С точки зрения науки, у всех форм жизни на Земле есть общий предок. Это одноклеточное существо жило около трех с половиной миллиардов лет назад, а зовут его LUCA (от англ. Last Universal Common Ancestor — «последний универсальный общий предок»). То есть все живые существа на планете имеют общий корень, а мы — родственники всего живого. Также не подлежит никакому сомнению, что мы все родом из Африки. И получается, что все митохондриальные ДНК живущих ныне людей сводимы к одной-единственной женщине, жившей в Африке около ста пятидесяти тысяч лет назад, и зовут все эту женщину Евой (Источник: К. Северинов. Адам и Ева с точки зрения генетика).
Ева, а вы точно первая женщина?
Как гласит первая Книга Бытия "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
Во второй, более полной версии, "Яхвисте" мы находим другую версию сотворения первых людей: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И навел Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего»". Затем идет история о искушении Евы хитрым змеем: "И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания." И тут Господь заподозрил неладное, и дальше идет самое любимое: "Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», ну Адам, наябедничал на жену, так еще и Бога во всем обвинил. Вот так и совершилось грехопадение человека, за что Адам и Ева были изгнаны Богом из Эдемского сада. И сказал Господь Бог женщине: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (тут о том, что обречен он работать в поте лица с восхода до заката до скончания дней своих). И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих".
Выходит, Ева и правда первая женщина?
Сейчас разберемся. Библия исправлялась и переписывалась на протяжении многих веков разными народами. Библейская история считается коллективным хранилищем человеческой мудрости. Существует множество разных толкований и интерпретаций Библии (лучшей из которых я считаю интерпретацию Джордана Питерсона, канадского профессора психологии - интересно, с юмором, переплетено с эволюцией и нашими реалиями). Вероятно, что при создании Библии, как и при любом другом коллективном творении, велось немало споров и дискуссий, и, естественно, кроме Библии писались и другие учения и сборники уникальных произведений. Талмуд, свод писаний в иудаизме, является одним из таких.
Именно в Талмуде упоминается образ еще одной первой женщины - Лилит. Упоминание об образе Лилит происходит гораздо позже, чем упоминание о Еве. По мнению доцента кафедры философии и права, Хафизовой Н.А., возникновение образа Лилит связано с осознанием патриархальным обществом того факта, что женщина - это не только та, что дает детей, а в женщине есть что-то, что делает ее женщиной и вне деторождения.
Согласно Алфавиту Бен-Сиры, Лилит создана вместе с Адамом из «праха земного» (может, первая Книга Бытия гласит как раз об этом?), и была первой женой Адама. Лилит считала себя таким же творением бога, как и Адам, и не пожелала подчиняться своему мужу. В итоге между супругами возникла ссора и, видимо, Лилит заявила что-то вроде - как друг ты ничего, но нет основания передавать дальше твой генетический материал, поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой (заметьте, и снова он ябедничает) на бежавшую жену. И как же Бог наказал Лилит за такое непослушание? Согласно одной из версий, он обратил ее в змею (ту самую, что дала Еве яблоко с дерева познания). Тут дерево познания можно рассмотреть как отсылку к природе Лилит, она та, которая владеет истиной, а часто сопутствующей ей в искусстве образ змеи является символом мудрости и знания. По другой версии, Лилит сбежала к сатане и стала его женой, и каждый день Бог убивал по 100 ее детей, в отместку за что Лилит вредит человеческим детям, уничтожает их и издевается над спящими мужчинами. Тут Лилит предстает в образе демонической женщины, и, видимо, этот образ возник не на пустом месте, а под влиянием исторических событий, когда женщин подозревали в связи с дьяволом и сжигали на кострах. Лилит описывают как соблазнительницу мужчин, которая ведет за собой в ад, что интерпретируют как мужской страх перед женской красотой и привлекательностью.
Ева, выходит, что вы не первая женщина. Ева, ну может, вы являетесь истинным воплощением женственности?
Вычитала, что образы Евы и Лилит укладываются в 2 женских архетипа, и в реальности поведение женщин соответствует этим персонажам, и, оказывается, оба архетипа существуют в каждой женщине, в гармоничном или дисгармоничном соотношении.
Ева – Великая Мать, дарующая жизнь. Созданная, по мифу, из ребра, она наследует мужскую тягу к самоутверждению. В её любви к детям много мужского, ибо в пределе она – жертвенна, а любовь-жертва – мужской вариант любви в противовес женскому – любви-служению. Ева - источник чувства собственного достоинства женщины и уважения мужчины. Сексуальность Евы – профанная, земная, с нацеленностью на деторождение, на то, чтобы удержать мужчину, на получение удовольствия. Её сексуальность – это игра: практики соблазнения и очаровывания.
Образ Лилит есть выражение архетипа Вечной Жены (чистой женственности). Но в условиях патриархальности данный архетип в культуре существовал, во-первых, скрытно, а, во-вторых, если и упоминался, то только с негативной стороны как символ демонической женщины, убивающей детей и соблазняющей, губящей душу мужчины. По большому счету в таком восприятии женственности отражается мужской страх – потерять контроль над ситуацией, стать безвольным. Позитивное воплощение Лилит состоялось в произведениях русского Серебряного века (Николай Гумилев "Ева и Лилит"). Её любовь - это развитие, преображение себя в любви, она – вдохновительница, ибо она любит не себя-в-другом (как Ева), а другого-в-себе; её любовь – это любовь- служение как создание условий для максимального раскрытия любимого. Сексуальность Лилит – сакральная, она есть сама спонтанность, не игра, но – сама реальность женского во всей её полноте и целостности. Итог её переживания мужчиной – удовольствие не только телесное, но – катарсис и тела, и души: очищение, возвышение, тяга к самообновлению, озарение, а также получение опыта мистического переживания не столько телесного единения с женщиной, сколько – себя самого через неё. Это и есть форма служения мужчине, но служения, несущего неуспокоенность (Источник: Хафизова Н.А. Архетипы Великой Матери и Вечной женственности как способы производства женской идентичности).
Далее я приведу матрицу женственности из выступления Н.А. Хафизовой на TED, которая характеризует женщин по каждому из архетипов и соотношению этих архетипов в женщине.
Женщина в которой лидирует гармоничный архетип Евы
- Жена-друг (стабильность, тыл, уют)
- Великая мать
- Достаточность уважения, советчица
- Дети - самоценность
- Профанная сексуальность (наслаждение, деторождение)
Женщина в которой лидирует гармоничный архетип Лилит
- Женщина-возлюбленная, не-покой, ускользание
- Муза, вдохновительница
- Необходимость любви (обожествление любимых)
- Дети есть продолжение любви к мужчине
- Сакральная сексуальность (обновление, преображение)
Дисгармоничная Ева
- Сексуальная ненасытность вплоть до истерии (воля к жизни - это сексуальность сама по себе, истерия /в пер. с греч./ - «бешенство матки»)
- Ужасная мать (материнский эгоизм вместо материнской любви, нереализованная женственность)
- «Стерва» - честолюбие, властолюбие, самодурство, жажда борьбы, прагматическое отношение к мужчине (воля к власти, нет любви)
- «Серая мышь» - принятие страданий и мученичества в отношениях (воля к власти)
- Шантаж и беспочвенные капризы как способы воздействия на окружающих (незнание силы своей женской мудрости привод к актуализации детских - девичьих - способов)
Дисгармоничная Лилит
- «Снежная королева» - сексуальная холодность (при отсутствии «богоподобных» любимых)
- Ужасная мать (любовь к мужчине важнее любви к детям вплоть до синдрома Медеи; может вообще не любить детей)
- «Роковая женщина» - «Казанова-в-юбке» (боготворение, воля к любви, оборачивающаяся при окончании обожествления волей к смерти);
- «Синий чулок» - служение идее, идеалу
- Способность боготворить ничтожество, отсутствие гордости, тотальная беспринципность
- Комплекс «вечной девочки» (Персефона), нужда в мужчине-отце
Узнаю себя в каждой.
Женщины так удивительны и разнообразны, что для описания женской природы потребовалась создать целых 2 образа - Евы и Лилит, для описания же мужской природы оказалось достаточно одного Адама, ну он тоже удивительный (и смешно, что он так много ябедничал).
Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens). Вот что пришло мне в голову. Мы разумные существа, у нас всегда есть выбор, и только нам решать, что мы выберем - быть дисгармоничной Лилит и дисгармоничной Евой, или сегодня отдать пульт управления гармоничной Еве, завтра - гармоничной Лилит.
Если вы - женщина, и пытаетесь разобраться в себе, или мужчина, и пытаетесь понять женщин, подписывайтесь, оставляйте свои мысли в комментариях, будем разбираться и понимать вместе