бомбардировщиков "Юнкерс-88" и 8 торпедоносцев "Хейнкель-111", а также немецкие подводные лодки. Стервятники сбрасывали бомбы и торпеды на суда практически беспрерывно. Особенно тяжело пришлось кораблям, что шли в хвосте конвоя, в том числе "Старому большевику".
Роковым оказался день 27 мая. 47 раз самолеты фашистов атаковали наш транспорт, но до поры до времени его выручал плотный огонь зениток и пулеметов, плюс умелое маневрирование рулевого Бориса Аказенка. Три раза он чудом ушел от торпед, что привело фрицев в бешенство. После этого сразу 9 стервятников кинулись на мечущееся в океане одинокое судно и одна бомба угодила в полубак перед настройкой. Начался пожар, взрывом разбило переднее зенитное орудие и весь расчет был уничтожен. Так же взорвались ящики с боеприпасами для зенитки, что усугубило сложную обстановку.
Судно пылало, в том числе трюм, в котором находилось 4 000 тонн снарядов и взрывчатки. Оставались считанные минуты, чтобы спастись, сесть в шлюпки и перебраться на подошедший вплотную английский эсминец. Но экипаж в безнадежной ситуации продолжал бороться за спасение корабля, отказавшись от помощи. Хоть по правилам конвоев транспорт следовало затопить, а экипаж эвакуировать на другое судно. В результате караван ждать не стал и вернулся к маршруту. "Старый большевик" остался один в бескрайнем океане.
К штурвалу лесовоза встал капитан. Он каким-то чудом маневрировал судном, хоть было повреждено рулевое управление. Рулевой Аказенок и первый помощник Петровский, штурмовавший в 1917 г. Зимний дворец, организовали живую цепочку, по которой снаряды и взрыватели из пылающего трюма складывали в безопасном месте. Снова налетели вражеские самолеты, но Аказенок сбил торпедоносец из второй зенитки и тот затонул.
Только после этого стервятники улетели. Пожар потушили через 8 часов. Рулевое управление привели в норму, воду из трюмов откачали. Пробоины заделали и на следующий день догнали конвой. Появлению "Старого большевика" с обгоревшей палубой англичане и американцы несказанно удивились. Они его уже стопроцентно похоронили.
"Так могли поступить только русские".
40% экипажа составляли советские женщины, которые активно участвовали в отражении атак. Дамы подносили снаряды, набивали пулеметные ленты и перевязывали раненых. Это особенно потрясло англосаксов. 30 мая, дымящий искалеченной трубой "Старый большевик" вошел в Кольский залив. Там его встречали артиллерийским салютом, стоявших на рейде военных кораблей. Командующий эскортом английский адмирал выразил восхищение от имени всех британских моряков героическому подвигу команды парохода. По его словам: "Так могли поступить только русские!"
Как итог, капитана Афанасьева, его помощника Петровский и рулевого Аказенка удостоили звания Героя СССР, а все члены экипажа получили ордена и медали. Плюс Афанасьева и моториста Пугачева наградили орденами Британской империи.
"Старый большевик" удостоили ордена Ленина. После ремонта лесовоз перевели на более спокойный Тихий океан, где он доставлял в СССР военные грузы из США. Пароход оставался в строю до 1969 г. И пусть его нет с нами уже 54 года, но в памяти народа он остается символом мужества и героизма советских моряков и образцом стойкости арктических конвоев. Об его подвиге помнят не только в России, но и на Британских островах.
Не стесняйтесь ставить лайк, делать репост и выражать своё мнение в комментариях. Желаю вам всего доброго!