Историю Георгия Хабарова пробовала рассказать на канале неоднократно и каждый раз статью блокировали с вердиктом – шокконтент. Видимо, есть способ рассказать о маньяках и его жертвах как-то иначе, опуская детали, которые важны для понимания логики чудовища. Следователи тщательно изучают каждый нюанс, надеясь в нем увидеть ключевое звено. Ужасающие подробности – это почерк преступника. Вникать во все это нужно, чтобы выработать комплекс защитных мер для потенциальных «жертв». Попробую еще раз написать статью, которая на самом деле посвящена не маньяку, а его жертвам, о чем не любят вспоминать ни следователи, ни потерпевшие, ни их родственники. Слишком горькие это воспоминания.
Олимпийский год
В мае 1980 года в СССР готовились к проведению Олимпийских игр. Страна жила ожиданием чудесного спортивного праздника, который должен был пропагандировать позитивный имидж государства в мире. В каждой семье, как известно, есть паршивая овца. А что, если не одна? И гости вот-вот постучатся в двери…
Службы, отвечающие за безопасность, трудились день и ночь, освобождая столицу от преступного элемента, который, чувствуя опасность, устремился в другие города. А там свои "заблудшие овцы", которые вообразили себя "имеющими право", а на самом деле - особи с отклонением от нормы с периодами обострения...
Весенний маньяк
В милицию Свердловской области поступило известие – убийство. Пятиклассницу нашли в лесополосе рядом с автобусной остановкой. Насильник и убийца прихватил с собой пенал жертвы. Портфель обнаружили позднее в общественном туалете автобазы, расположенной неподалеку. Как оказалось, это было только начало. Через два года сообщения о новых случаях начали поступать регулярно, в мае.
О маньяках читали, слышали, но мало кто даже из сотрудников милиции уже имел с ними дело. Это было редкое явление в СССР. О Василии Комарове по кличке «Шаболовский душегуб», первом серийном убийце в истории Советского Союза, рассказ впереди, как и про «Мосгаз». Случаи пока были единичные. С одной стороны, только радоваться. С другой – отсутствие накопленной базы данных, обобщенного опыта и технических средств создавало благоприятные условия для преступников, которые отличались изворотливостью и десятилетиями умело маскировались под обычных граждан, отцов семейства, передовиков производства и т.п.
Георгий Хабаров, которого арестовали 5 мая 1980 года, ни под кого не маскировался, был собой. Кто его знал, называли открыто «местным дурачком, недоумком». К моменту ареста он уже отсидел три года за грабеж, освободился и перебивался с хлеба на водку, живя на подачки и угощение собутыльников. Одна из дам, которая отдыхала вместе с ним на одной из «нехороших» квартир, на него за что-то обиделась и подала заявление, мол, напал и все такое, накажите. Георгия начали допрашивать.
- Где был 29 апреля?
- А если хорошо подумаешь?
Следствие велось с явными нарушениями. Следы избиения фиксировали на подозреваемом постоянно, но не придавали этому значения, относились даже с пониманием – следователи торопились, хотели вывести преступника, который упирался, притворялся дурачком, на чистую воду. Хабаров, которому и раньше доставалось на улице, такой «обработки» не выдержал и «признался».
Дело обретало вес за счет показаний «свидетелей». Например, приятели Хабарова сказали, что видели его около той самой остановки, но не были уверены в дате – 28 или 29. С ними «побеседовали» и они «вспомнили», что точно видели Хабарова 29 апреля ровно в15.00 в районе остановки. То есть дата, время и место совершения преступления и местонахождение Хабарова совпали идеально. Очную ставку, которая проводится, чтобы исключить ошибку, оговор (лжецы, как правило, начинают нервничать, путаются), не проводили. Это было нарушение правила, но кто ж на такие «мелочи» обращает внимание, когда удалось добыть доказательства, двоих свидетелей и признание подозреваемого.
Помимо прямых нарушений, были и другие огрехи следствия. Например, Хабаров сказал, что жертву «прирезал». На самом деле имело место удушения пионерским галстуком. О нем Хабаров не вспомнил и среди вещей жертвы не назвал, хотя эта улика сразу бросалась в глаза в том числе и за свой цвет – алый. По нему тело и обнаружили в густых зарослях. Ножа не нашли. Внешность жертвы Хабаров тоже описал не верно. Это был портрет совершенно другой девочки. Про пенал, которого в портфеле не оказалось, он тоже ничего сказать не смог. Отвечал вяло, часто посматривал на следователя, который «проводил предварительную беседу», морщил лоб, подбирая слова, сбивался.
При этом нашлось несколько свидетелей, которые утверждали, что обычно Хабаров «мотылялся» возле магазина и на остановке, «стреляя» (попрошайничал) на выпивку. Все, как один называли дату – видели в последний раз 28 апреля. Его мать утверждала, что сыну стало плохо и он отлеживался дома. Это алиби сочли несостоятельным.
Самое веское доказательство, которое, собственно и отправило Хабарова в камеру смертников – экспертиза биологических следов с тела жертвы и его. Анализ Хабарова совпал.
"Слишком мягкий приговор"
Хабарову присудили 14 лет тюрьмы. Решение Свердловского облсуда (24сент. 1982года) вызвало шквал негодования. Больше всего общественность возмутила кассационная жалоба, которую Хабаров по совету своего адвоката направил в Верховный Суд РСФСР. В ней Георгий написал, как было на самом деле: никого не трогал, 29-го был дома, следователи били, требовали признаться.
Верховный Суд еще не успел приступить к рассмотрению жалобы Хабарова, как в канцелярию уже поступило два других заявления. Одно от матери погибшей девочки, второе от рабочих предприятия, на котором она работала.
Дело было отправлено на новое рассмотрение и новый состав суда вынес желаемое решение – высшая мера.
Преступник в тюрьме и новая жертва
Хабаров стал дожидаться казни. А у следователей появился новый труп – тело было найдено 7 октября 1983 года. Снова заросли в лесополосе. 22-летняя студентка педагогического техникума пропала еще в августе. Она жила в общежитии. Сразу не хватились, думали, уехала навестить родственников, адреса которых не знали. Характер преступления был схожим с предыдущим убийством – орудием убийства стал поясной ремень жертвы. Но по этому делу преступник найден. Казалось бы, этот факт должен был стать отменой приговора, как минимум, до результатов этого расследования. Но ничего такого не случилось. Следователи искали нового преступника.
27 апреля 1984 года приговор в отношение Георгия Хабарова привели в исполнение.
Маньяк бросает вызов
И уже 11 мая 1984 новое сообщение – снова школьница из той же школы, что и первая жертва. Пропали фломастеры вместе с пеналом. Преступник поменял способ убийства. Он стал более жестоким и дерзким. Такое поведение проявляется в случае безнаказанности, что служит для маньяка стимулом «для расширения границ дозволенного». Опасный симптом, который грозит серией жестоких преступлений. Преступник словно бросает вызов не только обществу, которое не может защитить от него «потенциальных жертв». Маньяк бросает вызов тем, кто пытается безуспешно его поймать.
Подозреваемый Титов
Вместо того, чтобы объединить все дела в одно, следствие пошло по уже проторенному пути – нашли подозреваемого среди завсегдатаев психдиспансера, некого Титова. О нем рассказали подруги убитой и уточнили, что «этот псих» приставал ко всем. За Титовым установили наружное наблюдение и оно сразу подтвердило определенные наклонности – приставал ко всем, кого видел, задевал, говорил скабрезности, но пальцем никого не трогал.
Зная о том, что Титов наблюдается у психиатра, его начали допрашивать, как и Хабарова. Результат, как у Хабарова:
- описать внешность не смог;
- куда дел вещи, не помнит;
- как убивал – не помнит.
И снова нашлась «свидетельница», которая его видела рядом с местом преступления (остановка автобуса). Одна «беда» - кровь не совпала. Но это не помешало продолжить допросы, чтобы «пробудить» память и найти недостающие улики. Через полтора месяца Титову становится плохо, его везут в больницу, где он умирает. Причина – травмирование внутренних органов. «Упал неудачно, видимо…»
Руководство СИЗО, где допустили смерть подозреваемого, не доведя его до суда, подвергли дисциплинарному наказанию с последующим увольнением. Дело о двойном убийстве (объединили, чтобы инкриминировать Титову), закрыли.
Надо сказать, что май 1985 года свердловская милиция и следователи ждали с напряжением, были нехорошие предчувствия. И они оправдались.
Новая жертва "весеннего маньяка"
17 мая 1985 года в том же районе нашли еще одну жертву, студентку художественного училища, 21год. Экспертиза показала, что смерть наступила 6 мая. Все без исключения нюансы с предыдущими случаями совпали. Из личных вещей пропали часы и скальпель. О нем рассказали родственники погибшей. Девушка носила его с собой на случай нападения, чтобы было чем защититься.
Подозреваемые Яшкины и кочегар Антропов
К работе Свердловских следователей уже начали присматриваться надзорные органы. В скором времени в разработке оказалось сразу два подозреваемых, братья Яшкины. Не самого образцового поведения, про которых можно сказать – два шалопая, пьяницы, тунеядцы. Сначала все отрицали, потом после «допросов» подписали признательные показания. Но передавать дело в суд на этот раз не стали, решили подождать …очередного мая. Следствие тянулось, искали пропавшие улики, опрашивали свидетелей. И надо же – нашли еще одного подозреваемого! Кочегара Антропова, на одежде которого бдительные граждане заприметили следы краски. Сопоставили с тем, что убитая была художницей и пришли к заключению – возможно, он, пусть милиция разберется.
Антропов чуть не получил инфаркт, когда ему сообщили, что его анализ совпала с биологическими следами на теле жертвы.
- Как вы это объясните? - спрашивал адвокат.
- Этого не может быть, - бормотал кочегар, чуть не плача.
- Хорошо. Подождем результаты проверки.
На счастье Антропова к тому времени проводилась не одна, а три экспертизы. Вторая не дала соответствия. Третья также не подтвердила совпадения. Пока шли экспертизы, выяснилось, что дело все же пытались передать в суд после первого совпадения. Но там его отказались рассматривать, возможно, по той же причине - ждали мая. И он наступил…
Подозреваемые и новая жертва
1986 год. Новая жертва. Студентка. С места преступления пропало много личных вещей – украшения, белье.
В следственном управлении Свердловской области начались конфликты. Старший оперуполномоченный Свердловского УВД составил рапорт руководству УВД и потребовал выделить все дела в отдельное производство. Ему отказали. Начальство сослалось на консолидированное мнение его коллег, которые считали, что делается достаточно и создавать новую группу нецелесообразно, мол, опер хочет выделиться, тянет одеяло на себя. Получив нагоняй от начальства, следователи продолжили поиски с утроенной энергией.
По городу ползли нехорошие слухи о бездействии полиции. Заподозрили, что это кто-то из них. Старшего оперуполномоченного, выступившего с предложением об отдельной группе, включили в число подозреваемых.
Тень "Весеннего маньяка" над городом
22 мая тело убитой девушки обнаружили на этот раз в другом районе города, 19 лет. Биологические следы совпали с предыдущими случаями. Преступник откровенно издевался над сыщиками, «беря под свой контроль» уже весь город.
В число подозреваемых на этот раз попали умственноотсталые Галиев, Карасев и Водянкин. Последний без стараний сразу заявил:
- Это я.
На вопрос - сколько жертв, смутился и спросил:
- А сколько надо?
Финал «эпопеи»
25 апреля старший лейтенант внутренней службы МВД Евгений Мордвяник шел через парк, услышал подозрительную возню в кустах. Заглянул и оторопел: мужчина забрасывает ветками обнаженное тело.
- Стоять!
Убийца вздрогнул, обернулся. Увидев милиционера с направленным на него пистолетом, растерялся, а потом зарычал, как дикий зверь и бросился на пистолет. Старлей выстрелить не успел. Завязалась драка. Убийцу удалось обезвредить.
Так был пойман настоящий маньяк, Фефилов, который все эти годы, пока искали преступника среди умственно неполноценных, реализовывал свой план – сверхчеловека, имеющего право отнимать чужие жизни в соответствии со своим «календарем смерти».
Следственные действия на этот раз велись по всем правилам. Преступника хорошо охраняли, опасались самосуда родственников погибших. Со всех сторон слышались угрозы, что "этот упырь до суда не доживет".
На этот раз ничего притягивать за уши не пришлось. Совпали биологические следы в трех экспертизах. В его доме ничего найдено не было. Свой страшный тайник убийца оборудовал на рабочем месте ( в типографии), где и были найдены все улики, начиная с пеналов школьниц.
Ошибки и должностные преступления
С тем как велось следствие, разбиралась специальная комиссия из Москвы. Были выявлены грубейшие нарушения, которые помешали организации следственного производства и позволили преступнику чувствовать себя безнаказанно.
Особое внимание было обращено на так называемых подозреваемых и в первую очередь, Георгия Хабарова.
Его честное имя было восстановлено. Но приносить извинения уже было некому.
В деле Хабарова имела место ошибка в проведении экспертизы. Образцы для исследования перепутали: маркировка на образце Хабарова и взятой с тела жертвы была одинаковой. Как это произошло, установить не смогли. В истории с Титовым главная свидетельница оказалась умственноотсталой, чего не было отражено в ее личных документах, а выяснилось позднее, когда она оказалась на лечении в соответствующей клинике.
Казнь маньяка
Суда над Фефиловым не было. Его бездыханное тело нашли в камере 30 августа 1988 года. Сосед по камере дал признательные показания.
- За что ты его? – спросил следователь с досадой. – Его судить надо было! А сейчас что..?
- Слышал я, у вас с судами как-то не очень по этому делу. Этот упырь свое получил.
Эпилог
Дело Фефилова было прекращено на основании пункта 8 части 1 статьи 5 УПК РСФСР («в связи со смертью обвиняемого»). Хабарова (посмертно) и Титова оправдали. «Стрелочниками» общим решением руководства ведомства определили зам.начальника Верх-Исетского РОВД полковника Широкова и прокурора-криминалиста Кабанова. Первый незадолго до этого решения погиб при исполнении. Второй скоропостижно скончался, сердце было изношено до предела.
Почему такое было возможно? Ответ на поверхности – страна находилась под давлением перестроечных настроений, которые методично расшатывали систему, в том числе и правоохранительную. В милиции, наряду с очковтирателями и коррупционерами, трудились честные и самоотверженные сотрудники, которые как могли, сдерживали нарастающий вал преступности. Вскоре она накроет своей чернотой всю страну, породив тысячи и тысячи безвинных жертв.
***
История на основе реальных материалов дела: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87; https://www.novochag.ru/obshchestvo/people-stories/uralskiy-chikatilo-i-rasstrelyannyy-vmesto-nego-kak-sovetskaya-miliciya-6-let-lovila-nikolaya-fefilova/?ysclid=lnoe7pmty0598851313