Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Комиссар Миклован против Чаушеску

Серджиу Николаеску (слева в роли комиссара Миклована) в 1989 году выступил против своего покровителя
Серджиу Николаеску (слева в роли комиссара Миклована) в 1989 году выступил против своего покровителя
Среди восточноевропейских государств социалистического лагеря Румыния была самой бедной (каковой она и сегодня является в рамках Евросоюза), но обладала довольно мощной кинематографией. Румынские фильмы занимали вполне почтенное место на советских киноэкранах, а один из персонажей – комиссар полиции Тудор Миклован – даже стал культовым.

Вплоть до середины 1960-х годов Румыния была практически незаметна на мировом кинорынке. Прорыв в этой сфере связан с двумя деятелями, один из которых был политиком, а другой режиссером.

Возглавив компартию в 1965 году, Николае Чаушеску позиционировал себя самостоятельным и не слишком-то зависящим от Кремля лидером, сумев не только привлечь в страну значительные инвестиции, но и наладить с Западом сотрудничество в культурной сфере.

Николае Чаушеску. Конец 1960-х годов
Николае Чаушеску. Конец 1960-х годов

Помня ленинский тезис о кино как важнейшим из искусств и обладая серьезными внешнеполитическими амбициями, он решил улучшить имидж своей страны за рубежом, использовав такой инструмент, как кинематограф.

И здесь его главным помощником стал Серджиу Николаеску.

Выпускник Бухарестского политехнического института, он начал карьеру как режиссер и сценарист научно-популярных фильмов. Снимая «Память роз», он целыми часами сидел с камерой перед цветочками, чтобы запечатлеть процесс распускания бутонов.

Трудно сказать, каким образом, но в 1967 году 37-семилетний и не имеющий опыта съемок художественного кино Николаеску стал режиссером задуманного как блокбастер исторического фильма «Даки». В ленте рассказывалось о борьбе предков современных румын против римского нашествия, а заканчивалась она на победно-патетической ноте, без указания на тот факт, что эту борьбу даки все-таки проиграли.

Кадр из фильма «Даки»
Кадр из фильма «Даки»

Деньги, подброшенный французскими продюсерами, обеспечили масштабность съемочного процесса, а главную роль римского полководца севера исполнил популярнейший в то время французский актер Пьер Брис, известный по роли вождя апачей Виннету в киносериале об индейцах. Его оппонентом по сюжету выступил царь Децебал, сыгранный малоизвестным румынским актером Амзой Пеллей, ранее исполнявшим роли негодяев мелкого пошиба.

Амза Пелля (слева) и Пьер Брис в фильме «Даки»
Амза Пелля (слева) и Пьер Брис в фильме «Даки»

Фильм собрал внушительную кассу, заткнув за пояс другие европейские «пеплумы», причем главным его достоинством можно считать сражения с внушительными массовками, в которых задействовались воинские части румынской армии. Благодаря такому роскошному фону на задний план отходили мелкие исторические огрехи и откровенные ляпы. Например, в одной из сцен римская кавалерия мчится в атаку по засеянному кукурузой полю, хотя кукуруза, как известно, попала в Европу из Америки. В одной из следующих сцен уже конница даков мчится по дороге, покрытой асфальтом.

Но все это мелочи.

Подсчитав выручку, западные продюсеры уже в следующем году вложились в еще один фильм подобного типа «Битва за Рим», но, чтобы проникнуть на экран США, главным режиссером пригласили голливудского мэтра Роберта Сиодмака, а Николаеску пришлось удовольствоваться ролью его заместителя.

Зато потом, опять-таки в кооперации с французами, он снял подряд пять вестернов об индейце Чингачгуке и его друге охотнике Кожаном Чулке, взяв за основу романы классика американской литературы Фенимора Купера.

От Купера в этих фильмах почти ничего не осталось, зато драк, стрельбы, метания ножей и томагавков было в избытке. Интересно, что сериал про Виннету в это же время закрыли. Видимо, продюсеры пришли к выводу, что двух таких храбрых индейцев мустанги не выдержат.

Один из фильмов «индейской» серии «Приключения на берегах Онтарио». 1969 год
Один из фильмов «индейской» серии «Приключения на берегах Онтарио». 1969 год

А в 1971 году Николаеску взялся за самый известный и кассовый из своих проектов – фильм о политике и полководце Михае Храбром, который на рубеже XVIи XVIIвеков на несколько месяцев связать в единое государство три населенных румынами княжества – Валахию, Молдову и Трансильванию.

Соответствующее предложение поступило от знаменитой голливудской компании «Коламбиа Пикчерз», готовой вложить в фильм 4 миллиона долларов и обеспечить участие звезд первой величины. В роли самого Михая должен выступить Кирк Дуглас. Самой звездной паре тогдашнего Голливуда Ричарду Бертону и Элизабет Тейлор предстояло сыграть главного оппонента Михая трансильванского князя Жигмонда Батори и его супругу.

В «Михае Храбром» Николаеску сыграл турецкого военачальника
В «Михае Храбром» Николаеску сыграл турецкого военачальника

Незадолго до этого многие американские звезды снялись в Югославии в фильме «Битва на Неретва», сделанном по заказу другого излишне самостоятельного восточноевропейского коммуниста Иосипа Брос Тито. Как герой Второй мировой войны, Чаушеску и близко не мог соперничать с Тито, но на кинематографическом поле собирался с ним потягаться. Посыл «Михая Храброго» должен был заключаться в том, что румыны – потомки даков и древних римлян, – побеждая коварных соседей из христианских стран, ухитрялись еще и грудью закрывать Европу от турецкой угрозы. Американцам такая идея была неинтересна, и, чтобы самому заказывать музыку, Чаушеску согласился выложить на фильм полмиллиона долларов и выделить на массовки пять тысяч солдат румынской армии.

В «Михае Храбром» Амза Пелля снова сыграл национального героя
В «Михае Храбром» Амза Пелля снова сыграл национального героя

С такими ресурсами Николаеску снял совершенно убойный и зрелищный эпос, который по всем рейтингам входит в число десяти лучших исторических фильмов мирового кинематографа. В мировом прокате его посмотрело около миллиарда человек – цифра, оставшаяся в румынском кинематографе так и не побитой. И только в социалистической стране – Венгрии фильм оказался под негласным запретом, поскольку перипетии борьбы за Трансильванию с венгерской точки зрения были показаны совершенно неправильно. Вероятно, чтобы не травмировать товарища Яноша Кадара, в Советском Союзе «Михай Храбрый» демонстрировался недолго, да еще преимущественно в черно-белых копиях.

Йон Бесою сыграл Жигмонда вместо Ричарда Бертона
Йон Бесою сыграл Жигмонда вместо Ричарда Бертона

Что до Николаеску, то он, став признанным мэтром, несколько зазвездился и стал подозреваться в нелояльности к правящей власти. В результате следующую обретшую статус национального проекта постановку – «Господарь Влад» о знаменитом правителе Владе Цепеше, больше известном как Дракула, – поручили другому режиссеру. Эта лента была сделана абсолютно по тем же лекалам, что и «Михай Храбрый», но особого резонанса не вызвала. Воспринимать Дракулу не как вампира на Западе были не готовы.

Николаеску тем временем занялся криминальным жанром, добившись новых успехов.

Николаеску в роли Миклована в фильме «Чистыми руками»
Николаеску в роли Миклована в фильме «Чистыми руками»

Боевик 1974 года «Чистыми руками» рассказывал о «борьбе за социалистическую законность в послевоенной Румынии», но по стилистике и приемам подражал американским гангстерским фильмам. Главный герой – начальник районной полиции Михай Роман (актер Илларион Чобану) боролся с бандитами преимущественно из числа бывших фалангистов (румынских фашистов) в паре с полицейским старой школы Тудором Миклованом в исполнении самого режиссера (который и до этого появлялся во многих своих фильмах в ролях второго плана).

Михай Роман (актер Илларион Чобану) все же отомстил за друга в «Последнем патроне»
Михай Роман (актер Илларион Чобану) все же отомстил за друга в «Последнем патроне»

В родном и зарубежном прокате фильм собрал солидную кассу, а Николаеску называли «румынским Бельмондо». Зрителей не устраивало только одно – в финале Миклован погибал смертью храбрых, а главный злодей, как прозрачно намекал автор фильма, имел шансы остаться безнаказанным. Николаеску правильно отреагировал на пожелание публики, и в фильме-продолжении «Последний патрон» комиссар Роман мстил за друга, а заодно разоблачал антикоммунистический заговор. В дальнейшем другими режиссерами было снято еще три фильма («Заговор», «Трудный путь на Типеррари» и «Капкан»), но только последний из них оказался достаточно динамичным и вообще добрался до советского зрителя.

Николаеску же, поняв, что нащупал нужную жилу, снял еще один криминальный боевик «Комиссар полиции обвиняет», действие которого происходит в 1940 году в Румынии времен диктатора Антонеску. И снова он сыграл главного героя Тудора Молдована, который абсолютно всеми повадками напоминал уже погибшего Миклована. Более того, уложив кучу молодчиков из фашистской «Железной гвардии», в конце он тоже погибал в неравной схватке.

Так завершался фильм «Комиссар полиции обвиняет»
Так завершался фильм «Комиссар полиции обвиняет»

Это было уже слишком. Зрители требовали продолжения, и в следующем фильме «Реванш» выяснилось, что он выжил. Воскресший комиссар устроил фашистам новую трепку, но в конце терял своего сына. Завершил цикл «Комиссар полиции и малыш», который стал первым по хронологии, рассказывая о событиях 1939 года.

В Советском Союзе с бравым комиссаром произошла странная история. Помня об успехе «Чистыми руками», наши прокатчики переименовали Молдована в Миклована, а поскольку внешне персонажи ничем не отличались друг от друга, зрители так и не поняли, что речь шла о разных персонажах. Многие из тех, кто в детстве восхищался подвигами «румынского Бельмондо», пребывает в этом убеждении и доныне. Увы! Истина такова: комиссар Миклован так и остался героем только одного фильма – «Чистыми руками». А вот биографию комиссара Молдована Николаеску продолжил, сняв в 2008 году фильм «Выживший».

Николаеску в фильме «Выживший»
Николаеску в фильме «Выживший»

Выяснилось, что сочувствующий коммунистам борец с «Железной гвардией» невесть за какие грехи попал в послевоенной Румынии в лагерь, где подвергался издевательствам советских чекистов. На свободу он выходит уже во времена рыночной экономики и, несмотря на преклонный возраст, снова вступает в борьбу с криминалом.

Провал был оглушительный. В румынском прокате фильм собрал 339 тысяч лей – в 50 с лишним тысяч раз меньше, чем было потрачено на его создание! А в странах бывшего Советского Союза, где Миклована-Молдована так любили, о существовании румынского кино к этому времени совсем забыли.

Статус мэтра от этой неудачи особо не поколебался. Во времена позднего Чаушеску он снимал много и довольно успешно – иногда по два и даже три фильма за год. В списке работ криминальные драмы, экранизации приключенческой классики, фэнтези, комедия и новые исторические блокбастеры.

Когда в декабре 1989 года в Бухаресте началось восстание против Чаушеску, именно мэтр румынского кино обратился с экрана телевизора к соотечественникам, призвав свергнуть диктатора.

Рыночные реалии фактически угробили румынский кинематограф, но вплоть до своей смерти в январе 2013 года Николаеску продолжал снимать, хотя и меньше – в среднем по фильму в три года. Два его исторических блокбастера о диктаторе Антонеску и короле Кароле Iбуквально проникнуты русофобией. А зря – у нас его так любили. Или, скорее, не его, а Миклована.

Владислав Фирсов, журналист (Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века», 2023