Найти тему

Опасная мода: 11 жутких трендов из прошлого.

Оглавление

Мы стараемся выглядеть как можно лучше и превзойти остальных почти с начала времен. Однако одержимость последними модными тенденциями часто обходится дорого. От переломов костей и обмороков до уродств и, в конечном итоге, фатального конца — эти модные причуды демонстрируют, как далеко заходили некоторые из наших предшественников в поисках своего стиля.

Радиоактивная косметика. Конец XIX – начало XX века

Реклама косметики Tho-radia из июньского номера журнала Marie Claire за 1938 год. Le Salon de la Mappemonde, Flickr
Реклама косметики Tho-radia из июньского номера журнала Marie Claire за 1938 год. Le Salon de la Mappemonde, Flickr

После того как в 1898 году был открыт радий, предлагалось использовать его в различных целях, в том числе в косметике. Особой популярностью во Франции стали духи, зубная паста, помада и кремы, содержащие хлориды радия и тория.

До того, как опасность воздействия радиации была полностью осознана, многие считали, что она содержит энергию, которая может замедлять старение или придавать коже сияющий цвет. Увлечение радиоактивностью даже привело к тому, что про некоторые продукты производители заявляли, что они радиоактивны, хотя на самом деле это не так – просто чтобы присоединиться к шумихе.

Вместо омоложения кожи эти вредные зелья приводят к рвоте, внутреннему кровотечению и, в конечном итоге, к раку. К счастью, большинство людей, использовавших радиоактивную косметику, не потребляли ее до токсичного уровня, но американскому светскому человеку и игроку в гольф-любителю Эбену Байерсу не так повезло. После травмы руки врач прописал ему Радитор – тонизирующее средство из растворенного в воде радия. Сначала он думал, что напитки придали ему энергии, но после употребления около 1400 доз у него начали выпадать зубы, и в конце концов у него отвалилась челюсть. Он умер в 1932 году от множественного рака.

Ртуть в шляпах. XVIII-XIX века

Безумный Шляпник, иллюстрация Джона Тенниела.
Безумный Шляпник, иллюстрация Джона Тенниела.

В опасности могли оказаться не только те, кто следил за последними модными тенденциями. Иногда жертвами могут стать и те, кто шил одежду. При производстве фетровых и меховых шапок, популярных в XVIII и XIX веках, ртуть оказалась не самым удачным ингредиентом для клея. Было обнаружено, что ртуть делает волосы более гибкими и облегчает их соединение. Длительное воздействие может привести к отравлению и так называемой болезни безумного шляпника – отсюда и термин «безумный шляпник». Неприятные симптомы включали тремор, головные боли, изменения личности и снижение функции мозга. Считается, что это ужасное состояние послужило источником вдохновения для создания персонажа Безумного Шляпника в «Приключениях Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Свинцовый макияж. Античные времена- XIX век

Портрет Елизаветы I, энциклопедия Britannica
Портрет Елизаветы I, энциклопедия Britannica

Сегодня многие из нас стараются заполучить золотистый загар по всему телу, но в минувшие годы желанной была бледность. Бледный цвет лица был символом статуса и указывал на то, что человек принадлежал к более высокому классу, тогда как загар подразумевал, что вы, вероятно, работали в поле и, следовательно, принадлежали к более низкому классу. Между XVI и XIX веками в моду вошли красные румяна на щеках. Для этого в косметике часто использовалась свинцовая краска, которая отбеливала кожу и была также известна как венецианские белила. Еще древние римляне, египтяне и греки отдавали предпочтение косметике, содержащей свинец, для отбеливания цвета лица.

Регулярное использование такой косметики может привести к попаданию в организм токсичных уровней свинца и привести к параличу мышц и болям в животе, а также к умственным нарушениям. Что делало этот макияж еще более смертоносным, так это то, что свинец в венецианских белилах мог вызвать пятна, выпадение волос и рубцы на коже, поэтому пользователи затем наносили еще больше, чтобы это скрыть.

Трагической смертью, вызванной этой опасной смесью, стала смерть графини Марии Ковентри. Знаменитая светская красавица во времена правления Георга II, Мария Ковентри умерла всего в 27 лет от отравления свинцом, вызванного венецианскими белилами, которые она так любила.

Английская королева Елизавета I была еще одной известной поклонницей свинцового макияжа, ее можно было увидеть на многих портретах с бледным цветом лица, и вероятно, она использовала венецианские белила, чтобы скрыть шрамы, оставленные оспой.

Жесткие воротники рубашек. XIX век

Высокий, туго накрахмаленный воротник с острыми концами, доходящими до подбородка. Tumblr
Высокий, туго накрахмаленный воротник с острыми концами, доходящими до подбородка. Tumblr

В то время как женщины часто становились жертвами опасных модных экспериментов, мужчины тоже не всегда оставались в безопасности. Съемные воротники, прикрепляемые к рубашке заклепками, стали популярны в викторианский период, и для их жесткости использовался крахмал. Вот тут-то и закралась опасность. Немцы называли их ошейниками vatermorder («отцеубийца»), поскольку они могли перекрыть кровоснабжение сонной артерии, снабжающей мозг кислородом, и, по сути, задушить владельца. Днем это можно было почувствовать и исправить достаточно легко, но несколько бокалов вина и удобное кресло у камина — все, что было нужно, чтобы заснуть еще одетым. Задняя часть жесткого воротника заставит мужчин спать с наклоненной вперед головой и в результате может задушить их. Даже вне этого удушающий ошейник мог вызвать абсцесс мозга или перерезать острыми углами само горло.

Мокрые муслиновые платья XVIII-XIX века

Мервейёзы в муслиновых платьях, Исаак Крушанк
Мервейёзы в муслиновых платьях, Исаак Крушанк

Муслиновые и хлопковые платья стали модными в XVIII и XIX веках, особенно после того, как их носила французская королева и известная модница Мария-Антуанетта. После падения французской монархии хлопчатобумажные платья стали восприниматься как материал для простых людей, и каждый хотел, чтобы его видели в этих тонких, легких платьях — в любую погоду. Однако промокать в таком материале не самая лучшая идея. Эта прохладная тенденция может вызвать пневмонию, в некоторых случаях даже смерть.

Существует предположение, что некоторые женщины даже специально мочили платья, но это может оказаться всего лишь популярным мифом. Заболевание, связанное с такой одеждой, получило название «муслиновая болезнь».

Токсичный зеленый краситель. XIX век.

Фото с сайта музея The MET
Фото с сайта музея The MET

Парижский зеленый или другой вариант, известный как зеленый Шееле, были любимыми пигментами Викторианской эпохи. Используемый в картинах Клода Моне, а также в обоях, он ценился за свой глубокий изумрудный цвет. Вскоре женщины стали выстраиваться в очередь, чтобы сшить платья этого цвета, поскольку он держался дольше, чем другие подобные оттенки, заставляя зрителей зеленеть от зависти.

Этот популярный цвет был достигнут путем смешивания меди с высоким содержанием мышьяка, что делает полученную смесь очень токсичной. Результатом контакта с ней могли быть рвота, поражения кожи и рак, а женщины даже не догадывались, что именно одежда вызывала у них болезни.

Бинтование ног. X-XX века

Фото женщины с ногами "золотыми лотусами", Лай Афонг, 1870-е годы.
Фото женщины с ногами "золотыми лотусами", Лай Афонг, 1870-е годы.

Считается, что этот обычай был вдохновлен китайской придворной танцовщицей X века с особенно изящными ногами. Детям в Китае в возрасте от четырех до девяти лет связывали ноги. Это включало тугое бинтование ступней, при этом меньшие пальцы ног были подвернуты под ступню, чтобы добиться маленькой и заостренной формы. Со временем для достижения желаемого эффекта часто приходилось ломать кости ног. Помимо мучительной боли и проблем с ходьбой в дальнейшей жизни, также могли возникнуть серьезные инфекции.

Связывание ног имело место до тех пор, пока оно считалось символом статуса и воплощением женской красоты, но в конечном итоге эта практика была запрещена в Китае в 1912 году, хотя она продолжалась тайно в течение нескольких десятилетий спустя. Можно предположить, что сегодняшнее ношение высоких шпилек показывает, что некоторые люди по-прежнему будут терпеть некоторый уровень боли и дискомфорта, чтобы оставаться модными.

Хромая юбка (юбка хоббл). Начало XX века

Открытка (ок. 1911 г.), на которой изображен мужчина, указывающий на женщину в хлипкой юбке. Подпись: «Юбка-хоббл. Что это? Это юбка с ограничением скорости!»
Открытка (ок. 1911 г.), на которой изображен мужчина, указывающий на женщину в хлипкой юбке. Подпись: «Юбка-хоббл. Что это? Это юбка с ограничением скорости!»

Эти юбки имели чрезвычайно узкий подол, чтобы пользовательница не могла сделать шаг слишком широким. Некоторое время такой фасон был популярен в начале 20-го века, юбки серьезно мешали владелеце ходить, но считалось, что они придавали им более изящный вид. Считается, что эта причудливая тенденция была вдохновлена американкой Эдит Огилби Берг – первой авиапассажиркой в сопровождении пионера авиации Уилбура Райта в 1908 году. Берг обвязала ее платье веревкой, чтобы оно не разлетелось от ветра, и это привлекло внимание французского дизайнера Поля Пуаре.

Интересно, что женщины в то время восставали против социальных норм. Они становились более физически активными, и суфражистское движение набирало обороты, так что эта тенденция могла бы быть потенциальной попыткой их подчинить. Трудности при ходьбе, вызванные хромающими юбками, привели к тому, что в Нью-Йорке запустили трамваи без ступенек, чтобы девушкам было легче в них заходить.

Сообщалось о череде смертельных случаев из-за хромающих юбок, например, когда женщины спотыкались о мосты или не могли быстро уйти с дороги от машин и лошадей. Неудивительно, что они вышли из моды, особенно с началом Первой мировой войны.

Фонтанж и пуф. XVII-XVIII века

Мария Тереза Луиза Савойская, принцесса де Ламбаль (ок. 1776 г.) Wikipedia
Мария Тереза Луиза Савойская, принцесса де Ламбаль (ок. 1776 г.) Wikipedia

Самая высокая, самая большая и возмутительная шевелюра была в моде при французском дворе. Пуф – сложная прическа с использованием проволочного каркаса, подушки и накладных волос – часто покрывался животным жиром, чтобы сохранить форму. Они могли оставаться на месте до двух недель и привлекать вредителей, например мышей.

Фонтанж представлял собой сложную кружевную прическу с лентами, удерживаемыми проволочным каркасом, из-за чего с ней было очень трудно перемещаться. Они также легко загорались из-за свечного освещения. Прически имели тенденцию становиться больше и сложнее, требовалось больше булавок, чтобы удерживать их на месте, что становилось опасным как для владельца, так и для окружающих.

Корсеты. XII-XX века

Женский корсет 1730–1740 г. Фотография из библиотеки изображений Музея искусств округа Лос-Анджелес
Женский корсет 1730–1740 г. Фотография из библиотеки изображений Музея искусств округа Лос-Анджелес

В период с XII по начало XX веков корсет был ключевой частью женского наряда и представлял собой плотно прилегающий лиф с пластинками из дерева, кости, а затем и металла. Он создал женственный V-образный силуэт, который в то время считался идеальным, а также предотвращал сутулость. Женщины, которые его носили, должны были держать высокую планку морального поведения того времени, а корсет эффективно контролировал женское тело и физически, и социально. Однако те, кто его не носил, считались «свободными» во многих отношениях.

Очевидно, что если корсет зашнуровать слишком туго, это вызовет дискомфорт и затруднение дыхания. Постоянное ношение корсета может оказывать давление на внутренние органы и даже заставить их смещаться. Корсеты обвиняли в том, что женщины теряли в них сознание, а также называли причиной многих болезней. Одной женщине от сильного натяжения куски корсетной стали вошли в область сердца на 8 дюймов.

Капли для глаз из белладонны. XIX век

Tumblr
Tumblr

Большие зрачки были еще одной привлекательной чертой, к которой стремились викторианские женщины, поскольку считалось, что это выглядит соблазнительно. Это связано с тем, что вы выглядите так, будто страдаете чахоткой, с бледной кожей и слезящимися глазами. Эта довольно специфическая и тревожная тенденция привела к тому, что некоторые женщины буквально капали яд себе в глаза. Белладонна (также известная как смертельный паслен, что должно было быть подсказкой) использовалась в глазных каплях и иногда использовалась для расширения зрачков. Некоторые использовали цитрусовые соки чтобы выполнить ту же задачу, но эффект белладонны сохранялся гораздо дольше. Менее серьезные симптомы могут включать сухость во рту, невнятную речь, чувствительность к свету и покраснение кожи, но могут привести к галлюцинациям, потере памяти, слепоте и, в конечном итоге, к совсем печальным последствиям.

Вот такая высокая цена за «красоту».