Вопрос:
«Постоянно смотрим с женой ваши видео пояснения к Евангелию. За это большое спасибо. Очень помогает в духовном пути. Жена говорит, что вы у нас как заочный духовный отец, старый знакомый. Давно хочу поехать в монастырь, потрудиться во славу Божию и приобщиться к духовной монастырской жизни, испытать себя. Но стоит непростой выбор – какой монастырь выбрать. Знаю, что время сейчас сложное для монастырей, отцов-наставников почти нет. Может, вы посоветуете мне, какой монастырь выбрать? Ошибка ведь может дорогого стоить».
Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
Мое глубокое убеждение, что это очень хорошая идея, но нужно ее правильно реализовать. Правильно реализовать – это поехать в монастырь не в крупный, не в, так сказать, раскрученный, простите за такое слово, не в монастырь, который находится в городе, или который пользуется большой популярностью, где постоянный приток паломников, нет, необходимо поискать какой-нибудь небольшой монастырь в глуши, в отдалении. В этот монастырь обычно идут люди для того, чтобы спасать душу.
Я не хочу сказать, что, например, в какие-то городские монастыри, в городские обители идут люди, чтобы не спасать душу. Но я знаю многие, например, в Петербурге городские монастыри, и знаю, что там есть много абсолютно посторонних людей, какие-то праздно шатающиеся монахи, какие-то непонятные батюшки, какие-то непонятные люди, для чего-то примкнувшие к этой обители.
Если это удаленный монастырь, то, скорее всего, туда люди идут, послушниками, например, монахами, идут для того, чтобы молиться о спасении своей души. То есть уже можно в добрых намерениях этих людей быть уверенными. Ну, все-таки быть, конечно, осторожным, рассудительным, но это уже о чем-то говорит.
Кроме того, в этом монастыре меньше искушений. Понятно, что водка, сигареты и компьютер, и другие какие-то искушения есть везде. И даже сейчас в малодоступных монастырях есть связь, интернет через телефон, и можно купить алкоголь или сигареты. Но, тем не менее, все-таки монастыри, расположенные в черте города, дают больше возможностей для искушений. Это тоже абсолютный факт.
У меня очень часто люди спрашивают благословения:
«Отец Константин, благословите поехать в какой-нибудь монастырь».
И называют какой-нибудь монастырь, например, Валаамский монастырь или даже Коневский монастырь, на острове Коневец, под Петербургом, в Ладожском озере. Я иногда благословляю, иногда нет. Если человек ищет по-настоящему пользы для своей души, я советую ему избрать какой-нибудь другой монастырь, менее известный.
В интернете вы можете посмотреть на сайте, ведь у каждой епархии есть свой сайт. Вологодская епархия, Новгородская епархия, Самарская, ну и так далее, митрополия. И вы должны посмотреть, какие обители существуют, их адрес, посмотреть на карте, где этот монастырь находится. То есть поискать удаленный монастырь.
Дальше вы должны заранее созвониться с игуменом, примет ли он вас. Дальше вы должны в своём приходском храме получить, во-первых, благословение вашего духовника, во-вторых, бумагу, что вы являетесь прихожанином такого-то храма. После этого с этой бумагой вы уже едете и к отцу-наместнику, к отцу-игумену, подходите и показываете ему эту бумагу, и он вам даёт возможность пожить в этом монастыре, потрудиться и помолиться.
Понятно, что сейчас особо духоносных наставников вы не найдёте, но тем не менее, и не нужно нам искать особо святых старцев. Просто верующий, любящий Бога человек.
Что нам еще может быть нужно?
Любящий Бога, спасающий себя и по возможности окружающих, молящийся монах в каком-нибудь отдаленном монастыре, который, может быть, и малограмотный, может быть, и мало читал каких-то духовных книг, но он любит Бога, он молится, он ходит на службы.
Что еще нам нужно? Как получить какой-то духовный совет, может быть, какое-то слово ободрения услышать от такого человека.
Опять же, в монастырях идут службы, вы всегда можете узнать, какие службы идут. Если вы узнаете, что в этом отдаленном монастыре службы совершаются по уставу – монастырь, где по-настоящему молятся, можно смело ехать в этот монастырь.
Собственно, ведь мы для чего едем в монастырь?
Даже не для того, чтобы с духоносными людьми познакомиться. Их, правда, сейчас мало, дефицит на них. Но для того, чтобы окунуться в эту монашескую атмосферу, можно сказать, перезагрузиться, как вот компьютерная перезагрузка, оторваться от суеты. И это возможно только через погружение в богослужение.
Я сам в своей жизни был в разных обителях, и мне посчастливилось, например, на Святой горе Афон быть, и на Соловках, и на Валааме, и в других местах и обителях. Я хочу сказать, что вот это погружение в богослужебный монастырский ритм, когда это правда тяжело, и ломит спину, и ноги болят, это правда – а у меня еще и спина больная – и спина болит, и все это.
Но тем не менее, если мы с вами с помощью Божьей все-таки это испытание выдержим, то мы, конечно, великую пользу из всего этого извлечем. Побыть даже два дня в таком монастыре, погрузиться на пределе человеческих душевных и физических сил в ритм молитвы, вы потом вынырнете совершенно другим человеком из этого состояния.
Поэтому, дорогой, с Богом! Я благословляю вас съездить в какой-то монастырь.
Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко
Читайте еще: