Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 25.
Задачи:
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6,7,8».
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным и порядковым счетом (1,2,3,4,5,6,7,8);
· сравнивать два предмета при помощи третьего, выступающего в роли посредника.
· определять и обозначать словами положение объектов на листе бумаги (в середине — центре листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между, в уголках вверху, в уголках внизу);
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Наглядный материал: цифры от «1» до «8»; изображения зимующих птиц (8 штук); изображение аквариума с двумя рыбками треугольной формы; предметы-посредники (треугольники разной величины и цвета, больший из которых по размеру соответствует меньшей рыбке).
Раздаточный материал: предметы-посредники (5-6 разных геометрические фигуры, в т.ч. три треугольника, больший из которых по размеру соответствует меньшей рыбке на наглядном пособии),
наглядные пособия
Ход занятия.
1. – Дети, какое сейчас время года? (весна)
- Вы не заметили, не прилетели ли перелётные птицы?
- Я тоже ещё не видела перелётных птиц. Ещё рано; они прилетят чуть позже. А пока мы можем наблюдать за зимующими птицами. Зима в этом году была не очень холодная и снежная, но птицам всё равно было трудно. Как вы думаете, почему? (мало корма).
- Как мы помогали зимующим птицам?
- Представьте, что это такая большая кормушка.
Воспитатель рисует на доске прямоугольник - кормушку, в ней - «зёрнышки».
- Интересно, какие птицы прилетят к этой кормушке.
- Первым прилетел…кто?
Выставляет изображение воробья.
- Вторым прилетел.. голубь.
- Потом прилетела …синичка. Которой по счёту стала синичка? (третьей)
- Четвёртым прилетел… дятел.
- Потом прилетел …снегирь. Которым по счёту был снегирь? (пятым)
…И т.д.
Восемь изображений птиц выставляются в один ряд.
- Как можно назвать всех этих птиц? Какие они? (зимующие).
- Сколько всего птиц прилетело к кормушке?
Ребёнок сосчитывает количество птиц у доски; выбирает и выставляет цифру «8».
- Кто появился первым? Пятым? И т.д.
- Кто стоит в ряду третьим? Шестым? И т.д.
- Тише…Слышите, птицы о чём-то спорят? Я немного понимаю птичий язык. Воробей спорит с сорокой. Воробей говорит, что он стоит на первом по счёту месте, а сорока говорит, что она на первом по счёту месте.
- Кто из них прав? Почему?
Ответы, рассуждения детей.
- Да, вы правы: воробей считает слева направо (проводит указкой в направлении слева направо), а сорока считает в направлении справа налево (проводит указкой в направлении справа налево).
- Чтобы, сказать, кто каким стоит по счёту очень важно знать направление, в котором надо считать!
- Если считать слева направо, то кто стоит первым по счёту?
- Если считать справа налево, кто стоит первым по счёту?
- Если считать слева направо, кто стоит пятым по счёту?
4-5 аналогичных вопросов с обязательным указанием направления счёта.
2. Перед детьми изображения птиц на листе бумаги.
- На вашу кормушку тоже прилетели птицы.
- Сосчитайте сколько всего птиц (пять).
- На какую геометрическую фигуру похожа ваша кормушка? (квадрат).
- Какая птица сидит в правом верхнем углу кормушки? В правом нижнем углу? В левом верхнем? Левом нижнем? Справа посередине?
- Где сидит синичка? Сорока? Ворона?
Принимаются в т.ч. ответы детей: слева вверху, справа внизу, в уголке внизу справа и т.п.
3. Физминутка.
4. – Весной начинают просыпаться звери, рыбы, прилетают птицы из тёплых краёв. А вот в аквариуме рыбам всегда тепло, всегда есть корм. У кого дома есть аквариум?
Дать возможность детям высказаться.
- У нас сегодня тоже есть нарисованный аквариум. И рыбы в нём не простые, а математические.
На доску выставляется изображение аквариума.
- Рыбки одинаковые или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма рыбок (треугольник).
- Какая из рыбок больше: синяя или жёлтая? Какая меньше?
- Как проверить? Как их сравнить?
Рассуждения детей.
- Можно использовать фигуру-посредник. Сначала надо выбрать геометрическую фигуру, которая будет посредником. Форма рыбок похожа на …треугольник, значит фигурой-посредником будет треугольник.
Воспитатель выставляет на доску три треугольника, больший из которых по размеру соответствует размеру меньшей рыбки.
- Как вы думаете, какая рыбка меньше: жёлтая или синяя? (жёлтая) Какая больше?
- Теперь проверим. Из треугольников я выбираю тот, который одинакового размера с одной из рыбок. Может быть, это оранжевый треугольник.
Воспитатель прикладывает сначала два «неподходящих» треугольника, затем тот, который по размеру соответствует меньшей рыбке.
- Наверное, это зелёный треугольник. Сейчас проверю: приложу треугольник к рыбке. Да, он такого же размера. А теперь приложу его к другой рыбке. Смотрите, треугольник меньше синей рыбки. Значит, какая рыбка больше? Какая меньше? Мы правильно определили: синяя рыбка по размеру больше, чем жёлтая.
- Трудно сравнивать с помощью предмета-посредника? Хотите попробовать сами?
5. Перед детьми изображение двух рыбок в аквариуме и несколько разных геометрических фигур, в т.ч. три треугольника разного цвета, больший из которых по размеру соответствует меньшей рыбке.
- В вашем аквариуме одна рыбка полосатая, а другая в точечку. Какая из них больше, а какая меньше? Проверьте с помощью предмета-посредника.
Индивидуальная работа.
- Какая рыбка больше? Какая меньше? Назовите геометрическую фигуру, которую вы использовали, как предмет-посредник? Почему треугольник? (потому что форма рыбок похожа на треугольник.
6. Рефлексия.