Одно из самых ярких влияний Миядзаки на анимацию заключается в его способности объединять фантастику и реальность. В его мультфильмах зритель может погрузиться в историю, полную фантастических существ и событий, но при этом он всегда будет понимать, что все это про наш реальный мир. Я рос на мультфильмах Хаяо Миядзаки и до сих пор пребываю в диком восторге от его работы «Навсикая из долины ветров» (1984).
Он показал, что анимация может быть искусством, пронизанным глубокими эмоциями и мыслями. И его новый мультфильм, посвященный своему внуку, вновь доказывает, что мастер по-прежнему способен создать удивительно разнообразные миры с богатым воображением, поместив внутрь очень трогательное и философское послание о преодолении травм и взрослении.
В разгар Второй мировой подросток Махито теряет мать. Она гибнет ужасным образом в больнице во время пожара прямо на глазах у мальчика. Но не успел юноша пережить горе, как отец знакомит его с новой женой − Нацукэ, которой вот-вот предстоит родить ребенка. Семья перебирается в сельскую местность в окружении юрких сгорбленных старушек с огромными головами.
А неподалеку находится таинственная башня, происхождение которой каждый трактует по-своему, но все сходятся в одном: там творится нечто таинственное. Дополняет эту теорию безымянная серая цапля, которая подозрительно близко летает возле мальчика, ехидно дразнит его, а затем обретает голос, который говорит, что мать жива.
Хаяо Миядзаки вновь устраивает яркое и сложное визуальное пиршество с привычными уже мимишными и не очень существами, сказочными антагонистами, аппетитной едой в кадре и недружелюбными мирами. Опасностей тут также хватает: где-то на высоте мальчика и его спутников подстерегают прожорливые пеликаны или, например, собранные в военные отряды попугаи, которые подчиняются диктатору в кроваво-красном плаще, готовы и вовсе приготовить из него вкусное блюдо.
Сам сюжет получился очень хаотичный, прыгая из одного мира в другой, но весь этот анимационный импрессионистский хаос нужен для того, чтобы затем прийти к невероятно сильной кульминации, где все встанет на свои места.
И это, пожалуй, самый трогательный момент, когда случается встреча мальчика Махито с двоюродным дедушкой — главным творцом, заключенным в башне сказочной вселенной. Эта сцена одновременно и самая эмоциональная и невероятно печальная, ведь в ней чувствуется прощание Хаяо со своими зрителями.
Режиссер помещает себя в образ двоюродного долгоживущего дедушки, который готовится к своей смерти, но перед этим планирует оставить в наследство свое детище близкому человеку. На этой сцене, признаюсь честно, я прослезился, ведь это прощание не столько героя, сколько режиссера со зрителем.
В 2013 году Хаяо Миядзаки уже прощался с нами в мультфильме «Ветер крепчает». Спустя десять лет он вернулся к нам с «Мальчиком и птицей», чтобы вновь намекнуть на прощание. Однако недавно появились новости, что возможно режиссер создаст продолжение мультфильма «Навсикая из долины ветров».
А пока японский аниматор в новой работе вновь дает понять, что какой бы утопичный и сказочный мир он не создавал, нет ничего важнее нашего реального мира: да, неидеального, да, с безумными войнами и конфликтами, но в нем по-прежнему есть то, ради чего стоит жить.
_______________________________________________________________________
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх, пишите комментарий, подписывайтесь на канал − и уже скоро увидимся! Также подписывайтесь на телеграм-канал, где я пишу отзывы на кино✨