В свете последних событий захотел поделиться с вами, уважаемые читатели, сведениями об истории древнего города Феодосия, что в Крыму. Тем более, что город автору совсем не чужой, он там провел лучшие годы своей жизни – детство и юность. А теперь вот такие дела совершаются.
Итак, греческое название – Феодосия (Θεοδοσία) можно перевести как «Богом данная». При аланах поселение называлось Ардабда, что могло означать «у семи богов». В византийский период город был известен как Кафа (Καφᾶς). Позднее генуэзцы и османы преобразовали это название соответственно в Каффа и Кафа (последнее является турецкой версией крымско-татарского «Кефе»).
Город был основан как Феодосия греческими колонистами из Милета в VI веке до нашей эры. Таким образом, сегодня это единственный крымский город, сохранивший свое первоначальное название.
К середине IV в. до н. э. Феодосия становится вторыи по величине городом Боспорского царства. В 4 веке нашей эры гунны разрушили город, и на протяжении большей части следующих девятисот лет Феодосия оставалась небольшой деревней, известной под аланским названием Ардабда. В это время он находился под владычеством хазар, Византийской империи (был известен как Кафа) и, в конечном итоге, монголов, захвативших город в 1230-х годах.
В 1204–1261 и 1296–1307 годах город находился в руках Венецианской республики, главного соперника Генуи. В конце 13 века генуэзским купцам удалось выкупить селение у Золотой Орды и превратить его процветающий город Каффа, который практически монополизировал торговлю в Причерноморье и служил главным портом и административным центром генуэзских прибрежных поселений мря. С 1266 г. Каффой управлял генуэзский консул, который с 1316 г. ведал всеми генуэзскими колониями на побережье Черного моря.
Поскольку генуэзцы начали вмешиваться во внутренние дела Крымского ханства, вассала Турции, османы захватили город в 1475 году и депортировали всё население в Стамбул. Город, переименованный в Кефе, стал одним из важнейших портов Османской империи на Черном море.
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году город был вновь переименован в Феодосию — русскую версию древнегреческого названия.
Фортификационные и исторические сооружения
Крепость, построенная генуэзцами в Каффе в 14 веке, имела две линии укреплений: внутреннюю цитадель и внешнюю линию обороны. Стена цитадели, построенной в 1340-1343 гг., имела длину 718 м, высоту 11 м и толщину 2 м. Периметр внешней линии укреплений достигал почти 5,5 км в длину и состоял из более 30 башен. Каждая башня носила имя либо генуэзского консула, либо очередного Папы Римского.
В цитадели находился консульский замок, сокровищница, резиденция епископа, здание суда и склады ценных товаров, таких как драгоценные камни, меха и шелк.
В 19 веке большая часть крепости была разобрана, и до наших дней сохранилось лишь несколько построек. К ним относятся южная стена цитадели с двумя башнями, частично – западная стена, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города, мост, турецкие бани и несколько церквей.
К сожалению, не многим историческим зданиям в Феодосии удалось уцелеть во время Второй мировой войны. Генуэзский период представлен остатками крепости, датируемой 14-15 веками (башни, стены, ворота цитадели и мост). Того же возраста армянская и греческая церкви. Со времен Османской империи здесь сохранились барбакан, мечеть и турецкие бани.
Экономический подъем города в начале российского периода, с 19 века по первое десятилетие 20 века, представлен рядом исторических зданий и промышленных сооружений, в том числе Картинной галереей великого русского мариниста Ивана Айвазовского, отелем «Астория», Водонапорной башней и виллами членов богатых семей Российской империи.
Гавань
О внешнем виде порта в древности и средневековье известно немного. В период Османской империи Кефе стал одним из главных турецких портов на Черном море и крупнейшим невольничьим рынком в Северном Причерноморье.
Феодосийский торговый порт был первоначально построен в 1892-1895 годах. Расположенный в незамерзающей гавани, порт сегодня имеет площадь почти в 13, 5 га, разделенную на две зоны: одна для обработки сухих грузов, а другая для перевалки нефти и нефтепродуктов. Последний имеет три причала, способных принимать танкеры дедвейтом до 80 000 тонн и осадкой 12 м. В порту Феодосии также есть пассажирский терминал.
Торговый порт Феодосии первоначально был построен в 1892-1895 годах. Расположенный в незамерзающей гавани порт сегодня занимает площадь почти 13,5 га, разделенную на две зоны: одну для перевалки сухих грузов, другую – для нефти и нефтепродуктов.
- Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.