1981-й год, июль месяц, наш 73- Гвардейский ИАП летит на полигон под Астрахань. На вооружении к тому времени у нас уже Миг-23МЛ. Там наши пилоты будут стрелять ракетами по летающим мишеням ЛА-17М и полк, соответственно, получит по результатам этой стрельбы, оценку за весь предшествующий период боевой и учебы.
Мне повезло - я попал в передовую команду, которая, в составе кого-то дивизионного, штабного, нашего инженера, нескольких техников и специалистов по службам, должна была выступить в роли квартирьеров для всего техсостава и встретить самолеты уже на приволжском полигоне. Была еще одна тайная миссия, возложенная лично на меня инженером АЭ, но о ней позже. А повезло потому, что: во-первых - мы вылетели самыми первыми, во-вторых - летели прямо на полигон, минуя промежуточные аэродромы посадки, где надо бегать бегом встречая самолеты, и отправляя их дальше, в-третьих - не участвовали в самой нудной части подготовки к перебазированию – увязывании и погрузке огромного количества барахла, без которого не обходится ни один перелет.
Прилетели, разместились, осмотрелись, определились с выделенными для нас стоянками самолетов, а впереди еще два или три дня до прилета основных сил полка.
Вот тут настало время вспомнить о задании, которое дал инженер - найти каналы, договориться и закупить на эскадрилью, включая пилотов, осетриньего балыка и черной икры. Дельта Волги, рыбные места, сплошные заповедники с одной стороны, и строжайший контроль соответствующими службами за оборотом черной икры– с другой. Пассажиров на предмет наличия икры, там трясли на всех видах транспорта, особенно на водном - в пути и на речных станциях вплоть до выборочного досмотра личных вещей, что для нас – дилетантов, в перспективе означало серьезные неприятности. Все мы люди и не без греха, поэтому, учитывая драконовские меры того времени по сбережению рыбных ресурсов, и отсутствие в продаже сих деликатесов, пришлось выходить на браконьеров. Об этой эпопее можно было бы написать не одну страницу - какие люди, какая природа, какая рыбалка и какие приключения, замечу лишь, что с поставленной задачей мы впоследствии успешно справились.
Вот наступило время прилета наших МиГов, вторая половина дня, садятся самолеты, заруливают, пилоты достают из карманов и отдают нам чеки катапультных кресел, мы их устанавливаем в кресла и безопасно высаживаем пилотов. Все это делается быстро, на Астраханской жаре. Вот и крайний самолет сел, теперь все машины надо растащить по определенным для нас заранее стоянкам.
Мне и еще одному технику, моему хорошему товарищу и тезке, досталась отбуксировать около десятка самолетов и мы начали работать. Особенность такая, что буксировать необходимо вдвоем: кто-то один в кабине самолета, а другой в кабине тягача. Все бы ничего, да вот с водилом морока - зацепи-отцепи, а оно тяжелое зараза, пот глаза заливает, словом кувыркаемся по полной, но работа движется. Правда ни заглушек, ни колодок, ни чехлов нет, под колеса подставляем вместо колодок какие-то камешки и толстые стебли репейника. Торопимся, дело к вечеру солнце ослабло, ветерок подул. Уже четыре самолета выставили, поехали за пятым, прикатываем, а он вроде не пятый, а четвертый опять. Говорю напарнику, что, вроде, пять самолетов должно быть, а он в ответ-«нет четвертый!» Короче с большим сомнением в душе поехали за очередным самолетом. Возвращаемся, я в кабине самолета, высоко сижу и вдруг вижу, что метрах в 70-ти сзади из-за бархана (на самом деле не бархан, а пологий холм и грунт твердый суглинок) торчит верхушка зеленого хвоста. Вот ни фиг себе!? Отстегиваем привезенный самолет и я предлагаю товарищу кое на что полюбоваться и веду его за этот бугор, гле перед нами во всей красе стоит наша матчасть, причем, что интересно, это не маленькое расстояние самолет проехал по целине хвостом вперед, по пути, по касательной встретил уложенную на землю, действующую керосиновую трубу от централизованной заправки, смял ее и переехал как гильзу от папиросы, остановился, потеряв инерцию и при этом не сел на заднюю часть.
Вернули беглеца назад, дотаскали остальные самолеты, а там и наши основные силы с барахлом (колодками, чехлами и заглушками) подоспели на АН-12-м, и началась полноценная послеполетная подготовка. Мы же с напарником пошли быстренько улаживать с местными аэродромщиками вопрос по поводу сломанной трубы от ЦЗ. Уладили быстро, за что выдали бойцам сувениров из ГДР и жвачки.
Потеряли самолет
26 декабря 202326 дек 2023
16,4 тыс
3 мин
38