Найти тему
Курт Лукас

Очередной или последний распил ГТЛК?

Очередной или последний распил в ГТЛК

Крупнейшая лизинговая компания верно и уверенно идет ко дну.

Несмотря на имеющийся трехмиллиардный долг (3,25 млрд долл) в долларах ГТЛК продолжает «пилить» бюджетные средства, «фонтанируя» идеи «оптимизации» своей структуры и заказывая многомиллионные «оценки», «мониторинги», «прогнозы» и прочие схемы (сайт закупок пестрит «распилом»). Реальная стоимость которых меньше в десятки раз оплаченных госкомпанией. Выдавливая опытных прежних руководителей. Если до прихода Дитриха {бывшего, кстати, министра транспорта} администрация ГТЛК включала трёх замов, то теперь у Дитриха четыре заместителя, семь шесть директоров (управляющих), четыре советника и корпоративный секретарь с его помощником. Прибавить сюда еще «близкого» помощника – руководителя аппарата (как без него). Итого аж 19 персон. А эффект? Отрицательный. Но отрицательный для акционера Компании (Российская Федерация). Для должностных лиц, «приближенных», очень даже эффект приятный. Ведь должностной оклад у заместителей начинается от полутора миллионов рублей. Прибавить сюда квартальную премию, годовую и в месяц выходит около 5000 000 рублей. Просто праздник какой-то.

Евгений Иванович и себя не обидел. Оклад у него 2 000 000 рублей. И еще… 1 000 000 рублей так называемый «районный коэффициент. Ведь зарегистрирована ГТЛК в Салехарде. Правда, сколько раз бывал Дитрих в Салехарде неизвестно. Да и бывал ли вообще, но «районный коэффициент» получает «законно».

С приходом Дитриха Е. прежний менеджмент был смещен почти на 100 процентов. Правда, стабильности в работе и эффективности Компании это не добавило. Выдавливание происходит методом так называемых орг-штатных мероприятий. Другими словами, расчищают места для «своих». Так, например, для «соратницы» Дитриха (Левкова Юлия) потребовалась должность управляющего имуществом ГТЛК. Прежний руководитель не посчитал объективным добровольно уходить. Сварганили орг-штатные мероприятия. Но так как помощники Дитриха Е. низкоквалифицированные, да и кадровики тоже, то «зачистка» пошла наперекосяк. Результатом стало то, что Компания вынуждена будет платить «выдавленной» руководительнице по управлению имуществом «отступные» вплоть до июля 2026 года. Но это же мелочи. Главное, что «нужный» человек устроен с зарплатой в 600 000 рублей. С учетом квартальной и годовой премией в месяц получается больше 1000 000 рублей в месяц.

С «выдавливанием» прежнего заместителя (Щаплыко Д.) тоже накладка вышла. Тот подал в суд. Правда, проиграл. Но. При наличии в Компании целой юридической дирекции ГТЛК для судебной тяжбы нанимает стороннюю юркомпанию и услуги той только в суде первой инстанции обошлись ГТЛК более чем в 500 000 рублей. А потом была и апелляция. «Народ за все платит», как говорил Жорж Милославский.

Надо сказать, что практика «распила» при юридических баталиях широко применяется в российских госкомпаниях. Вспоминается некто Александров В. из Аэрофлота. Будучи замом генерального директора авиакомпании по юрвопросам Александров (в «девичестве» Армен Абалян), нанимал сторонних юристов для решения правовых вопросов. За решение которых перечислял им незаконно 250 млн рублей. Об этом сообщалось в СМИ в июле 2022 года.

Также и ГТЛК при мировом решении вопросов о взыскании задолженности по евробондам с банком «Авангард» вынуждена оплатить юристам «Авангарда» свыше 500 000 рублей. Мировое соглашение о выплате УК "Первая" задолженности по мировому соглашению тоже не обошлось без «выплат» юристам?

Новому главному кадровику Компании Вечтамовой (чтобы была «понимающей ситуацию») «положили» оклад 800 000 рублей. Понятно, что новый начальник тащит своих людей. Если при Храмагине С. кадровиков было семеро, то сейчас уже 17. С окладами под 350 000-380 000 рубликов.

Новый управляющий директор Воробьев для повышения эффективности своей работы устроил в курируемое им подразделение мониторинга свою знакомую секретаршей. Правда, незадачка вышла. Подразделение техническое, ездит по регионам. Да и оклад «положил» ей больше, чем у ее непосредственного начальника. Но это теперь в ГТЛК норма. Потому что и кадры, и безопасники, то есть те, кто обязан стоять на страже защиты интересов ГТЛК, «пилят» свою «поляну». Как говорится «что охраняем, то и воруем».

Когда надо было Дитриху Е. пристроить в Морскую дирекцию ГТЛК соратника по Министерству транспорта, то нет проблем. Назначен с окладом в 1 100 000 рублей на должность директора дирекции. А заместитель этого директора (из прежних работников) сидит на окладе в 200 000 рублей. Разница в 5 раз. «Друзьям - все, остальным – по закону». При этом, оклады директоров других подобных дирекций не превышают 340 000 тысяч рублей.

Не обижен и ближайший помощник Дитриха Е. по Минтрансу. Теперь Балакшин руководит Административным управлением ГТЛК. И оклад соответствующий – свыше 1000 000 рублей.

Другой помощник Дитриха Е. (Болотов) тоже не обижен. Болотов сидит аж на двух стульях (должностях): трудится заместителем руководителя Аппарата Дитриха Е. (с окладом свыше 400 000 рублей).

Второй его стул – заместитель директора непонятно для (несведущих) чего созданной дирекции сопровождения лизинговых проектов. Очередного «распилочного» подразделения, в настоящий момент организующего «цифролизацию» мониторинга (ответственный за организацию «распила» – управляющий директор Воробьев) за лизинговыми автобусами Компании. Под эту «цифролизацию» создано два новых управления с общим штатом девять человек (с «хорошими» окладами) и заложен расход ГТЛК (распил) только на программное обеспечение более двухсот миллионов рублей.

Существующее же подразделение (6 сотрудников) мониторинга автобусов ежегодно расходует на командировки всего около двух миллионов рублей. А перспектива оценена в 200 000 000 рублей. Как говорится, «почувствуйте разницу». На сотню лет прежним, проверенным способом мониторинга, хватит.

Подобные аферы для компании не новы. Ранее ГТЛК вложилась в очередного «инновационщика» (РВК) в размере 1 миллиарда рублей. На выходе получился «пшик». А руководитель РВК получил тюремный срок.

Текущие результаты ГТЛК плачевные и говорят сами сухим языком цифр.

Так, в середине 2023 года, по данным Rusbonds, у ГТЛК в обращении находилось шесть выпусков еврооблигаций общим объемом $3,25 млрд с погашением в 2024-2029 годах. Купонная доходность по ним составляет 4,35-5,95 процентов годовых. Выплатить такой объем без внешних заимствований, для покрытия старых долгов новыми займами, как это практиковала ранее ГТЛК, Компании не под силу. Но нынешний (при Дитрихе Е.) менеджмент ГТЛК сообщает, что Компания прорабатывает выпуск замещающих облигаций.

Но при этом чистый убыток ГТЛК по МСФО за 2022 г. составил 54,7 млрд руб. 2022 год оказался убыточным для ГТЛК за счет создания резервов на заблокированные зарубежные активы и неудачных спекуляций на рынке форекс, пояснял "Ведомостям" руководитель отдела аналитики долгового рынка "Ренессанс капитала" А. Булгаков.

А за 2021 год чистая прибыль Компании была всего 963 млн рублей. Надо отметить, что при бывшем руководителе Храмагине С. (сменен в 2020 году) Компания ежегодно стабильно давала чистую прибыль в размере 5 млрд рублей в течение последних четырех лет. Получается, «зарезали курицу, несущую золотые яйца».

Сейчас суды рассматривают ряд исков к ГТЛК о взыскании задолженности по евробондам. Самая большая сумма требований - у УК "Первая": 3,15 млрд руб. (разошлись по мировому соглашению, ГТЛК кроме выплаты долга оплатила и услуги «юристов»). Также с ГТЛК судятся банки "РЕСО кредит" (35,1 млн руб., также по мировому соглашению), "Авангард" ($384 300, или 34,8 млн руб., по мировому соглашению), "Александровский" и "НС банк" (17,96 млн руб.), страховщики "Ингосстрах", "Ингосстрах-жизнь" ($75 000) и "Росгосстрах жизнь" (6,38 млн руб.). Помимо них с коллективным иском к ГТЛК обратилась группа частных инвесторов с суммой требований $472 900) по основному долгу и еще 1,36 млн руб. в виде процентов. Но их размер может возрасти - банк "Синара", его дочерний Газэнергобанк, а также "АК барс банк" и страховщик жизни БКС намерены присоединиться к делу, писали "Ведомости".

Банк «Зенит» недавно подал иск к ГТЛК на почти миллиард рублей.

Проведенная аудиторская проверка ГТЛК (заключение от апреля 2023 года) консолидированной финансовой отчетности за 2022 год плачевная.

Коэффициент капитализации в 2022 году составляет 6.9, что свидетельствует о критичности состояния компании, близкого к краху.

Руководители ГТЛК о предбанкротном состоянии знают и подтверждают, что «По оценкам руководства Компании описанные обстоятельства не ставят под сомнение непрерывность деятельности Компании по меньшей мере в течение 12 месяцев после отчетной даты. Однако будущие последствия сложившейся ситуации могут отличаться от текущих ожиданий руководства Компании».

Как говорится, «ЗАНАВЕС!!».

2022 год продолжил «распил». Вот несколько цифирек навскидку.

Если в 2021 году ГТЛК тратила на «Информационные и консультационные услуги» 354 млн рублей, то в 2022 – 513 млн рублей. Аппетит вырос.

Если в 2021 году ГТЛК тратила на аренду помещений 16 млн рублей, то в 2022 году – 39 млн рублей. Аппетит вырос в три раза.

Если в 2021 году ГТЛК тратила на Прочие административные расходы 503 млн рублей, то в 2022 году – 650 млн рублей. Аппетит вырос.

Вот и в 2023 году для «распила» менеджмент нашел способ. Затеяли переезд с одного этажа на другой. А это выделение денег на ремонт помещений, организация переезда сторонней компанией. Денежки немалые. Если в 2021 году «распил» по переезду в 2022 году из бизнес-центра «Монарх» в «Редженси» за полтора миллиарда рублей не состоялся, потому что в СМИ описали роскошества предполагаемых личных апартаментов Дитриха в предполагаемом новом месте, то в 2023 году «распил» реализован.

Руководство ГТЛК считает, что оно (выдержка из аудиторской проверке 2022 года) «предпринимает адекватные меры для поддержки устойчивого развития бизнеса и выполнения своих обязательств в текущих обстоятельствах, однако непредвиденное дальнейшее ухудшение ситуации в вышеуказанных областях может негативно повлиять на результаты и финансовое положение Компании, при этом определить степень такого влияния в настоящее время не представляется возможным». Это так и есть, так как подавляющая часть переданного в лизинг имущества находится в залоге у банков, выдавших Компании кредиты/займы.

Про неудовлетворительное состояние с самолетами ГТЛК известно всем.

И в других сегментах картина удручающая.

В сфере лизинга автотранспорта налицо провал в реализации программы БКД 2023 (куратор – Воробьев). Провал связан и с некачественным выбором и низким качеством проверки возможных поставщиков, имеющих высокий уровень риска невыполнения условий поставки автомобильной техники. Причины кроются в развале выстроенной ранее системы рискового менеджмента в подразделениях безопасности и назначении руководителями блока безопасности на должности работников не по квалификации, а по личной приязни. В департаменте безопасности практикуется увольнение работников, которые правдиво отражают в своих заключениях высокий риск заключения с контрагентами, заведомо, по объективным причинам, не способных выполнить условия заключенного договора. И не согласных снижать уровень с высокого на низкий.

Госпрограмма «Водный транспорт» сорвана.

Есть задержка производства и поставки 2-х «Комет-120М» в установленные сроки с переносом на 2024 г. Это грозит предъявлением штрафа в отношении ГТЛК в размере 900 млн рублей.

Есть задержка производства и поставки 2-х дноуглубительных земснарядов в установленные сроки с переносом на 2024 г. Это грозит предъявлением штрафа в отношении ГТЛК в размере 903,75 млн рублей.

Есть задержка производства и поставки парома «Василий Ощепков» в установленные сроки с переносом на 2024 г. Это грозит предъявлением штрафа в отношении ГТЛК в размере 138,6 млн рублей.

Недавно запущенный с существенными недоделками паром «Александр Деев» ожидаемо сломался и находится в ремонте. Надо сказать, что в процессе строительства этих двух паромов цена «неожиданно» скакнула с 5 млрд рублей до 10 млрд рублей. Кто получил «откат» - дело следствия.

Налицо срыв сроков начала строительства двух судов проекта ТФРП 700 «Байкал» по Программе ФНБ. Стоимость судов – 4,08 млрд рублей. Штрафы – ожидаемы.

В процессе длительного строительства четырех контейнеровозов RSC80 Окской судоверфью стоимость строительства возросла на 876 млн рублей, а стоимость строительства трех сухогрузов RSD59ARC возросла на 528 млн рублей. Также произошло удорожание строительства пяти судов SC40S «Handysize». Стоимость судов – 22,86 млрд рублей.

При этом всюду: критические проблемы в конструкциях судов, некачественная проектная документация, отсутствие подтвержденных производственных мощностей и отсутствие квалифицированного персонала для строительства судов, а также дефицит финансовых средств у поставщика для завершения строительства. Усугубляется ситуация тем, что не всегда есть банковская гарантия за поставщика. Кому в ГТЛК выгодно заключать такие договоры – можно только догадываться.

Проблемы с постройкой пяти пассажирскихъ судов для Севастополя. Севастополь от имени ГУП "Севэлектроавтотранс" заключил контракт с ГТЛК на поставку в лизинг пяти пассажирских судов за 3,2 миллиарда рублей. ГТЛК самостоятельно «выбрала» подрядчика, который должен построить пять судов за 1,245 миллиарда рублей. Чувствуете разницу??? Севастополь заплатит 3,2 млрд рублей, а ГТЛК поставит за 1,245 млрд рублей. Вот это и есть бизнес по ГТЛК!!!! Проблемы ожидаемо с их постройкой на обоих заводах начались почти сразу. «Выбирала» поставщиков ведь ГТЛК. Но, о, чудо, из материалов судебных дел о нарушении условий поставки известно, что построить катера в срок помешали пандемия Covid-2019 и антироссийские санкции. Пока идут судебные разбирательства катера достраивает новый исполнитель контракта - АО НПП "Авиационная и морская электроника". Как говорится – «концы в воду» и «мы за бывших не в ответе».

Есть еще одна особенность в ведении бизнеса в ГТЛК. Возможные неизрасходованные бюджетные ассигнования возвращаются в федеральный бюджет. А проценты от нахождения размещенных в «своих» банках денежных средств идут в кассу ГТЛК. Так, например, при выполнении госпрограммы по поставке в Крым партии троллейбусов полученные Компанией проценты от хранения в банках в течение года составили полмиллиарда рублей. Правда, стоимость троллейбусов за это время выросла на 1,5 млрд рублей. И компенсировать повышение стоимости пришлось из федерального бюджета. Народ за все платит. Признаемся, что «распил» на полярда – так надо уметь.

В департаменте безопасности ГТЛК тоже «пилят». По-своему. Главный безопасник Глобов выдавил прежних работников для того, чтобы поставить «своих», далеких от дел безопасности, но умеющих осваивать бюджет. Так, например, в управлении информационной безопасности трудится всего лишь один «специалист». При этом, суммы должностных окладов отсутствующих остальных работников благополучно «пилятся» среди «своих», приближенных Глобова (Тропин, Аникевич и пр.). Выживать как-то надо (ипотека, кредиты). А то, что за информационную безопасность, если что-то рухнет в ГТЛК (рухнет точно, даже касперского уже нет), отвечать будет персонально Дитрих Е. (по указу президента руководитель организации персонально отвечает за информбезопасность), нынешним безопасникам наплевать.

«Распиловке» безопасниками ГТЛК подлежат и регионы присутствия ГТЛК. В Мурманской области есть долгострой ГТЛК «Лавна». Этот объект так «правильно» спроектировали, что оборудование купили раньше, чем подготовлена площадка под него. И ГТЛК платила за хранение оборудования в Латвии по 380 000 евро за месяц в течение 23 месяцев.

И если раньше оплату охраны строительной площадки «Лавны» осуществлял самостоятельно «Мосстройэнерго» по цене 141 000 рублей за один пост охраны, то после «мониторинга» Лавны безопасниками ГТЛК один пост охраны стал стоить 450 000 рублей и оплату взяла на себя ГТЛК. Какой процент «отката» - понятен.

Компетентность же безопасников ниже плинтуса. Так, по пришедшему из Минтранса письму от уже уволенного заместителя министра транспорта Чалика начальник департамента безопасности ГТЛК Слусарь (ответственный за исполнение) собрал ведомости с персональными данными всех работников ГТЛК с их личными подписями и направил их сканы на элпочту совершенно не заботясь о том, что это персональные данные и отправка по открытому каналу (емейл) персональных данных и без согласия субъектов является нарушением закона.

Да что безопасники? В ГТЛК специально созданы управления, включающие по одному работнику (управление заимствований дирекции корпоративного финансирования и целая дирекция развития международного бизнеса – при том, что ГТЛК под санкциями). Оклады вакансий «пилятся» между своими.

Что будет с ГТЛК? Кто знает?