Так как этот, простихоспади, шедевр примерно про мое время, у меня есть что сказать. Так меня задолбало это "Слово пацана" с кровью, что таки выскажусь. Само название - кровь, но из ушей. Потому что пошлее придумать сложно. Это из серии "Роковая страсть". Название, достойное низкопробного бульварного романа. Надеяться, что с таким названием получится шедевр, я не стала, но посмотрела.
Читая комментарии своих ровесников (а я в 1990 школу закончила), часто вижу: не досмотрел, неинтересно, не то, не хочу вспоминать даже. При этом те, кто жили сильно раньше, прям чуть ли не в восторге, те, кто позже, тоже "писают кипятком" от чувств-с.
Например, Никита Сергеевич высказался в позитивном ключе, мол, надо смотреть, чтобы не повторилось, Гоблин - туда же. Мое мнение: можно и посмотреть, на подрастающее поколение это вряд ли произведет такое впечатление, что пойдут "улица на улицу". Не, они, конечно, под впечатлением, но не пойдут. У поколения с телефончегами в руках пороху не хватит махаться по-серьезному. Что касается Никиты Сергеевича и Димюрьича, то у них было другое детство. Один, как говорится, с золотой ложкой во рту, второй жил по военным городкам. И в том и другом случае с улицей не особо соприкасались.
Чисто технически я увидела много откровенной лажи. Вот первая сцена: герой Маратик убегает от чужих, залетает в автобус (полупустой), в автобусе разбивается стекло, автобус уезжает, Маратик чморит (это выражение помню, "чушпан" - не помню, но до 1986 года я жила в Челябинске, а не в Казани) двух приличных детей, в автобусе присутствуют взрослые, которые делают вид, что ничего не происходит. В Казани?! Во-первых, если в автобусе разбить стекло, то шофер (тогда чаще говорили "шофер") никуда не поедет, потому что это ДТП. Мало того: он выскочит из-за руля и уроет всех этих малолеток. Без страха и упрека. Потому что первое: нельзя уезжать с места ДТП, второе: малолетки вконец офонарели, кто будет платить за ремонт и простой? Следующее: взрослые в автобусе не могли не отреагировать на махач на задней площадке. Пацаны не с луны упали, они в этом городе родились, от этих казанских взрослых, которые тоже люди горячие. Вы думаете, казанские бабки мирные? Да они этого Маратика за такое поведение так бы откостерили, еще и рожу бы расцарапали. Да и мужики (там, вроде, простые работяги) тоже бы прописали за нарушение спокойствия в общественном месте. Я к чему? При взрослых разборки не клеили. Я это точно знаю, потому что я всегда думала, в какую сторону мне передвигаться, чтобы до меня не докопались. И взрослые рядом - это щит, можно чувствовать себя почти спокойно.
Дальше я опять "спотыкаюсь". Девица, которая по делам несовершеннолетних. У нее в волосах тканевая резинка. Я понимаю, что это только женщины помнят, но фильм же не делит зрителей по гендерному признаку. Тканевых резинок еще не было, о них догадались только году в 1992. Хвосты стягивали либо аптечными резинками (или просто тонкие резинки-шнуры), либо крабы-бананы (уже появились), либо заколки-автоматы. Потом я слышу группу "Комбинация". Она стала популярной после развала Союза, так что в 1988-89 году она не могла звучать из каждого утюга, то есть, по радио. Потому что радио тогда было все государственное. И только в 1990 году появляется Европа плюс, и та только в Москве. Не по "Маяку" же только созданную "Комбинацию" могли гонять?
Отдельное удивление - шапочки с козыречком.
Вот такие. Вы серьезно? Не, может, в Казани и могли реальные пацаны носить вот эту детсадовскую модель? Если меня прочитают казанские ровесники, скажите: могли такое носить в группировках? Своих одноклассников я в этом представить не могу. Никого. Ни тех, кто уже в 11 классе "присел", ни тех, кто сумел остаться нормальным. Нормальные ведь тоже не самоубийцы и не будут носить головной убор, за который будут чморить. А чморить в то время в тех районах - это равносильно бить. Кстати, в кадре видно мальчика в "пидарке" (извините, но эти шапочки именно так назывались), которую он держит над ушами. Это поветрие тоже сильно позже появилось.
Школа. Ну, это просто отдельный советский ад. Ни одного приличного учителя, одни сплошные сволочи вместе с каим-то карикатурным комсомольским вожаком с повадками комсомольца 30-х. А еще учителя наивные до умопомрачения. Насколько я помню, в Челябинске никто не поднимал руку (в нашем классе точно), потому что за это можно было огрести от одноклассников (за больно умного), и учителя, зная, что бесполезно требовать поднять руку, вызывали и спрашивали, считывая информацию по глазам. Потому что они все знали. Знали и не требовали. И, конечно, вечные белые фартуки на каждый день. Во-первых, белые фартуки носили только в двух случаях: если класс дежурил и если был торжественный день. Всё. В остальное время носили черные фартуки. Мало того: уже в 1985 году примерно появляется синяя форма для девочек-старшеклассниц - это либо костюм-тройка, либо костюм юбка + жакет. Но нет: главная героиня Айгуль ходит в белом фартуке. Наверное, их у нее много, потому что белый фартук после одного дня в школе отправлялся в стирку в обязательном порядке. Я понимаю режиссерскую мысль - символ чистоты и невинности, все такое, чтобы современные дети поняли. Однако Меньшову в свое время ничего не мешало снять свой "Розыгрыш" в нормальной форме, а не вот это все.
Сейчас уже начну кратко: куртка Маратика - не такая, баллончиками по стенам не писали (ввиду их страшного дефицита стены портили ножами, трафаретили краской, либо просто писали кистью), танцевали тоже немного не так. Руками не размахивали точно. Ногами - правильно. Объясню, почему не размахивали руками, то есть не поднимали руки вверх. Боец готов к нападению ежесекундно. В той обстановке это действительно так и было. А основная часть ударов-блоков проводится снизу. Сверху только телят кулаком глушат. Или вдруг мелькнувшее словечко "супер" - тогда так еще не говорили, это выражение для "больно умных", а не для улицы. Пионерские галстуки, кстати, тоже уже класса с шестого не носили каждый день. Потому что все эти атрибуты - октябрятская звездочка, пионерский галстук, комсомольский значок в большей степени были вехами взросления, чем какими-то политическими убеждениями. Кстати, именно галстуки не особо любили, потому что их надо было гладить ежедневно, иначе они выглядели ужасно. Значки - что? Прицепил - и ходишь, а галстук надо стирать, гладить. Быстро становилось лень. Уличное оружие. Это отдельная тема: уличное оружие заготавливалось и носилось с собой, а не в каждом замесе штакетины вырывались: так никаких заборчиков не напасешься. И... арматуру заточенную не хотите? Штакетины... И музыка. Насколько я помню, "Ласковый май" - это для девочек. На дискотеках было много другой музыки, а "Ласковый май"... Не, я в курсе приема "контрапункт", (когда нормальный такой махач и трогательно-сопливый голос Юры Шатунова помогают пронять зрителя до печенок) но не до такой же степени. Уже слушали Любэ, A-ha, "Наутилусов" вовсю, "БГ", Сергей Минаев был популярен, "Модерн токинг", "Мираж", "Форум" - можно долго перечислять. А вот ВИА с "богатырской силушкой" на "дискаче" конца 80-х сложно представить, это вы, ребята, лет, этак, на 10 промахнулись.
И вот так через кадр. Нет, я не докапываюсь до пластиковых окон, просто нереально все зарисовать, но вот шапочки-резинки-фартучки-далее по списку реально подбешивают. Так и хочется сказать: "Господа, это поколение еще живо, не всех перестреляли, вы там как-то повнимательней!"
Теперь про сюжет. У меня возникло ощущение, что меня кинули в чернуху 90-х. Я не понимаю цель этого фильма. Все более или менее обаятельные персонажи - редкие упыри, даже вот этот типа сначала положительный Пальто - обыкновенный трус, слабый и ведомый. Улица его нагнула, он и нагнулся. И Айгуль эта... Я понимаю тему "девочка и хулиган", но... Куда тебя несло-то, как говорится? И самое главное: где достойный антагонист? Ну, нам же, тупым зрителям, рассказывают про военные фильмы, что, если там приличный немец, раздающий конфетки, то это тот самый антагонист и есть? Где антагонист в этом фильме? Который не прогнулся, который после этого всего стал нормальным человеком? Или таких не было? Или цель фильма - показать, что СССР развалился, потому что там были только бандитствующие персонажи, чмошники, люди без понятия человеческой чести типа Ильдара, в крайнем случае, сумасшедшие? С этой стороны я восторгов Гоблина не понимаю. Он же борется с антисоветчиной. А вот это - та самая антисоветчина и есть. Да, время было отвратительное, началась эта самая эпоха перемен, когда люди не успевали опомниться, настолько быстро все менялось. Но даже изумляться было некогда, надо было быстро учиться выживать. И учились. И не все прогибались. И многие остались людьми...
Что касается запретить или нет. Да зачем запрещать? Ну, появилось у деток в арсенале слово "чушпан", на этом, собственно, и все. Те, кто сейчас в криминализированной обстановке, так и будут в собственном соку вариться, те, кто обычной жизнью живет... Ну, может, у кого-то крыша и поедет, но ждать какого-то долговременного всплеска уличной преступности не стоит. Не то поколение, слишком нежное. Поговорят, да забудут. Года через три вообще про этот фильм забудут почти все.
Итог: фильм мне не зашел. То, что "в общем, все умерли", я поняла в середине первой серии. Не могу отнести эту картину к категории "крепких" фильмов.