Прежде чем приступить к анализу работы К.А.Коровина, хотелось бы несколько слов сказать о его творческом пути, предварившем создание полотна.
Константин Алексеевич Коровин (1861 - 1939) родился в прежде богатой, но разорившейся купеческой семье. Его дед, Михаил Емельянович Коровин, был купцом первой гильдии, но к моменту рождения Константина семья оказалась в крайней нужде. С детства будущего художника окружало искусство. Мать прелестно писала красками, отец неплохо рисовал, родители «стремились пробудить в детях художественные наклонности», в этом им помогали друзья отца художники Л.Л.Каменев и И.М.Прянишников. Таким образом, Костя и его старший брат Сергей с ранних лет ориентировались на будущую художественную профессию.
По стопам старшего брата Константин в 1875 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества сначала на архитектурное отделение, а через год перевелся на живописное. В эти годы обратил на себя внимание преподавателей в первую очередь внеклассными пейзажами.
Годы учебы Коровина в училище (1875-1886) – переломный момент в истории русской живописи. В это время завершилась борьба «обветшавшего академизма с демократическим реализмом»[1], ярко отразившимся в творчестве передвижников, но это направление уже переживает внутренний кризис. Движение народничества потерпело крах, социальные идеи теряют свою остроту. На этом фоне особо значимой стала деятельность кружка, организованного Саввой Ивановичем Мамонтовым в загородном имении Абрамцеве. В книге «Мамонтовский кружок» Д.З.Коган пишет: «Постепенно исчерпывались идеалы народничества 60-х годов. Как всегда бывает в подобные переходные периоды, идеалы утрачивали конкретность и приобретали некий отвлеченный характер Добра, Красоты, Свободы в абсолютном и вечном или вневременном выражении»[2]. Художники мамонтовского кружка: И.Е.Репин, М.М.Антокольский, В.Д.Поленов, М.А.Врубель, В.А.Серов, М.В.Нестеров и другие стремились познать натуру, как и их предшественники, но в то же время проповедовали «искусство для искусства»[3].
В 80-е годы XIX века Серов и Врубель – будущие основоположники русского искусства XX века, - проходили обучение в Академии художеств. Примечательно, что Коровин также собирался продолжить обучение в Академии, но его бурному темпераменту, выросшему в атмосфере «удалого ямщицкого духа»[4] было тесно в строгих классических рамках, и через несколько месяцев художник вернулся в Москву, в стены училища. Любимым учителем Коровина был В.Д.Поленов, который «первый стал говорить о чистой живописи,… говорил о разнообразии красок»[5], исследовал проблему пленэрной живописи, в первую очередь в собственном творчестве. Чуть позже, в середине 90-х годов «чистой живописью», то есть живописью исключительно ради передачи настроения, колористического богатства, фактуры увлечется Ф.А.Малявин, и именно эта линия в его творчестве достигнет высот.
Так же, как Малявин, Коровин уже в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества обратил на себя внимание как «один из провозвестников нового направления»[6], он оказывается в гуще московской художественной жизни. Коровин был тесно связан с Поленовым и его семьей, которые поддержали Константина после смерти родителей, а в 1885 году познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым. В доме Мамонтова, превратившемся в своеобразный художественный центр, Коровин столкнулся с «пропагандой зрительной красоты, ставшей буквально… религией»[7], наряду с приверженностью «жизненной правде, выразительности, национальности и народности»[8]. Абрамцевский кружок в ту пору переживал увлечение театром, причем хозяин дома выступал в роли драматурга и режиссера, а художники не только разрабатывали эскизы костюмов и театральные декорации, но и успешно выступали на сцене. В 1886 году, в атмосфере театральной игры, увлечения национальными сюжетами и по мотивам театральных постановок была написана «Северная идиллия».
"Северная идиллия " К. А. Коровина – своеобразный отклик на яркие впечатления, связанные с деятельностью мамонтовского кружка, в частности на декорации и эскизы костюмов В.М.Васнецова для оперы Н.А.Римского-Корсакова по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка», которая была поставлена в доме Мамонтова в 1885 году. В монографии, посвященной творчеству К.А.Коровина Д.З.Коган пишет: «Знаменательно,… что оформление «Снегурочки», в котором Васнецов придерживался, казалось бы, принципов своей станковой живописи, также связанной с образами русского фольклора, не только имело сенсационный успех (им восхищались Суриков, Поленов, Репин и многие любители искусства), но и оказалось неожиданным для всех и поразило своей художественной новизной… Его условные сказочные образы приобрели какое-то особое обаяние неповторимой жизненности, точно налились плотью и кровью, чего им, несомненно, недоставало в станковой живописи… Но… при этом они почти утрачивали сказочность и обретали вполне достоверный характер»[9].
Эти же образы, сочетающие в себе натуралистичность и стремление к прекрасному, национальный характер, связь с фольклором, мы видим и на полотне К.А.Коровина.
Константин Коровин создает предварительный этюд, в котором находит основные массы будущей работы, звучные сочетания цвета. Законченная картина ощутимо отличается от этюда, поэтому для сравнения с картиной Ф.А.Малявина «Бабы» было бы интересно рассмотреть обе работы.
Этюд сравнительно небольшой (89x71см), он выполнен в том же 1886 году, что и сама работа. Перед нами три девушки в русских народных костюмах, обнявшись, они стоят на фоне условно написанного пейзажа. Кисть Коровина широко и свободно записывает плоскости. Сочные мазки краски щетинятся в кронах деревьев, загораются причудливыми цветами на лугу. Колорит работы теплый, коричневато-зеленый. Яркие костюмы героинь контрастируют с фоном по цвету – здесь также используются дополнительные тона, - и по тону и цветовой насыщенности, поскольку окружающий пейзаж значительно темнее и более тусклый, чем костюмы девушек. Нарядная одежда крестьянок написана локально, чистыми звонкими белыми и красными красками.
Картина «Северная идиллия» более статична по характеру, живая вибрация цвета, ощутимая в этюде, здесь исчезает. Фризовая композиция прекрасно вписывается в горизонтальный формат (113x153 см) – музицирующие крестьяне располагаются вдоль края холста. Композиционное построение работы напоминает о ярких впечатлениях Коровина, полученных от всей театральной деятельности мамонтовского кружка вообще и постановки «Снегурочки» - в частности. Перед нами предстают сцена – зеленый луг, декорации – дальний план, кулисы – кусты и на этом фоне – актеры, исполняющие роль крестьян. Все здесь дышит поэзией, все одухотворено, но сами образы несколько искусственны. Совершенно иная картина предстает в «Бабах» Ф.А.Малявина, где на первый план выступают непосредственные впечатления от образов героинь, их мощный темперамент.
***
Во всех рассматриваемых нами работах цветовая гамма строится на контрасте дополнительных цветов – красного и зеленого, но колорит несколько отличается. «Бабы» Малявина написаны широкими плоскостями, локальные цвета звучат в полную силу, их сочетания энергичны, жизнерадостны. Этюд К.Коровина к «Северной идиллии» при ощутимом контрасте отличается большей строгостью и колористическим единством. Звонкие цветовые отношения объединяются коричневатым тоном, живопись здесь более мягкая и спокойная. Сама картина «Северная идиллия» ощутимо отличается и от этюда, и от более поздней работы Ф.Малявина. Живописная система художника, сформировавшаяся под влиянием эскизов В.М.Васнецова, работы над театральными декорациями и даже собственных выступлений на сцене, необычайно свободна и декоративна. Необычайно – для членов кружка, маститых художников и ценителей искусства, для которых живопись Коровина казалась слишком вольной и незаконченной. Примечательно, что картины Малявина, написанные несколько лет спустя, еще более широкие и свободные по манере письма, воспринимались с оглушительным успехом, хотя и вызывали немало споров. Но если Ф.А.Малявин подчиняет свою звонкую и энергичную живопись выразительности характеров, то Коровин как бы отвлекается от своих героев, и фигуры крестьян, и вся картина в целом подчиняется чисто декоративным живописным задачам.
К.А.Коровин, возможно, завороженный звучными сочетаниями народного костюма, ставит перед собой цель – сгармонировать контрастные цвета. «Северная идиллия», при всей своей поэтичности, носит характер упражнения, штудии, где молодой художник несколько скрупулезно выполняет поставленные перед собой задачи. Перед нами – реалистичный северный ландшафт, написанный широко и свободно, в духе великолепных мастеров пейзажа И.И.Левитана, В.Д.Поленова. Сумерки как бы смягчают собственный цвет предметов, объединяют всю картину общим голубоватым тоном. Но на фоне умиротворенной природы вспыхивают яркие костюмы девушек, написанные плоскостно, почти без объема. Сочный красный цвет звучит здесь в полную силу, притягивает внимание, становится цветовой доминантой и центром композиции. Однако звонкий цвет в картине нам больше не встретится, силуэты трех девушек словно вырезаны из окружающей среды, они находятся в своем особом пространстве. Совершенно иначе строит колорит Малявин, у него фигуры не оторваны от фона, хотя в картине «Бабы» и нет реалистичного пейзажа. Так же, как и Коровин, живописец преследует чисто живописные задачи, но, на наш взгляд, добивается цветовой гармонии более успешно. Он включает в фигуры крестьянок более глубокие и холодные отзвуки зеленого фона, а в окружающую фигуры среду – всполохи теплых золотистых, оранжевых и коричневых красок.
Очевидно, Коровин стремился смягчить контраст между фоном и фигурами, так как от правого края картины ближе к центру цветовая насыщенность силуэтов героев постепенно смягчается. В костюме сидящей девушки энергичный красный приобретает терракотовый оттенок, а одежда лежащего на траве юноши становится холодной, сиреневато-розовой. Но, несмотря на это, группа по-прежнему оторвана от окружающего пространства.
Различие художественных задач, при общем стремлении к живописности, создает различие в композиции рассматриваемых полотен. «Северная идиллия» К.А.Коровина повествовательна, сюжетна, она рассказывает о лиричности, о поэзии русского характера, собирательный образ русского народа требует сделать фоном эпический пейзаж, широкие просторы. Сами крестьяне здесь выступают скорее как символы, они не имеют конкретных образов, отсюда и фризовое построение, и сравнительно небольшие размеры фигур. Однако создается впечатление, что весь сюжет – не более чем игра. Легко представить героев в хитонах или в рокайльных костюмах. Точно такая же композиция могла бы быть и в картине на античную тему, и в пасторали XVIII века. Крестьяне Коровина – актеры в народных костюмах, обращающиеся к популярной на рубеже веков «русской теме». «Северная идиллия» полна театральности и некоторой отстраненности от реальности, что подчеркивается самим названием картины.
Иначе строит своих «Баб» Ф.А.Малявин. Он максимально приближает героинь к первому плану, в его работе имеет значение лишь могучий русский дух, поэтому исчезает повествовательное начало, энергия и темперамент получают выражение в стремительном движении, в вихревых ритмах. Если работа Коровина статична и умиротворенна, то «Бабы» Малявина – сама динамика. Композиция их практически лишена повествовательного начала, в ней ощущаются зачатки новой эстетики, нового подхода к картинной плоскости, где преобладает декоративная игра живописных пятен.
Героев «Северной идиллии» Коровина и «Баб» Малявина сближает их символический характер. Не случайно в первом случае темой полотна становится музыка – вид искусства, более статичный по характеру, а во втором – танец, невозможный без движения. Для К.А.Коровина его крестьяне олицетворяют лиричность русской души, поэзию русской природы. В работе Ф.А.Малявина перед нами предстает сам народный дух – яркий, пылкий, с полотна словно хлещет могучая энергетика.
Таким образом, народная тема в рассматриваемых работах воплощается своеобразно, через символику, поскольку обе картины лишены действия. Но сам подход к изображению русских крестьян выражает не только отношение живописцев к проблеме, но и процессы, происходящие в обществе, в культуре. Выше упоминалось, что Коровин создал свое полотно под влиянием возросшего интереса к народной культуре, к фольклору. Но русское общество скорее поэтизировало образ народа. «Бабы» Малявина, созданные 19 лет спустя, отражают иное представление о народном характере. Предреволюционная атмосфера навевает художнику волевой, мощный и страстный народный характер, который способен одинаково горячо и энергично и защищать правое дело, и участвовать в кровавых побоищах.
Остается повториться, что «Северную идиллию» К.А.Коровина и «Баб» Ф.А.Малявина объединяет также широкая, свободная манера исполнения, увлечение художников живописными задачами, которые они ставят перед собой. Но с течением времени манера становится более легкой, декоративной, причем художников и в частности Малявина, не останавливают сюжетные рамки, условности, принятые в картине. Он отказывается от сюжета во имя живописности, колористического богатства.
Примечания
[1] Коган Д.З. Константин Коровин. - М.: Искусство, 1964 г. – 360 с. С.6.
[2] Коган Д.З. Мамонтовский кружок. - М.: Изобразительное искусство, 1970.- 220 с. С.8.
[3] Коган Д.З. Константин Коровин. - М.: Искусство, 1964 г. – 360 с. С.25.
[4] Там же. С.5.
[5]Коган Д.З. Константин Коровин. - М.: Искусство, 1964 г. – 360 с. С. 14.
[6] Там же. С.26.
[7] Там же. С.27.
[8] Там же. С.27.
[9] Там же. С.29.
Ещё по теме:
Тема народа в русском искусстве: