Найти тему
WorkTruck

Туман 2024, перспективы отрасли комтранса

Оглавление

Друзья, рынок комтранса выдержал идеальный шторм 2022-2023 годов. На фоне относительно стабильной ситуации в экономике рынок отреагировал ростом продаж автотехники.

По итогам 10 месяцев в РФ продали 118 820 тягачей и это на 81% больше, чем в непростом 2022 году.

Все? Тяжелые времена позади? Давайте разбираться!

Укрепление Китая

Итак, каков итог 10 месяцев? Китайцы укрепились. Точка. Испытания 2022 и 2023 годов не прошли для экономики РФ бесследно. Этот период стал окном возможностей для производителей из Поднебесной.

На фоне положительной динамики, обеспеченной отложенным спросом и доступными заемным средствами. Плюсом, неопределенность с поставками и ценами. Рынок логистики был переделан  в мгновенье ока, и как его продолжение - рост спроса на иномарки из КНР.

Да, лидер рынка РФ - это КАМАЗ (доля 18,6%). Однако в сравнении с январем-октябрем 2022 года российский флагман автомобилестроения все-таки просел на пару процентов. Китайцы все это время не сидели на месте.  Между тем заводчане из Татарстана возобновили сборку тягачей 5-го поколения КАМАЗ-54901. Говорят, что часть деталей изготавливают отечественные производители. Типа импортозамещение. Пусть будет так.

Бренды из КНР за 2023 год стали увереннее в России:

  • SITRAK (+184% к уровню 10 месяцев 2022 г.);
  • Shacman (+100%);
  • FAW (+151%);
  • Foton (в 30 раз).

Суммарно доля “китайцев” составила свыше 48%. Логичный вопрос: Что дальше? Отвечаем, за клиентов нужно бороться. На фоне возможного увеличения ключевой ставки рынок логистики ожидает рост конкуренции.

Следующий год вообще будет отличаться некой пассивностью потребителей - рынок перенасыщен техникой. Не забываем и про политику. В декабре, как ожидается, Центробанк повысит ключевую ставку с 15% до 15,5%.

В 2024 году финрегулятор не будет слушать дилеров, и жесткая монетарная политика продолжится.  Кредитные деньги и лизинговые схемы станут дороже и менее доступны, что еще больше обострит поиск клиентов. Шальные идеи и легкие контракты заканчиваются. Профессионалы останутся на плаву, дилетанты покинут отрасль.

Да, противостояние производителей из РФ и КНР продолжается, но противоречия будут и внутри национальных групп. Рынки сбыта будут сталкивать лбами российских дилеров с российскими, а китайских - с китайскими.

Выход для КНР - это более дешевый лизинг. Это позволит нивелировать многие негативные для иностранных компаний факторы.

Что ждет российский автопром?

Вопрос интересный. Росстат заявляет, что за 9 месяцев 2023 года производство грузовиков в РФ выросло на 14% - 118 000 единиц. Из них 6 600 - это седельные тягачи.  При этом забавно отмечать, что в 2023 году КАМАЗ полез в зону влияния “Группы ГАЗ”, а газовцы в ответ решили попробовать себя в нише камазовцев.

-2

Так, на площадках COMTRANS 2023 эксперты отметили, что КАМАЗ представил конкурента

«Газели Next» - 3,5-тонный грузовик «Компас 5».

-3

ГАЗ новость проглотил, но выставил на стендах ГК «Современные транспортные технологии» ряд грузовиков «Валдай» по бескапотной схеме:

  • «Валдай 8» - масса 7,5 тонн;
  • «Валдай 12» - масса 12 тонн.
-4

Далее следуют модели грузовиков 18, 33 и 45 тонн, которые будет собирать компания «Нижегородские грузовые автомобили».

Да, «Валдай-45» 4х2 с движком мощностью 470 л.с. - это реинкарнация китайского Foton. Также как и «Валдай 18» на шасси с колесной формулой 4х2. Из КНР растут ноги у «Валдая 33» — строительный самосвал 6х4. Ну и что. Работаем с чем есть.

То есть ГАЗ повторил путь КАМАЗа, когда в Татарстан пришли немцы. Но у газовцев технологии дали китайцы. Да, можно называть это копированием. Но в краткосрочной перспективе такая тактика позволит насытить рынок необходимыми грузовиками. Меньше затрат на разработку, внедрение и отладку. Сначала будет крупноузловая сборка, потом переход на запчасти, изготовленные в России.

Кстати - это уже тренд. Так, мощности бывшего СП «Ивеко-АМТ» в такой же кооперации стала использовать компания Hongyan из Китая.

Некоторое оживление есть и в секторе производства полуприцепов. Помимо российских появились компании из  Казахстана, Ирана. В 2024 году, скорее всего, подтянутся вездесущие китайцы.

Из лидеров можно отметить «СОТРАНС» и ООО «Глобал Трак Сейлс».

Что будет с импортом?

Государство планирует субсидировать российских автопроизводителей. Для этого последним нужно локализовать разработку и выпуск агрегатов в РФ. Правительство РФ с 1 января 2024 года дало возможность компаниям из России получать денежные дотации в том числе и тем площадкам, которые ранее принадлежали иностранным инвесторам.

И это логично. За последние два года отечественным производствам пришлось решать вопрос импортозамещения и перехода на компоненты своего производства. В ближайшие 12 месяцев они смогут дать бой запчастям из КНР.

Стратегия - перевод производства на территорию РФ, а не импорт. Пора слезать с технологической иглы даже дружественных стран.

Такие вот пироги! Анализируем и отслеживаем развитие событий.

Желаем всем терпения и удачи!