Найти тему
НэстиБлог

Как менялся эталон красоты советской женщины

Оглавление

1920-1930-е годы: скромность

Трудно говорить о стандартах красоты в стране, население которой только-только научилось пользоваться мылом, а доступ к горячей воде имеет в основном по праздникам. Главным требованием к красоте в таких условиях должно быть отсутствие на одежде пятен. Однако представления о том, как должна выглядеть женщина, все же имелись. С большой натяжкой их можно назвать стандартами красоты

Начнем с того, что партия не одобряла любовь к украшательству, поэтому девушки почти не пользовались косметикой. Комсомолок, которые надевали короткие юбки и румянили щеки, стыдили на собраниях: приличная женщина должна думать о классовой борьбе, а не о глупостях. Передовицы писали, что «штукатурить физиономию, мазать губы и брови, прыскаться острыми духами, надевать чулки пофасонистее, сапоги обязательно с  ударным блеском — это уже заскок за границу мещанства».

Зато волосы стригли все. Во-первых, короткая стрижка противопоставлялась старорежимным косам. Во-вторых, она была куда удобнее для работы на заводе, чем длинные волосы. В-третьих, коррелировала с западной модой.

-2

Что типично для послевоенного времени, худоба была тоже не в моде. Ценилась плодовитая полнота. Идеальная женщина тех лет — крупная, сильная ударница производства

1950-1960-е годы: простая одежда и мода на стройность

В первые годы после войны о красоте тела никто не думал. Сотни тысяч советских граждан страдали от дистрофии. Историк моды Вэган Мертанен в книге «Советская красота. 1917-1991» пишет, что в первой половине 1950-х сказать женщине, что она пополнела, означало сделать комплимент.

Страна нуждалась в плотных, крепких девушках, которые произведут на свет новые поколения, поднимут целину, запустят заводы. Так что пропаганда продолжала культивировать образ советской труженицы. Фабричная рабочая в платке, в пиджаке поверх платья, без следов косметики — такой была женщина в СССР 50-х. Однако со смертью Сталина в 1953 году старые стереотипы посыпались как карточный домик.

-3

В 1956 году из-за рубежа до СССР дотянулся Диор. То есть не буквально, конечно, а в переносном смысле. На экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где Людмила Гурченко исполняла песню «Пять минут» в платье с диоровским силуэтом new look. Теперь девушки хотят носить наряды, которые подчеркивают талию. Началась борьба за мужское внимание, поскольку конкуренция в послевоенные годы была прямо-таки беспощадная.

-4

Вдобавок пришла мода на худобу. Не последнюю роль в этом сыграла британская супермодель Твигги, о комплекции которой красноречиво говорит ее псевдоним (от англ. twig — «тростинка»). В СССР, впрочем, была своя Твигги — Надежда Румянцева, сыгравшая главную роль в фильме «Девчата» 1961 года. Дух эпохи вознес на пьедестал «символического ребенка», и советские дамы в погоде за модными параметрами садятся на диету.

70-е годы: яркие тени и брюки- клеш

Если поставить рядом трех культовых киногероинь этого десятилетия — Зину из «Иван Васильевич меняет профессию», Надю из «Иронии судьбы» и Людмилу Калугину из «Служебного романа» в день её радикального преображения, можно заметить, что, невзирая на разницу положений, эти гражданки носят совершенно одинаковый макияж. Обведенный контур губ, стрелки и голубые тени — три главных тренда эпохи. Если в кино требовалось показать модницу, то красили ее именно таким образом. Голубой, кстати, советские дамы брали не по своей воле, а потому, что его легче всего было достать.

-5

На Западе расцветают две субкультуры: хиппи и панк. В моду входят брюки-клеш, вязаные, растянутые свитеры, водолазки-лапша, батники, жилеты, блейзеры (клубные пиджаки), повязки на лоб, сарафаны-макси. Ничего этого в СССР, конечно, не достать, так что женщины садятся за швейные машинки. Мода на худобу тем временем продолжила набирать силу.

-6

1980-е: джинсы и точеные плечи

Наконец, в 1980-е железный занавес упал и мода стала развиваться беспорядочно, хаотично. В киосках появились зарубежные журналы, а по телевизору стали крутить иностранные сериалы. Женщины с изумлением узнают, что мир смотрит на красоту под другим углом. Теперь главный девиз всех советских модниц — «все должно быть ярко».

-7

Вошли в моду огромные плечи, как у Елены Яковлевой в «Интердевочке». В джинсы облачились даже самые отсталые слои населения («Самая обаятельная и привлекательная»). Всё, что удавалось добыть в огромных очередях — лаки, тени, помады всех немыслимых цветов, но обязательно перламутровые, — всё это становилось предметом гордости и наносилось на лицо щедрыми мазками.

-8

Наконец, в эти годы прочно закрепилась мода на худобу. Красавица 80-х — безукоризненно стройная, яркая, самоуверенная женщина.

1990-е: блонд и брови ниточки

Затрону немного начало 90-х и развал Союза. Мода тогда была очень интересная.

В 1990‑е годы было очень модно носить что-нибудь на голове. Это было десятилетие шляп и головных уборов. Волосы тоже украшали на все лады: эластичные повязки, косынки, банданы, декоративные заколки и шпильки.

-9

Чего в 1990‑е годы не боялись, так это блеска. Сейчас можно встретить наблюдение, мол, особенно тогда любили перламутр. Любили его, потому что не было других сияющих текстур, появившихся в современности, — атласных, шелковистых, стеклянного или винилового блеска. Перламутр помогал добиться сияния, и «сиять» могли всем лицом: перламутровые тени, помада и румяна одновременно. Самыми популярными были голубые и серо-серебряные тени, которые щедро наносили на всё веко до бровей практически без растушёвки.

-10

«Горячим» блондом парикмахеры называют чистый фон осветления, получаемый после обесцвечивания волос пудрой. В дальнейшем волосы нуждаются в тонировке, иначе они становятся слишком хрупкими. Да и оттенок редко получается красивым, обычно это фактически жёлтые волосы, а если они до этого были окрашены, то ещё и неоднородного цвета — очень светлые корни и более тёмные концы.

Всё десятилетие россиянки носили Чёлки. Именно так, с заглавной буквы. Чёлки носили при стрижке любой формы и длины. При вьющихся и кудрявых волосах это напоминало пуделя, но безжалостная мода требовала Чёлку без оглядки на текстуру волос. Чёлка была короткой, но максимально неудобной: её скромной длины хватало для того, чтобы лезть в глаза. Чёлку недостаточно было иметь. Её следовало накручивать, приподнимать и закреплять лаком. Она диктовала жизнь хозяйке.

Распрощавшись с густыми бровями 1980‑х, их принялись активно выщипывать. И выщипывать, и выщипывать, и выщипывать… С серединных девяностых брови стали настолько тонкими, какими были только в 1920‑х годах.

А какая эпоха нравится вам больше всего?

-11