Как советский кран оказался на шасси американца

4,6K прочитали

Не так давно мне попалось объявление о продаже автокрана, которое меня повергло в легкий шок. А как иначе, если крановая установка советского образца установлена на американском шасси Kenworth. Вот уже более 30 лет я занимаюсь исследованиями в области истории отечественного краностроения, и тут вдруг попался такой финт с ушами – одно сплошное белое пятно.

Для начала небольшая предыстория вопроса. Оказавшийся в продаже кран МКАТ-40 выпускался Куйбышевским механическим заводом № 1 (с 90-х годов – ОАО "Сокол"), правда, не на американском шасси. Во времена СССР это предприятие входило в состав Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР и производило для подведомственных организаций грузоподъемную технику и прочие машины и оборудование вплоть до прицепов-тяжеловозов.

Основанный в сентябре 1941 года на базе эвакуированного из Киева Военно-механического завода № 1, в период ВОВ завод работал на оборонку. В январе 1946-го был выпущен первый автокран АК-3 на шасси грузовика ЗИС-5. В начале 50-х предприятие переориентировалось на производство малогабаритных кранов "Пионер" грузоподъемностью 500 кг, в дальнейшем освоило изготовление стреловых кранов "Деррик" грузоподъемностью 1 т, а в 1951 году наладило выпуск башенного крана СБК-1 грузоподъемностью 1 т. В конце 50-х был запущен в производство монтажный полноповоротный кран МК-1 на базе трактора С-80, а также башенный рельсовый кран БК-5. В 50-60-е годы на многих стройках трудились куйбышевские башенные краны МСК-5-20. В 60-е годы в серию пошел пневмоколесный кран МКП-20 грузоподъемностью 20 т, однако он выпускался недолго. В середине 60-х его сменил 25-тонник МКП-25, а в 80-е появилась модернизированная версия МКП-25А.

Во второй половине 60-х годов Куйбышевский механический завод № 1 вернул в свою производственную программу автокраны. Новая модель МКА-6,3, разработанная в середине 60-х годов ЦКБ Главстроймеханизации Минмонтажспецстроя СССР, базировалась на шасси ЗИЛ-130, имела механический привод рабочих механизмов и характеризовалась грузоподъемностью 6,3 т. Особенностью этого крана была выдвижная решетчатая стрела.

Автокран МКА-6,3 на шасси ЗИЛ-130
Автокран МКА-6,3 на шасси ЗИЛ-130

Качественно новый виток в автокраностроении датирован 1987 годом, когда в рамках договора с японской фирмой Tadano на куйбышевском заводе начинается выпуск гидравлических кранов МКАТ-40 грузоподъемностью 40 т. Поворотная част крановой установки на этой модели использовалась от 50-тонного крана Tadano TG-500ERG. Неповоротную раму завод делал самостоятельно. Но, пожалуй, самое интересное в этом кране – это шасси. Для МКАТ-40 применялось 4-осное шасси КрАЗ-250 с дополнительной неведущей управляемой задней осью. Подкатная ось была позаимствована от грузовика МАЗ-5335. Она крепилась за задней ведущей тележкой и помимо управляемых колес имела упругую подвеску и рабочие тормоза. Поворот колес дополнительной оси выполнялся отдельным гидроцилиндром, подключенным к гидроусилителю руля. Синхронный поворот колес дополнительной оси и колес переднего моста шасси обеспечивался системой тяг и рычагов, соединяющих рулевые трапеции передней и дополнительной осей.

Привод механизмов МКАТ-40 осуществлялся от двигателя шасси с помощью коробки отбора мощности на раздаточной коробке. Кран оснащался 4-секционной телескопической стрелой длиной 11-35 м, а также мог комплектоваться гуськом длиной 9 или 14,5 м.

Пик производства кранов МКАТ-40 пришелся на конец 80-х – начало 90-х годов. В ту пору завод делал около сотни машин в год. После распада СССР выпуск значительно снизился и был окончательно свернут в середине 90-х.

Кстати сказать, МКАТ-40 хоть и не были самыми массовыми автокранами, как ивановские, балашихинские или дрогобычские, тем не менее, проработали очень долго, а некоторые экземпляры трудятся в строительных организациях по сей день. Лично мне один из таких кранов попадался аж в 2020 году.

А теперь, собственно, о странном МКАТ-40 на шасси Kenworth. В отличие от 4-осного КРАЗа у американца всего три оси, причем, все ведущие. Двигатель имеет мощность 450 л.с. Год выпуска этого крана – 1997-й, а VIN шасси датирован 1995 годом.

Как появился на свет этот кран, история, увы, умалчивает. Могу лишь предположить, что он был изготовлен в единственном экземпляре из японских комплектующих, сохранившихся в старых запасах завода "Сокол". Но выпущенный в единственном экземпляре кран надо было как-то сертифицировать... Или кран мог появиться на свет в результате замены исходного шасси КРАЗ на Kenworth, если такое вообще возможно. В общем, вопросы, вопросы, вопросы...

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

Если вам интересна история отечественных кранов, см. ссылки ниже.
На самом деле статей на эту тему у меня больше, заходите на мой канал в подборку "Статьи. История техники: строительной, автомобильной и др." и листайте.