Регулярные армии XVIII века невозможно представить без тяжёлой кавалерии: статные рослые всадники на крепких конях, скачущие плотной стеной колено к колену и врубающиеся в боевые порядки противника являли собой элиту европейских армий. Где-то уже произошёл отказ от стального защитного вооружения, где-то кирасы ещё продолжали использовать. Однако атака сомкнутых рядов тяжёлой конницы часто была последним доводом, который решал участь сражений.
В собрании Государственного Исторического музея в Москве хранится чудесный портрет неизвестного русского кирасирского офицера, написанный между 1797 и 1801 годами ー в эпоху правления императора Павла I. Как и его отец, государь Павел Петрович был большим поклонником прусской военной моды и прусских военных порядков, которые старательно насаждал в армии. Разумеется, к всеобщему неудовольствию. К павловской форме у современников было много претензий как по делу, так и не очень. Но всё-таки в определённой внешней эстетике ей не откажешь.
В облике офицера с портрета буквально всё соответствует военной моде Прусского королевства: высокая двуугольная шляпа с перьевым султаном, напудренный парик... Но особое внимание притягивает к себе, конечно же, кираса.
Сразу бросается в глаза, что данная кираса внешне очень близка прусским офицерским кирасам эпохи Фридриха Великого (рисунки №2 и №3). Основное поле доспеха чёрное, а в центре находится декорированная накладка с изображением двуглавого орла. По периметру идут латунные накладки в виде полос и там же ー заклёпки в форме конусов или шипов. Такая форма заклёпок была очень распространена в XVIII веке, но затем они стали приобретать скруглённый или даже плоский вид. Сильнее всего взгляд зацепился за скобы на плечах: они служили для того, чтобы ремень лядунки не соскакивал и не съезжал вниз. Интересно было бы испробовать эту деталь снаряжения на практике: раньше по неопытности ремень лядунки у меня постоянно съезжал и однажды чуть было не порвался во время реконструкции Бородинского сражения.
Также весьма примечательны эпольеры (плечевые ремни, которые скрепляют нагрудную и наспинную части кирасы). Как и на прусских образцах, они покрыты сплошными латунными пластинами, защищающими кожаный ремень от разрубания. В XIX веке на ремни кирас уже будут ставить латунные пластины, идущие внахлест, а иногда и вовсе цепочку из колец. Оканчиваются эпольеры овальными застёжками. Ну и конечно поясной ремень с металлическим хвостовиком ー просто мечта: опять-таки по личному опыту, чистый кожаный ремень вечно скручивается и теряет форму. Наконец, обращают на себя внимание достаточно большие проймы для рук, чтобы ничего не сковывало движения последних.
Совсем скоро кирасы в полках русской тяжёлой кавалерии будут отменены. Кампании 1805-1807 годов русские кирасиры (в том числе Кавалергарды и Конногвардейцы) пройдут без кирас, но в высоких кожаных касках с «гусеницами». Однако ближайший опыт показал, что от кирас отказываться ещё рановато. И вслед за Францией Россия перед самой войной 1812 года возвращает кирасы на вооружение своей тяжёлой кавалерии. И на сей раз уже бесповоротно, вплоть до окончательной утраты их актуальности во второй половине XIX века.
Источник: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3009037?page=6&fund_ier=647759298_647759342&index=292
=========================
Нравятся наши посты? Поддержите проект на Sponsr: https://sponsr.ru/eg_hist/