Найти в Дзене
Ирина Климова

«Старомодная комедия» в театре имени Моссовета

«Старомодная комедия», театр им. Моссовета, 24.12.2023

Вот как надо ставить Арбузова! Искренний, нежный, тихий спектакль. Будто все время в приглушенном свете – я имею в виду не свет, а настроение. Немного мистический.

Фото Кристины Вануни
Фото Кристины Вануни

Героям уже столько лет, когда вроде как еще до возраста антиквариата полно времени, но уже начинаешь об этом задумываться. И одиночество, отвратительное одиночество и страх, с которыми каждый из героев борется, как умеет.

Лидия Васильевна (Ирина Климова ) – эдакий живчик, огонечек в юбке (а вернее, в куче всяких разных нарядов, ярких и красивых, что неудивительно, ведь художник по костюмам – Виктория Севрюкова). Героиня, кажется, из тех неубиваемых граждан, которые не только умеют хватать жизнь и раскрашивать ее в яркие цвета, но и помогают другим сделать их жизнь ярче и живее, потому что она более живая, чем большинство людей. Даже если другие отчаянно сопротивляются:) Она из тех, кого жизнь лупит, а они встают. Отряхиваются и мало того что идут дальше, так еще и улыбаются, не озлобляются. Нечасто таких встретишь, по пальцам одной руки пересчитать могу. Ирина Климова великолепно играет, эта роль ее на 100%.
Родион Николаевич (Владимир Майзингер) – птица совсем другого полета. Он намертво вцепился в прошлое (могила любимой жены) и держится за него, как за опору. Теоретически есть дочь, но она так далеко, что ее, считай, почти что и нет. Родион Николаевич, закрывается от всего, как чеховский человек в футляре. Зонт – его любимая вещь. И костюм по цвету смахивает на древнюю спасательную вышку на сцене, то есть сразу возникает ассоциация с чем-то старым и облезлым (разумеется, я говорю о персонаже, не об артисте!).

И вот эти два прекрасных одиночества встречаются. А больше там почти никого и нет, разве что немного молодняка (Юлия Бурова, Руслан Исмагилов и Ваня Пищулин – все отличные. Кроме фотки Вани в фойе – это моя душевная боль. Что у Владимира Прокошина, что у Вани такие фотографии, где они сами на себя не похожи, а Ваня еще и выглядит вдвое себя старше, причем будто бы все эти годы он вел далекий от пуританского образ жизни. Наверное, господа артисты пытаются отпугнуть фанаток. Не удастся, мы вас все равно любим, даже вопреки фоткам. Просто ходишь в антракте по фойе, размышляешь, разглядываешь, а тут такой ожог в стиле Вы-Знаете-Кого. Всё, больше я про фотки ни слова, буду страдать молча. Страданиями душа совершенствуется, как говорилось в известном фильме:)

Вернемся к «Старомодной». Итак, есть молодежь (отдельное спасибо им за танцы), но эти ребята держатся особняком и практически не вмешиваются в происходящее. Главные герои их видят, а молодежь их как-то не очень. А еще на сцене появляется она. Смерть (это отдельный персонаж). Которая куда как ближе, чем молодость, и так и норовит протянуть свои загребущие лапки. Вот, а между юностью и смертью, значит, встречаются два хороших человека. И завертелось!

Сможет ли Лидия Васильевна решиться снова изменить свою жизнь, «разбудит» ли она Родиона Николаевича, застывшего в своем одиночестве? Сможет ли Родион Николаевич отпустить наконец прошлое и жить дальше? Доберется ли до кого-то из них Смерть, или второй отгонит ее? Может, герои хотя бы сломают оборонительный зонт Родиона Николаевича?:) Интересно наблюдать, как вместе с душевным состоянием героев меняются и костюмы. Интересная работа художника-постановщика Марии Рыбасовой: на сцене мало что есть, но при этом видишь, слышишь море и почти чувствуешь его запах, запросто веришь, что герои в Риге, на кладбище... Умеет человек из почти ничего сделать конфетку! Музыкальное оформление также отличное.

Фото Елены Лапиной
Фото Елены Лапиной

Я не скажу, что «Старомодная комедия» понравится всем. Молодежи - не факт, скорее спектакль Скворцова (режиссерский псевдоним Владимира Скворцова) предназначен для зрителей 40+. Мне понравилась: спектакль наполняет теплотой, и я бы привела на него старших родственников. Единственное, не поняла, почему героиня Юлии Буровой, сидя на верхотуре и якобы читая книгу, ни разу, кажется, не перелистнула страницы (я не следила постоянно, но частенько поглядывала) – это что-то символизирует, или просто девушке дали неинтересное чтиво?:)

В фойе рядом со сценой «Под крышей» в Моссовете есть еще одна елка: маленькая и, как и ее шестиметровая сестра внизу, совершенно очаровательная. Я восторженно бродила вокруг нее и всё рассматривала. Респект бутафорам! Держала себя зубами за руки, чтобы не потрогать игрушки. Но нельзя, понимаю и смиряюсь. А то если каждый потрогает...

Заметила, что колбаску во время спектакля Лидия Николаевна так и не ела. Я давно подозреваю, что Ирина Михайловна вообще никогда не ест, ну разве что посмотрит иногда издалека на обезжиренный листик салата, и хватит. А иначе как объяснить такую изящную фигуру? Или, может, Ирина знает заклинание, чтобы она ела, а толстел за нее кто-то другой. После мира во всем мире такое заклинание – моя самая заветная несбыточная мечта, а артистка Моссовета, кажется, уже знает, как это делать:)) Завидую ужасно :))

Отзыв Марины Моисеевой